Производство зерна на душу населения

Регион Максимальный годовой уровень Уровень в 1990г. Изменение по сравнению с максимальным уровнем
год кг кг
Африка -28
Восточная Европа и -8
СССР        
Латинская Америка -16
США и Канада -12
Западная: Европа -8
Азия -4
Весъмир -4

Такие факторы, как снижение темпов роста урожайности при увеличении количества вносимых удобрений, деградация окружающей среды и отсутствие новых сельскохозяйственных технологий, способных заменить минеральные удобрения, предопределяют возможность голода для боль­шинства человечества в будущем.

Тенденция снижения темпов производства зерна могла бы иметь более серьезные последствия, если бы не наличие рекордных запасов зерна» сде­ланных в середине 80х годов. Переходящие запасы зерна, являясь, возмож­но, наиболее точным показателем "продовольственной безопасности", были максимальными в 1987 г. Имевшихся тогда 461 млн. т зерна, хватило бы населению планеты на 102 дня. Однако, в течение последующих трех лет потребление зерна в мире превышало его производство, и к 1990 г. перехо­дящие запасы зерна уменьшились до 290 млн.т. Населению Земли их может хватить лишь на 62 дня. С 1990 г. мировые запасы колеблются на уровне 62-72 дней потребления. Когда объем запасов зерна становится меньше 60 дневной нормы потребления, цены на пшеницу теряют стабильность. По­следний раз подобная ситуация сложилась в 1973 г., когда запасы снизи­лись до 55 дней потребления, а цены на зерно в течение нескольких меся­цев удвоились.

В последние годы наблюдается рост зависимости многих стран от про­изводимого в Северной Америке зерна. Неурожай, вызванный, например, засухой в зерновом поясе Америки может привести к серьезным проблемам в мировом масштабе.

Огромное значение имеет состав потребляемых продуктов. Растительные продукты составляют 92% человеческой диеты, животные – лишь 8% из них 2% морского происхождения. Диета же населения развитых стран энергетически гораздо дороже. В ней 30% калорий приходится на жи­вотные продукты.

Если бы развивающиеся страны имели такую диету, то тогда сегодня можно было бы прокормить всего 2,5 миллиарда человек. Так может ли Зем­ля обеспечить пищей 10,5 млрд. человек?

Лауреат нобелевской премии Н.Борлауг (Borlaug and Dowswell, 1994), многие годы отдавший борьбе с голодом, считает, что 8,3 миллиарда чело­век (один из прогнозов численности населения Земли к 2025 году) могут быть сыты. Чтобы обеспечить население земли пищей при сегодняшней диете надо к 2025 г. иметь продукцию на 57% превышающую сегодняш­нюю. Но чтобы улучшить диету в голодающих странах, надо увеличить продукцию вдвое. Для этого требуется повысить урожай во всем мире по всем зерновым. Н.Борлауг считает, что в мире есть резервы для этого: вве­дение высокоурожайных технологий, изменение маркетинга, улучшение инфраструктуры развивающихся стран. Урожаи могут быть повышены на 50-100% во многих районах Азии, Латинской Америки, бывшего СССР и Восточной Европы.

Таким образом, мнение одного из крупнейших мировых экспертов по продовольствию достаточно оптимистично и противоречит выше приведенным суждениям о новой тенденции - снижении темпов роста продукции.

Считается, что ограниченность земельных ресурсов препятствует росту объемов продовольствия. При анализе вопроса "А есть ли земли для ввода в агрокультуру", мы видим, что положение в разных регионах земли абсо­лютно различно.

В Азии, например, некультивируемых, но потенциально возможных для культивации земель, практически нет, т.к. часть земель этого региона необ­ходимо уже вывести из культивации в связи с эрозией. А в Азии живет око­ло 50% всего населения Земли. Большие же площади "свободных" земель Африки и Южной Америки - это тропические леса с их огромным биораз­нообразием и "газовыми функциями", которые стабилизируют круговорот кислорода и углекислого газа.

Оценка возможности использования некультивируемых, но потенциально годных для сельского хозяйства земель, различны. Одни ученые и политики считают возможным введение их в сельскохозяйственный оборот, другие утверждают, что распашка этих земель должна сопровождаться вы­водом такой же площади деградированных почв из землепользования для их постепенного восстановления, пока они еще могут быть "вылечены" природой. Третья группа считает, что мы уже перешагнули предел разру­шения природных экосистем и необходимо остановиться.

На объем производства продуктов питания влияют не только почвенные ресурсы, но и технологии сбора урожая, его переработки, транспортировки, распределения, а также экологическое и экономическое положение стран и этнические традиции. Являются ли сегодняшние тенденции отставания темпов роста пищевых ресурсов от темпов роста населения временными и локальными, вызванными местными условиями, такими как погодные, со­циальные, политические и пр., или долговременными и глобальными - во­прос спорный. На данный момент мы не можем с достаточной дос­товерностью оценить емкость среды нашей планеты для человеческой по­пуляции, но в одном мы должны быть уверены, что наши оценки не могут основываться только лишь на учете необходимых пищевых ресурсов или любых других потребностей человека.

Истощение ресурсов биосферы

Сегодняшние темпы роста населения означают также значительное сокращение количества приходящихся на душу населения основных природных ресурсов: земли, воды, лесов.

Особо острая ситуация отмечается в Африке. По данным ООН уровень доходов на душу населения здесь в 1982 г. был на 10% ниже, чем в 1972 г. За тот же период импорт зерна в Африку удвоился, в то время как цены на хлеб возросли в 5 раз. За период с 1930 по 1975 гг. была уничтожена треть из оставшихся, лишь на части континента лесов. Это было связано с не­сколькими причинами: рубка и вывоз ценных пород деревьев, выжигание лесов для использования земель под посевы, сжигание любой древесины для приготовления пищи быстро растущему населению. Так как обычно потребности сельского населения в хворосте и дровах велика, то окрестные леса выходят за пределы своей устойчивости и отступают от селений. Женщинам и детям зачастую приходится преодолевать огромные расстояния в поисках хвороста. В некоторых районах из-за недостатка хвороста семьи вынуждены ограничиваться одним горячим блюдом в день. Как заме­чает Л. Браун (1992) Мальтуса беспокоило, будет ли людям достаточно про­дуктов питания, но он никак не предполагал, что поиски топлива для приготовления пищи станут частью ежедневной борьбы за выживание.

Пахотные земли, которые крестьяне получали с помощью "огненного корчевания", через короткое время истощались, а ветровая эрозия ускорила процесс их полного запустения. С 50х до 80х годов нашего столетия пусты­ня Сахара продвинулась в глубь Африканского континента на 50-100 км, распространившись на бывшие пахотные земли.

Самый кризисный район в мире - юг Сахары. Там производится лишь 75% от требуемой продукции. Население страдает от голода, нищеты и бо­лезней. Непрерывный рост населения заставил перейти от традиционного залежного земледелия к непрерывному культивированию почв. Результат - интенсивная деградация почв, эрозия и истощение элементов питания.

Мы знаем также, что увеличение численности населения и расширение экономической деятельности отрицательно воздействует и на многие другие возможности природных экосистем, например, на их способность абсорби­ровать отходы. При определенном уровне загрязнения увеличение числен­ности населения равносильно увеличению этого уровня. Однако связь меж­ду народонаселением, окружающей средой и развитием экономики до сих пор не вполне понятна. И бедность, и богатство могут быть причиной дегра­дации среды. Бедность и постоянно возрастающее давление на среду застав­ляют людей в развивающихся странах вырубать леса и использовать мало пригодные для сельского хозяйства земли, которые быстро становятся бес­плодными. С другой стороны, богатство в развитых странах ведет к огром­ному нерациональному потреблению природных ресурсов и созданию мас­сы отходов.

Продукция и потребление взятые по миру в целом, росли быстрее, чем популяция за последние 40 лет. В 1950 г. мир производил только одну шес­тую часть товаров, производимых сегодня. Однако различия между от­дельными регионами мира огромны. Увеличение продукции и потребления сконцентрированы в ограниченном числе стран, в которых проживает лишь одна четверть населения мира. Разница между развитыми и развивающими­ся странами отражается в потреблении на душу населения природных ре­сурсов и в производстве выбросов и мусора. Индустриальные страны, вклю­чая Центральную и Восточную Европу, потребляют 82% энергии. В среднем потребление энергии на душу населения в развитых странах в 10 раз выше, чем в развивающихся. Эти же страны производят 68% индустриальных за­грязнений и отбросов, хотя в них живут только 16% мирового населения.

Как влияют изменившиеся условия в биосфере на человека, его здоровье, фертильность женщин и рост народонаселения - проблема сложная и внут­ренне противоречивая. Одни считают, что ситуация не трагична, нарушения биосферы обратимы, с помощью науки, политических, экономических и социальных мер можно перейти на рельсы устойчивого развития. Другие полагают, что мы уже перешагнули все возможные пределы и выход лишь в резком снижении численности населения Земли (см. приложение, текст 2.).

Одно несомненно, что человеческая популяция сможет существовать на Земле, только если осознает себя как часть единой биологической системы, в которой все части взаимосвязаны, и возникновение изменении в одной из них влияет на другие. Люди обладают способностью изменять целые об­ласти планеты, и, делая это, они оказывают как прямое, так и опосредо­ванное влияние на компоненты биосферы. Удовлетворяя свои потребности, мы всегда должны иметь представление и помнить о последствиях своей деятельности для будущих поколений и биосферы.

Наши рекомендации