Влияние социальных условий урбанизированной среды на здоровье человека

Человек - часть природы, он может жить лишь в весьма огра­ниченной по своим параметрам среде. Жизненная среда человека в большом городе представляет собой сложную систему социальных и экологических воздействий на организм. Это не может, не отразится на психике городского жителя, а влияние этой среды на переселившихся в город сельских жителей еще значительнее, ведь изменяется их общественное и материальное положение, ха­рактер труда и отдыха, бытовые условия - весь образ жизни.

Житель города должен решать задачи, требующие больших психологических усилий, он вынужден удлинять свое рабочее время, сокращая отдых и постоянно ощущая нехватку времени. На него ежедневно обрушивается чрезмерный поток информации. В результате у многих людей возникают неврозы и так называе­мые "болезни цивилизации".

Негативные следствия научно-технического прогресса и причины "болезней цивилизации"

I) Несоответствие быстрого нарастания социальных измене­ний медленно меняющимся биологических процессам.

Наш век является веком бурного развития науки, техники, эко­номики. Для него характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений. Биологические же процессы меняются крайне медленно, организм не успевает перестраиваться к стре­мительно меняющимся условиям внешней среды.

Свое конкретное выражение это несоответствие находит пре­жде всего в так называемом неврозе неотреагированных эмоции.

Отрицательные эмоции у человека и животных сопровожда­ются выделением в кровь большого количества адреналина. Он выбрасывается также при психическом напряжении, гневе и стра­хе, то есть тогда, когда необходима мобилизация всех сил орга­низма. Адреналин вызывает усиление сердечной деятельности и повышение кровяного давления, ускоряет свертывание крови, увеличивает просвет бронхов, тормозит работу желудка и кишеч­ника, стимулирует работу поперечно-полосатой мускулатуры, особенно при утомлении. Такое его действие обусловлено тем, что у животных и предков человека, после отрицательных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка - бег или борьба. Поэтому все выделившиеся катехоламины тут же реали­зовывались во время физического напряжения. У современного человека физические нагрузки далеко не всегда следуют за отри­цательным эмоциональным возбуждением, и нереализованные катехоламины начинают оказывать гистотоксическое действие. Прежде всего, они действуют на сердечную мышцу и гладкую мускулатуру сосудистой стенки, вызывая развитие микроневрозов в миокарде и нарушение сердечного ритма Невроз неотреагированных эмоций может лежать в основе возникновения некрозов сердечной мышцы, атеросклероза, гипертонической болезни, яз­венной болезни, а также нарушения психического здоровья.

2) Психическая усталость и эмоциональные стрессы - возника­ют в результате информационных и интеллектуальных перегру­зок, конкуренции между людьми.

Эмоциональные стрессы становятся причиной возникновения большинства язвенных болезней желудка и 4/5 случаев инфаркта миокарда Эмоциональные стрессы сопровождают конфликтные ситуации, дезорганизацию социального окружения человека Ур­банизация болезненна, так как связана с разрушением прежнего образа жизни и требует существенной перестройки личности. Со­временные люди находятся в значительно более сложном положе­нии, чем раньше, так как скорость исторических преобразований общества стала соизмерима со временем жизни отдельного чело­века

В условиях современных городов стрессы возникают у челове­ка под влиянием ряда ситуаций, таких как разводы, потеря рабо­ты; стрессы вызывают также виды деятельности, связанные с ин­тенсивным и продолжительным общением между людьми (сфера обслуживания, руководящая работа).

Стресс стал повседневным состоянием для людей, проживаю­щих в городах. Они испытывают его от появления на свет до са­мой смерти. Еще в 1926 г. Ганс Селье обратил внимание на то, что у пациентов, страдающих различными заболеваниями, обнаружи­вается ряд общих симптомов; потеря аппетита, мышечная сла­бость, повышенное артериапъное давление, снижение мотиваций и др. Эти наблюдения послужили ему основанием для определения стресса как "совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), фушщиональных и органических". Позже, в 1974 г., он писал, что стресс - это "неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне". Эмоциональный стресс разви­вается в условиях, когда не удается достигнуть результата, жиз­ненно важного для удовлетворения биологических и социальных потребностей, при этом происходит активация симпатоадреналовой системы, мобилизующей организм на борьбу. При длитель­ном стрессе продолжительное влияние гормонов, участвующих в формировании стресс - реакции и вызывающих серьезные наруше­ния в обмене липидов, углеводов и электролитов, ведет к нару­шениям функции организма, начинается заболевание - у одних людей это патология сердечно-сосудистой системы, а у других -изъязвление желудочно-кишечного тракта. Таким образом, стресс может служить патогенетической основой невротических, сер­дечно-сосудистых, эндокринных и других заболеваний, количест­во которых, особенно в последнее время, непрерывно возрастает.

Десинхроноз

Суточные и околосуточные ритмы - неотъемлемое свойство живых систем. Биоритмы с суточной периодичностью цикла на­зывают циркадианными (цикл "сна-бодрствования", температуры тела, колебания концентрации электролитов и уровня гормонов). Более длительные циклы называют инфрадианными (менструаль­ный цикл), а более короткие - ультрадианными (дыхание, ритм сердца, ритмические разряды нервных импульсов).

Важность циркадного ритма, основного для жизнедеятельно­сти всего организма, обусловлена совпадением длительности его периода с длительностью периода обращения Земли вокруг соб­ственной оси.

Свойственный всему живому обмен веществ, представляет со­бой цепь биохимических реакций, скорость которых зависит от присутствия специфических ферментов - катализаторов. Каждое звено этой цепи выступает потенциальным осциллятором (коле­бательной системой). Вероятно, среди многообразия биохимиче­ских циклов преимущество в отборе получили те, постоянная времени которых была близка к земным суткам - к 24 часам.

Околосуточные ритмы даже в условиях изоляции сохраняются неограниченно долго. Характерно, что средний период каждого отдельного циркадного ритма не равен суткам в точности. По-видимому, в этом и проявляется особенность живых систем: су­щества с жесткой временной привязанностью к циклическим яв­лениям были бы не жизнеспособны, так как не могли бы адапти­роваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Так, у человека период ритма температуры тела составляет 25 ± 0,5ч и не зависит от того, выполняется ли тяжелая физиче­ская работа или соблюдается постельный режим, находится ли обследуемый в полной изоляции или в коллективе. Суточная ди­намика температуры тела имеет волнообразный характер с макси­мальным значением в 18 часов и минимальным между 1 часом но­чи и 5 часами утра. Частота сердечных сокращений становится наибольшей к 18 часам. В это же время наблюдаются наиболее высокие показатели кровяного давления. Наименьшие величины частоты пульса отмечаются к 4 часам, а кровяного давления -примерно к 9 часам утра. Внутриглазное давление утром повыша­ется, а вечером падает. Определенные изменения в течение суток претерпевает и активность мозга Ночью, особенно между 2 и 4 часами, у человека отмечается замедленность в действиях, снижается мышечная сила, понижается память, увеличивается число ошибок при решении задач.

Весь комплекс суточных ритмов человека и животных носит строго упорядоченный характер. Поддержание его постоянства, которое обеспечивает устойчивую внутреннюю синхронизацию циркадианных ритмов, осуществляется так называемыми датчи­ками времени (синхронизаторами ритмов). Различают физические и социальные синхронизаторы. К физическим синхронизаторам относятся геофизические суточные циклы, ведущим среди кото­рых является чередование света и темноты. Свет побуждает нас к активной деятельности, темнота - к покою. Человек во многом изолировал себя от окружающей среды, оградившись от ее небла­гоприятных воздействий (мороза, дождя, прямой солнечной ра­диации), создав искусственные источники тепла и освещения. О времени суток, особенно городские жители, привыкли судить не столько по природным явлениям, сколько по положению стрелок на циферблате часов.

Важнейшим из социальных синхронизаторов является трудо­вой ритм, жестко регламентирующий прежде всего момент про­буждения. Указателями времени для нас служат стереотипные элементы рабочего и бытового распорядка - поездки на работу и с работы, прием пищи, традиционные вечерние просмотры телеви­зионных передач.

К числу социальных датчиков времени относятся также неко­торые атрибуты городской жизни: изменения городского гула, связанные с приходом дня или ночи, огни и рекламы вечерних улиц. Роль социальных синхронизаторов ритмов исключительно велика в тех случаях, когда возникает необходимость перестрой­ки привычного жизненного распорядка: например, при переходе из одной смены в другую в условиях сменной работы, при пере­езде в другой часовой пояс.

Известно, что при перелетах на реактивных самолетах в пер­вые дни прибытия на новое место люди часто испытывают физи­ческий и психический дискомфорт: ночью не спят, а днем, наобо­рот, одолевает сонливость, исчезает аппетит, появляется раздра­жительность, падает работоспособность. Через некоторое время все это проходит, и человек обретает прежнее самочувствие. Вы­раженность подобных явлений индивидуальна, но в целом они проявляются тем ярче, чем больше разница во времени между отправным и конечным пунктами полета.

Ритмы опорно-двигательного аппарата, многочисленных пе­риферических и центральных нервных образований, обеспечи­вающих двигательную функцию, первыми подстраивают свою фазу к новому суточному распорядку. Но в организме есть и дру­гие, более инертные процессы, фаза которых изменяет свое по­ложение гораздо медленнее. К их числу относится, например, су­точный ритм температуры тела. В то время как подвижные ритмы уже пришли в соответствие с новым режимом жизни, инертные ритмы только начинают свою перестройку. В результате естест­венная взаимосвязь циркадианных ритмов организма, их взаим­ная синхронизация утрачивается. Жизненные процессы оказыва­ются десинхронизированными, и до тех пор, пока инертные рит­мы не завершат своей перестройки, эта десивхронизация не ис­чезнет. Состояние организма в период рассогласования циркади­анных ритмов, их взаимной десинхронизации, получило название десинхроноза.

После сдвига времени сна к непривычным часам десинхроноз выступает вначале в явной форме: расстраивается пищеварение, что внешне выражается в частичной или полной потере аппетита; недостаток сна способствует появлению раздражительности, под­держивает сонливость и вялость в дневные часы. По мере того как фазы суточных ритмов приходят в соответствие с новым рит­мом активности и покоя, в циркадианной системе организма прекращается хаос и восстанавливается порядок, описанные симпто­мы сглаживаются и в конце концов исчезают, что, однако, еще не означает полной ликвидации десинхроноза. Десинхроноз перехо­дит из явной формы в скрытую. В состоянии скрытого десинхро­ноза большинство ритмов уже завершило свою перестройку, однако, ряд наиболее инертных процессов еще продолжает перестраиваться. В этой стадии, несмотря на внешнее благополучие -нормализацию сна, восстановление аппетита, возвращение хоро­шего самочувствия и исходного профессионального уровня, эф­фективная работа организма обеспечивается ценой избыточного напряжения.

Длительность периодов явного и скрытого десинхроноза опре­деляется величиной фазового сдвига. При максимально возмож­ном сдвиге фазы ритма "активность - покой", равном 12 часам, явный десинхроноз продолжается в среднем, без учета индивиду­альных особенностей, около 10-15 дней. В случае частых повтор­ных сдвигов, характерных для работы в гражданской авиации на трансмеридиональных линиях, десинхроноз принимает хрониче­скую форму, так как при повторяющихся изменениях распорядка сна и бодрствования циркадианные ритмы жизненных функций просто не успевают синхронизироваться друг с другом (а если ус­певают, то ненадолго). В результате наступают длительные и стойкие нарушения сна, желудочно-кишечные расстройства (вплоть до язвенной болезни желудка и, особенно, 12-перстной кишки), нервные заболевания (неврозы).

Частые изменения ритма "сон-бодрствование" характерны и для производства со сменной организацией труда. Работа в разные смены, особенно при их нерациональном чередовании, также мо­жет повлечь за собой хронический десинхроноз с обязательной для него триадой симптомов: стойкими нарушениями сна, желу­дочно-кишечными расстройствами, неврозами. Люди, работаю­щие по сменному графику, нуждаются в дополнительном отдыхе, во время которого они обязательно должны придерживаться чет­кого распорядка жизни, соответствующего естественному чередо­ванию дня и ночи.

Нарушения биологических ритмов препятствует восстановле­нию израсходованных психосоматических запасов, вызывает ус­талость, приводит к глубоким нарушениям физиологии человека. В условиях возрастания удельного веса вредно действующих внешних и внутренних факторов, при сложившейся в большинст­ве городов неблагоприятной, а иногда и кризисной экологической ситуации это серьезно угрожает здоровью городского жителя.

Возрастание физического и психического напряжения требует увеличения продолжительности сна и отдыха Однако свое сво­бодное время горожане используют крайне нерационально. Кро­ме того, постоянный рост размеров городов все более отдаляет их дом от рабочего места, что фактически приводит к сокращению свободного времени. В результате еще больше ограничиваются адаптационные возможности организма, которые и без того по­нижены под влиянием урбанистической среды.

Наши рекомендации