Какие из перечисленных ксенобиотиков относятся к первой группе веществ – загрязнителей пищи?
а) микотоксины;
б) пестициды;
в) детергенты;
г) радионуклиды;
д) антибиотики.
III. Задача. У пятимесячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, отмечаются признаки хронического отравления: периодические срыгивания, рвота, вздутие живота, неустойчивый стул, бледность кожных покровов, субфибрильная температура, явление дерматита. Ребенок беспокоен, капризен, плохо спит, снижен аппетит. Наблюдается отставание в весе. При обследовании выявлена анемия. Семья, в которой растет ребенок, проживает в санитарной зоне предприятия, где производятся гербициды, с использованием диоксинов в технологическом процессе. Из анамнеза выяснено, что ребенок от четвертой беременности. Три предыдущие беременности заканчивались самопроизвольными выкидышами. Что является причиной хронического отравления грудного ребенка? Укажите пути проникновения экотоксиканта в организм. Что было причиной самопроизвольного прерывания беременностей у женщины (матери ребенка)? Каков механизм действия данного ксенобиотика. Назовите пути минимизации поступления экотоксиканта в организм?
Контрольное задание к итоговому занятию по экологии
Вариант 7.
I. Классификация органических ксенобиотиков и их свойства.
II. Тестовые задания.
1. Учение о биогеоценозе разработал:
а) А. Тенсли
б) Э. Геккель
в) В. Сукачев
г) М. Мёбиус
Что является основными причинами экологического кризиса?
а) рост народонаселения;
б) возрастание темпов материального производства;
в) развитие науки;
г) появление новых технологий.
3. Вещества различного происхождения, содержащиеся в пище и способные вызывать злокачественные новообразования называются?:
а) пестицыды г) канцерогены,
б) гербециды, д) антиоксиданты
в) детергенты, е) зооциды
4. Какие признаки, по мнению академика В.П. Казначеева характеризуют генетическое напряжение и утомление?
а) увеличение генетического полиморфизма;
б) снижение генетического полиморфизма;
в) стабилизация генетического гомеостаза;
г) рост генетического груза.
5. Какие вещества могут обладать гепатотропным действием:
a) хлор
б) Pb
в) Соединения Mn
г) Фосфорорганические соединения
д) Pt
е) Нитросоединения
6. Укажите, какое воздействие оказывают ксенобиотики на клеточном уровне:
а) изменение деятельности ферментативных систем;
б) изменение функций внутренних органов;
в) накопление ксенобиотиков в тканях;
г) нарушение иммунологической реактивности;
д) клинические проявления патологического состояния;
е) нарушение проницаемости клеточных мембран.
7.Укажите источники поступления радиоактивного йода в организм человека с пищей:
а) рыба; б) куриный белок; в) хлеб; г) моллюски; | д) мясо; е) молоко; ж) куриный желток. |
8. Выберите, какое из определений является правильным:
Сбалансированное питание – это:
а) эндогенное питание за счёт запасов питательных веществ в организме;
б) экзогенное питание за счёт питательных веществ, поступающих из внешней среды;
в) процесс поступления в организм и усвоение им питательных веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей, регуляции функций.
III. Задача. У беременной (12 недель) тридцатилетней женщине отмечается поражение слизистых оболочек дыхательных путей, крапивница, нарушение зрения, поражены ногти. Имеются симптомы интоксикации, которые, по мнению врача, являются признаками гестоза. Из анамнеза выяснено, что пациентка в течение последних пяти лет работает на предприятии по производству формальдегидных пластмасс. Каким экотоксикантом вызваны симптомы, у наблюдаемой беременной женщины? Назовите пути поступления его в организм? Какое действие оказывает экотоксикант на клетки человеческого организма? Какую опасность представляет для потомства? Укажите меры минимизации поступления данного экотоксиканта в организм?
Контрольное задание к итоговому занятию по экологии
Вариант 8.
I. Механизм действия ксенобиотиков на различные уровни организации живых систем. Обезвреживание органических ксенобиотиков в организме человека.
II. Тестовые задания.
Выберете правильный ответ.
ПДК – это:
а) норматив, определяющий количество вредного вещества в определённом объёме окружающей среды, которое практически не влияет на здоровье человека;
б) концентрация вредного вещества в окружающей среде;
в) допустимые содержания выбросов в воздухе;
г) характеристика загрязнения среды;
д) предел достижения концентрации.
2. Укажите основные проявления воздействия шума на организм человека:
а) изменение аппетита; б) нарушение сна; в) изменение показателей крови; | г) усталость; д) боли в груди; е) снижение остроты слуха. |