Экология и природопользование
Методические рекомендации по выполнениюпрактических работ
по курсу «Экология» для студентов очной и очно-заочной форм
обучения всех специальностей и направлений
2-е издание, переработанное и дополненное
Бийск
Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова
УДК 502(076)
Д13
Рецензент: А.Г. Овчаренко, д.т.н., профессор кафедры ПБиУК
БТИ АлтГТУ
Давиденко, Г.В.
Д13 Экология и природопользование: методические рекомендации по
выполнению практических работ по курсу «Экология» для сту-дентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Г.В. Давиденко; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 44 с.
В методических рекомендациях представлены структура и содержание курса, требования и рекомендации по выполнению практических работ, направленных на развитие и закрепление теоретических знаний в области экологии, приобретение практических навыков природопользования, приведены тестовые и итоговые опросы по разделам курса.
УДК 502(076)
Рассмотрены и одобрены на заседании
кафедры «Теплогазоснабжение
и вентиляция, процессы и аппараты
химической технологии».
Протокол № 10 от 12.05.2011 г.
© Давиденко Г.В., 2011
© БТИ АлтГТУ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1 СТРУКТУРА КУРСА 5
1.1 Лекции. 5
1.2 Практические занятия. 7
1.3 Лабораторные работы.. 8
1.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)........................................9
2 СТРУКТУРА РЕЙТИНГА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ» 9
3 ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 10
3.1 Занятие № 1.Основные региональны проблемы
природопользования. 10
3.2 Занятие № 2. Биосфера как среда развития человеческого
общества…………………………………………………………………..11
3.3 Занятие № 3. Антропогенное воздействие на биосферу. 12
3.4 Занятие № 4. Научно-техническая революция
и экологический кризис…………………………………………………..14
3.5 Занятие № 5. Эколого-экономические проблемы
природопользования в России…………………………………………...16
3.6 Занятие № 6. Принципы и методы управления
природопользованием и охраной окружающей среды в России. 18
3.7 Занятие № 7. Состояние окружающей среды как основа
устойчивого развития. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Входной контроль знаний 21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Тестовый опрос
«Основы экологии»……………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Тестовый опрос
«Природопользование»…………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное). Тестовый опрос «Правовые
и экономические методы управления» 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное). Итоговый контроль знаний 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное). Экологические задачи
и ситуации………………………………………………………………...41
ЛИТЕРАТУРА.. 43
ВВЕДЕНИЕ
В современном понимании экология – это научное направление, изучающее и отражающее весь сложный комплекс взаимоотношений человека с окружающей средой и природой в целом.
Данное емкое определение нашло отражение в требованиях государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Экология» (которая начиная со второй половины девяностых годов преподается в обязательном порядке во всех высших учебных заведениях РФ).
Курс «Экология» даёт студентам технических вузов научное представление об основополагающих принципах и методах современного природопользования, о тенденциях и проблемах его развития от глобального до регионального уровней. Курс рассчитан на студентов, не имеющих специализированной подготовки по естественным наукам (в том числе основам экологии), и восполняет, по мере необходимости, недостающие знания в смежных с дисциплиной научных областях. Основные цели курса включают получение студентами знаний:
- о взаимодействии организмов в биосфере;
- о биологической, глобальной, социальной экологии, системном подходе к её изучению;
- об эколого-экономических особенностях хозяйственной деятельности человеческого общества и связанных с ней экологических проблемах;
- об основах современного экологопользования, мировом и отечественном опыте по рациональному природопользованию и охране природы;
- об экологических взаимодействиях экономического развития человеческого общества и природы;
- об основных принципах международного экологического сотрудничества.
СТРУКТУРА КУРСА
Структура курса «Экология» схематично представлена на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура курса
Лекции
Темы, содержание и количество часов лекций изложены в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание лекционного материала
Номер недели | Номер лекции | Наименование лекции | Количество часов | Лит. источники |
Часть 1. Основы экологии Введение в курс экологии. Основные задачи экологии. Теоретическая и прикладная экология. Предмет изучения факториальной и биогеоценозной экологии. Классификация факторов. Окружающая среда как целостная сбалансированная система | [1, 3] | |||
Учение Вернадского о биосфере и геосфере. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, видах и типах экосистем. Волчок жизни - полидоминантная экологическая система. Жизнеобеспечивающие системы биосферы. Круговорот веществ и энергий в природе. Влияние человека на биогеохимические круговороты | [1, 3] |
Продолжение таблицы 1
Основные законы экологии. Закон лимитирующего фактора, толерантности, конкурентного исключения, правило взаимодействия факторов. Классификация природных ресурсов. Природные комплексы. Особо охраняемые территории | [1, 3, 4] | |||
Часть 2. Природопользование Формы взаимодействия общества и природы. Экологический кризис, причины, пути выхода. Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация загрязнений. Техногенные экосистемы, нормирование качества окружающей природной среды. Эффект суммации | [1, 3, 4] | |||
Понятие об экологическом моделировании. Процессы, определяющие состояние воздушного и водного бассейнов. Строение атмосферы, загрязнение, изменение климата. Вода, её свойства, структура водного баланса, классификация вод. Загрязнение вод. Процессы, определяющие состояние и использование литосферы. Меры и методы защиты биосферы от загрязнений | [1, 3, 4] | |||
Теоретические аспекты природопользования. Природные ресурсы как объекты природопользования. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека | [1, 3, 5, 6, 7] | |||
Часть 3. Экономико-правовые основы природопользования Экономическое регулирование природопользования. Лимиты, лицензии, договоры, кадастры. Экологическое страхование, стимулирование, экологические фонды. Экологический вред. Экологический риск. Государственное регулирование природопользования | [2, 5, 7] | |||
Правовые основы природопользования. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности | [2, 5, 7] |
Активность студентов на лекциях определяется участием в решении проблем и вопросов, поставленных лектором во время занятий, качеством лекционных конспектов, уровнем готовности к лекциям.
Конспекты лекций просматриваются преподавателем в процессе контрольного опроса, по каждой части курса на практических и лабораторных занятиях.
Практические занятия
Темы, содержание и количество часов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание практических занятий
Номер занятия | Номер темы | Наименование темы | Кол-во часов | Литература |
Вводное занятие. Основные региональные проблемы природопользования | [1, 3, 4] | |||
Биосфера как среда развития человеческого общества | [1, 3, 4] | |||
3, 4 | Антропогенное воздействие на биосферу. Тестовый опрос 20 минут | [1, 3, 4, 5] | ||
Научно-техническая революция и экологический кризис | [3, 4, 6] | |||
6, 7 | Эколого-экономические проблемы природопользования в России. Письменный контрольный опрос 40 минут | [2, 5, 7] | ||
Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России | [2, 4, 5, 7] | |||
9, 10 | Состояние окружающей среды как основа устойчивого развития. Методы и меры защиты окружающей среды | [2, 4, 5, 7] |
1.2.1 Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать рекомендуемую тему по лекциям и литературным источникам, а также:
1) законспектировать в тетради для практических занятий:
– базовые экологические термины и понятия, необходимые для изучения дисциплины;
– краткие сведения к докладам и ответы на вопросы и задачи (если они отсутствуют в лекционном материале);
2) уделить особое внимание:
– основной теме семинарского занятия;
– современному воздействию человека на биосферу и глобальным проблемам природопользования;
– концепции перспектив устойчивого развития современного общества.
К практическому занятию студент обязан:
– иметь при себе конспекты лекций, учебники, тетрадь для практических и лабораторных занятий;
– выполнить задания из плана подготовки к предстоящему практическому или лабораторному занятию.
Если студент пропустил практическое (лабораторное) занятие, он должен самостоятельно проработать данную тему (выполнить лабораторную работу), предоставить преподавателю краткий конспект
ответов на вопросы, поставленные к данной теме (отчет о лабораторной работе).
Во время сдачи коллоквиума ответить на дополнительные вопросы по пропущенной теме (лабораторной работе).
Выполнение студентом плана лабораторных и практических занятий, правильность ответов на поставленные вопросы контролируются преподавателем во время занятий и при контрольном опросе по теме раздела (просматривается тетрадь для практических и лабораторных занятий).
Баллы за активность присуждаются студентам, которые участвуют в обсуждении разбираемой темы, высказывают оригинальные суждения, используют примеры из периодических источников.
Студент, набравший максимальное количество баллов за активность на практических занятиях по темам, разделам и сдавший все контрольные точки не менее чем на 50 баллов, получает итоговый зачет по всему курсу или имеет льготы при сдаче экзамена.
Лабораторные работы
Наименование лабораторных работ и количество часов, отведенных на них, отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Содержание лабораторных работ
Номер работы | Наименование лабораторной работы | Кол-во часов | Лит. источник |
Имитационная компьютерная игра «Малая река» | [1, 3, 5] | ||
Имитационная компьютерная игра «Озеро» | [1, 3, 5] | ||
Лабораторная работа «Только одна атмосфера» | [1, 2, 3, 5] | ||
Деловая игра «Планирование и управление природопользованием» | [1, 2, 7] |
1.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)
План-график изучения дисциплины составлен, исходя из того, что студент еженедельно 4–5 часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом.
Самостоятельная работа должна протекать по ряду параллельных направлений, отличных друг от друга по своим образовательным и формирующим целям: работа с учебной, научной и периодической литературой, выполнение лабораторных работ, тестовых заданий, выполнение индивидуальных заданий, написание докладов, сообщений, рефератов, подготовка к коллоквиумам.
Самостоятельное изучение материала (в данной работе эти разделы отмечены звездочкой *) должно сопровождаться составлением конспектов, которые можно использовать во время текущего или рубежного контроля знаний. Форма контроля может быть произвольной. Необходимым и важным видом СРС является работа с тестами. Тесты выполняют не только контролирующие функции, но и предназначены для активизации познавательного процесса: принимая решения, отбрасывая неверные ответы, студент вынужден не просто усваивать информацию, но и анализировать ее.