Органы гос. власти и управления в природопользовании.
Регулирование природопользования или экологич. регулирование представляет собой сис-му способов и мер гос. воздействия на экологизацию общественного развития поседством гармоничного сочетания мех-мов административного управления и экон. стимулирования.
Управление природопользованием осущ. посредством территориального и отраслевого принципов. Территор. принцип – учитывает, что ОС, как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе ввоеобразна; реализ-ся начиная с главы гос-ва и заканчивая местными органами гос. власти.
Глава гос-ва – в соответствии с конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, имеющ. Силу на всей тер. РБ. Президент сам, а также через созданные властные структуры, контролирует соблюдение природоохранного законодательства мест.органами управления и сомауправления, подведомств. органами.
Парламент (Нац.Собр. РБ) – представительный и законодательный орган гос-ва, определяет основные напр-я гос. экологич. политики, принимает законодат. акты в области охраны ОС и природопользования.
Правительство (Совет Мин-в РБ) – центральный орган гос. управления, осуществляет исполнительную власть в РБ.
На местах этот принцип реализ-ся областными, городскими, районными и сельскими исполнительными комитетами, которые несут ответственность за сост-е ОС на подведомственных территориях.
Отраслевой принцип – состоит в осуществлении гос. контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рац-му использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.
Основным гос. органам управления природопользования явл-ся Министерство ПР и Охраны ОС. На него возложены след. функции: - разработка и проведение единой гос. политики в области охраны ОС и рацион-го использования ПР; - комплексное управление природоохранной деят-стью в РБ, координация работы других министерств и ведомств в этой области; - гос. контроль за использованием и охраной ПР; - разработка предложений по совершенствованию хоз-го механизма природопользования, экологич. нормативов и правил; - проведение гос. экологич. экспертизы; - обеспечение населения экологич. информацией, участие в создании сис-мы экологич. образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями; - осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.
Подведомственными Министерству природы органами управления на местах явл-ся 6 областных, минский городской комитет, 123 горрайинспекций ПР и охраны ОС, которые выполняют в местном масштабе та же функции, что и главное министерство.
В видении Мин-ва природы состоят след.научные организации: 1) ЦНИИКИВР – центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов; 2) БелНИГРИ – белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт; 3) Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир»; 4) Белорусский научно-исследовательский центр «Экология». Не относятся к министерству природы: а) Гос. инспекция охраны животного и растительного мира при президенте РБ; б) Гос. комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии; в) Министерство здравоохранения РБ; г) Министерство по чрезвычайным ситуациям в РБ; д) Министерство лесного хоз-ва; е) Министерство внутренних дел РБ; ж) Гос. таможенный комитет РБ; з) Управление делами администрации президента.
Значительную роль в организации контроля за сост-ем ОС и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: 1) Белорусское общество охраны природы; 2) Белорусское общество охотников и рыболовов; 3) Белорусская экологическая партия «Зеленых».
51.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Природа инерционно-консервативна, изменения в ней происход медленнее, чем вобществ жизни. В связи с этим огромн значение преобрет предвиденье возможных воздействий антропогенного фактора на ОС(окр среду). Составл долгоср программ и прогнозов, вкот определяется эколог стратегия хоз развития. Такой прогноз предполаг опред основных направлений и масштабов воздействия хоз деятельности на кач-во ОС. Рассматривают ОС как важнейшие условия жизни людей и устойч эконом рост.
Планирование утратило свой директивный хар-р, оно стан индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы гос-ва и др субъектов хозяйствования.
Порядок планирования меропр по охр окруж среды закрепл в з-не об охране окр среды.(Последняя редакция в 2002г)
Утверждена программа соц-экон развития РБ на 2006-2010гг.В ней оговорена гос. пол-ка в сфере природопользования, кот направ на снижение вредного антропогенного возд.-я, рационал и эконом использование прир ресурсов на основе интенсивных методов их освоения, ресурсосберегательных и малоотходных технологий, на повышение использ вторичных ресурсов и отходов.
Утвержден нац план действий по рационал использ-ю прир ресурсов и охране окр среды на 2006-2010гг. В нем отмечено в соответствии сна стратегией устойчивого соц-эконом развития РБ на период до2020г ряд стратегич целей эколог политики РБ:
1. создание блогоприятной ОС
2. улучш условий прживания и здоровья населения
3. обеспеч эколог безопасности.