Оценка воздействия на окружающую природную среду. (ОВОС)
Нормативная база:
ü ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды»
ü Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года, утвердивший «Положение об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности».
ОВОС всегда предшествует проведению государственной экологической экспертизы.
ОВОС – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством:
1) определения возможных неблагоприятных воздействий
2) оценки экологических последствий
3) учёта общественного мнения
4) разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий.
Цель ОВОС – это предотвращение или смягчение воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Субъекты ОВОС:
Заказчик
Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.
Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.
Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)
Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».
2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.
Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.
Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).
3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.
Это могут быть:
- органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные
- исполнительные органы государственной власти субъектов РФ
- иные органы, которым делегированы специальные полномочия.
О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.
Общественность
Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)
Результаты ОВОС – это
1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий
2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности
3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.
Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).
Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:
- места размещения намечаемой деятельности
- выбора технологий
- «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.
Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.
Этапы проведения ОВОС:
1) предварительная оценка и составление технического задания
На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:
ש подготовка обосновывающей документации, содержащей
описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации
ש проводится информирование общественности (раздел 4 Положения)
Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.
ש Осуществляется предварительная оценка намечаемой деятельности,
сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)
ש Составление технического задания для исполнителя либо заказчика.
2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС
Проводятся следующие мероприятия:
ש анализ состояния территории
ש анализ возможных воздействий и последствий деятельности.
3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.
Экологическая экспертиза
Правовая основа правового регулирования данных общественных отношений:
ü ст.33 ФЗ «Об охране окружающей среды» (эта норма имеет отсылочный характер)
ü ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года (с дополнениями 1998 года)
ü «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утверждённое Постановлением Правительства от 11 июня 1996 года.
Понятие
Экологическая экспертиза– это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Т.е. экспертиза – это 1) установление соответствия, 2) принятие решения о допустимости.
Часто экологическую экспертизу называют предварительным экологическим контролем. Отличие экспертизы от контроля – деятельности как таковой ещё нет, она только намечается.
Объектами экологической экспертизы (в соответствии со ст.11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе») являются:
ש предпроектная и проектная документация по намечаемой деятельности
ש проекты нормативно-правовых и иных правовых актов, реализация которых
может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Уровни экспертиз (в том числе – государственной):
1) федеральный уровень (ст.11 ФЗ называет объекты государственной экологической экспертизы)
2) уровень субъектов РФ (ст.12 ФЗ).
Виды экологической экспертизы (в зависимости от субъекта, который её назначает и проводит):
1) государственная экологическая экспертиза
2) общественная экологическая экспертиза.
Принципы экологической экспертизы: