Характеристика некоторых экотоксикантов

Токсикология металлов.

Токсикология раздражающих газов.

Токсикология органических растворителей.

Токсикология амидо- и нитросоединений.

Пестициды и биопрепараты: классификация, токсичность.

Токсикология диоксинов.

Воздействие на организмы малых доз радиации

Профессиональные зооантропонозы.

Популяционная экотоксикология

Генетика популяций. Понятие мутагенности. Закономерности изменения генофонда популяций.

Воздействие токсикантов на живые организмы и их популяции. Примеры

Популяция тюленей в Балтике. Воздействие на популяции птиц. Рыбы в озерах, загрязненных тяжелыми металлами.

Экотоксикология сообществ

Экотоксикология Балтийского региона. Пример экосистемы в зоне закисления. Эффекты в окрестностях металлургических заводов.

Пути и методы решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды токсическими веществами, в регионе Балтийского моря. Запрещение использования ртути и ДДТ. Проблема ПХБ. Свинец: причины и последствия загрязнения.

Циклическая модель. Угроза загрязнения для человека.

Экотоксикометрия

Токсические вещества и российское законодательство. Здоровье среды: практика оценки. Методология оценки.

Оценка здоровья среды в районе химического предприятия.

Оценка здоровья среды в регионе при комплексном антропогенном воздействии.

Оценка здоровья среды при химическом загрязнении в результате железнодорожной аварии.

Оценка здоровья среды в регионе при радиационном загрязнении.

Оценка здоровья среды при воздействии неионизирующей радиации.

Примерные темы рефератов

1. Приоритетные загрязняющие вещества в окружающей среде городов России.

2. Современные способы и технические средства уменьшения количества токсичных бытовых отходов при росте потребления.

3. Токсическое действие лекарственных препаратов.

4. Современные СМС и средства бытовой химии – возможность токсического действия.

5. Токсическое действие привычных предметов (мебель, покрытия, стройматериалы).

6. Профессиональные отравления.

7. Токсические вещества в пище современного человека.

8. Природные водные источники города и области: токсикологическая характеристика.

9. Токсическое загрязнение воздушного бассейна города и его влияние на рост заболеваемости населения.

10. Токсическое загрязнение воздуха жилых помещений.

11. Методы биотестирования качества водной среды.

12. Биоиндикация и влияние загрязнения на природные экосистемы.

13. Эколого-аналитический мониторинг суперэкотоксикантов.

14. Система стандартов безопасности труда.

15. Токсикологическая оценка захоронения отходов на свалках и полигонах ТБО.

16. Токсикологическая оценка термических способов утилизации ТБО.

17. Токсикологическая оценка аэробного и анаэробного компостирования ТБО.

18. Токсикологическая оценка сельскохозяйственных предприятий.

19. Токсикологическая оценка предприятий пищевой промышленности.

20. Токсикологическая оценка текстильной промышленности.

21. Токсикологическая оценка кожевенной и обувной промышленности.

22. Токсикологическая оценка деревообрабатывающей промышленности.

23. Токсикологическая оценка целлюлозно-бумажной промышленности.

24. Токсикологическая оценка промышленности строительных материалов.

25. Токсикологическая оценка стекольной промышленности.

26. Токсикологическая оценка керамической промышленности.

27. Токсикологическая оценка топливной и энергетической промышленности.

28. Токсикологическая оценка черной металлургии.

29. Токсикологическая оценка цветной металлургии.

30. Токсикологическая оценка процессов травления и гальваники в машиностроении и металлообработке.

31. Токсикологическая оценка лакировочных окрасочных работ в машиностроении и металлообработке.

32. Токсикологическая оценка производства и применения минеральных удобрений.

33. Токсикологическая оценка производства и применения пестицидов.

34. Токсикологическая оценка производства эмалей, смальт и красок.

35. Токсикологическая оценка нефтехимической переработки нефти и природного газа.

36. Токсикологическая оценка производства спиртов, кетонов, кислот и эфиров.

37. Токсикологическая оценка производства полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола, акрилатов)

38. Токсикологическая оценка асбестовой промышленности.

39. Токсикологическая оценка производства бутадиена, резины, сополимеров, латексов.

40. Токсикологическая оценка процессов водоподготовки.

Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену

1. Предмет и объекты экологической токсикологии.

2. Относительная опасность того или иного пестицида для экосистем.

3. Понятие загрязнение окружающей среды, загрязнитель.

4. Основные источники поступления токсических веществ к человеку.

5. Основные классы токсичных веществ. Тяжелые металлы, металлоорганические соединения.

6. Типы токсического воздействия загрязняющих веществ на живой организм: цитотоксическое, тератогенное, генетическое.

7. Понятие о ксенобиотиках. Мутагены. Канцерогены. Тератогены.

8. Влияние на здоровье человека нитритов, нитратов и пестицидов.

9. Нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

10. Ксенобиотики. Их антропогенные источники, их превращения в окружающей среде и токсические свойства (пестициды, SO2, NO2 и др.).

11. Химическое и радиоактивное загрязнение среды в комплексе антропогенных факторов воздействия на окружающую среду.

12. Свинец, его перемещение в окружающей среде, токсичность.

13. Классификация источников загрязнения: источники загрязнения воздушного и водного бассейнов, литосферы.

14. Диоксины и их производные: источники, токсичность, влияние на человека и окружающую среду.

15. Виды загрязнителей по источникам возникновения: промышленные, транспортные, с/хозяйственные, коммунально-бытовые.

16. Ртуть. Природные и антропогенные источники. Экологические последствия загрязнения биосферы ртутью.

17. Биологические методы контроля. Понятие о биоиндикации и биотестировании.

18. Соотношение структуры химиката и его токсичности.

19. Биотрансформация неорганических экотоксикантов. Избирательная токсичность.

20. Кадмий. Природные и антропогенные источники. Кадмий в наземных и водных экосистемах.

21. Санитарно-гигиеническое нормирование и его недостаточность для защиты окружающей природной среды. Несовершенство нормативов ПДК.

22. Основные пути превращения и перемещения нефти в водоеме.

23. Химические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.

24. Нормирование химических веществ в водной среде.

25. Физические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.

26. Нормирование химических веществ в продуктах питания.

27. Биологические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.

28. Нормирование химических веществ в почве.

29. Параметры водных экосистем, влияющие на поведение в ней токсикантов.

30. Влияние экотоксикантов на здоровье человека.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовые работы по учебному плану не предусмотрены.

4. Обеспеченность образовательного процесса учебной литературой

Наименование Количество
Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., 2003. – 280с.
Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник/ Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М., 2003. – 527 с.
Тихомиров Н.П. и др. Методы анализа и управдения эколого-экономическими рисками. – М., 2003. – 350 с.
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002. – 480 с.
Экология и экономика природопользования/ Э.В. Гирусов. – М., 2003. – 519с.
Экология и безопасность жизнедеятельности/ Д.А. Кривошеин и др. – М., 2002. – 447с.
Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. – М.: Высшая шк., 2006. – 334с.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Не предусмотрена учебным планом.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тест №1

Вариант 1

1. Токсикология – наука, изучающая:

а) взаимоотношения организма друг с другом и окружающей средой;

б) комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов;

в) повреждающие организм свойства химических веществ и соединений и разрабатывающая методы диагностики интоксикации;

г) все ответы верны.

2. Ксенобиотики – это

а) чужеродные для организма человека химические соединения;

б) избыточная информация, отрицательно воздействующая на психику;

в) болезнетворные микроорганизмы;

г) все ответы верны.

3. За количеством загрязнений в воде, в воздухе, в почве следят:

а) экологические службы;

б) юридические организации;

в) орнитологи;

г) токсикологи.

4. Тератогенное действие – свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:

а) раковых заболеваний;

б) повреждений генетической наследственной функции организма;

в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;

г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.

5. Нервно-паралитическое действие (бронхоспазм, удушье, судороги и параличи) вызывают:

а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;

б) наркотики (кокаин, опий), атропин;

в) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;

г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.

6. Летучие жирорастворимые вещества, не изменяющиеся или медленно изменяющиеся в организме (бензин, бензол, хлориды, этиловый эфир, четыреххлористый углерод) выводятся через:

а) почки;

б) пищеварительный канал;

в) кожу;

г) легкие.

7. Выберите правильное выражение:

а) ацетилен менее токсичен этилена;

б) пропиловый спирт более токсичен изопропилового спирта;

в) у пропана более выраженное наркотическое действие, чем циклопропана;

г) этилхлорбензол токсичнее хлорэтилбензола.

8. Мутагенное действие– свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:

а) раковых заболеваний;

б) повреждений генетической наследственной функции организма;

в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;

г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.

9. Психотропное действие (нарушение психической активности сознания) вызывают:

а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;

б) наркотики (кокаин, опий), атропин;

В) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;

г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.

10. Токсичность химических соединений зависит от:

а) путей и скорости проникновения в организм;

б) индивидуальной предрасположенности;

в) строения химических веществ;

г) все ответы верны.

Вариант 2

1. Токсикология – наука о потенциальной опасности вредного воздействия веществ на

а) человека;

б) живые организмы;

в) живые организмы и экосистемы;

г) экосистемы.

2. Примеры ксенобиотиков

а) диоксины;

б) токсины бледной поганки;

в) никотин;

г) хлорид натрия.

3. Для уничтожения растений применяют

а) инсектициды;

б) акарициды;

в) гербициды;

г) фунгициды.

4. Вещество канцерогенного действия вызывает

а) возникновение рака;

б) нарушение развития плода;

в) аллергию;

г) мутации.

5. Вещества 1 класса токсичности

а) малотоксичные;

б) чрезвычайно токсичные;

в) высоко токсичные;

г) умеренно токсичные.

6. Примеры антидотов непрямого действия

а) активированный уголь;

б) ионообменные смолы;

в) химические реагенты;

г) антиоксиданты.
7. В случае острого отравлении яд поступает в организм

а) однократно;

б) малыми дозами в течение длительного времени;

в) через желудок;

г) всасывается через кожу.

8. Какое вещество является ядовитым?

а) цианид натрия;

б) хлорид натрия;

в) сульфат натрия;

г) все зависит от дозы.

9. Токсичность – мера несовместимости вещества

а) с жизнью;

б) со здоровьем;

в) с нормальной жизнедеятельностью;

г) с нормальным развитием организма.

10. Токсическое действие СО обусловлено

а) нарушением переноса кислорода кровью за счет образования карбоксигемоглобина;

б) нарушением переноса кислорода кровью за счет ее свертывания;

в) нарушением переноса кислорода внутри клеток;

г) инактивацией дыхательных ферментов в клетках.

Вариант 3

1. Активированный уголь, который сорбирует (связывает) токсичные вещества, является антидотом

а) прямого действия;

б) непрямого действия;

в) косвенного действия;

г) антиоксидантом.

2. Циановодород (НСN) относится к классу опасности

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

3. Какой из оксидов азота обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути

а) NO;

б) NO2;

в) оба вещества;

г) ни одно.

4. Основными источниками антропогенного поступления сернистого газа в атмосферу не являются

а) сжигание углерода;

б) сжигание нефтепродуктов;

в) цветная металлургия;

г) производство бумаги.

5. По механизму действия мышьяк является

а) кровяным ядом;

б) тиоловым ядом;

в) наркотиком;

г) связывается с рецепторами ацетилхолина.

6. При хроническом отравлении ртутью поражается главным образом

а) нервная система;

б) пищеварительный тракт;

в) сердечнососудистая система;

г) органы размножения.

7. К какому классу опасности относятся соли свинца?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

8. Какие соединения хрома наиболее токсичны?

а) соединения хрома (II);

б) соединения хрома (III);

в) соединения хрома (VI);

г) все одинаково токсичны.

9. Можно ли смертельно отравиться медным купоросом?

а) можно;

б) нельзя.

10. Что опаснее (исходя из класса опасности)?

а) соли свинца;

б) неорганические соединения мышьяка;

в) сульфат меди;

г) все одинаково опасны, они относятся к одному классу опасности.

Тест №2

1. Какой из перечисленных ядов в значительном количестве содержится в ядрах миндаля?

а) атропин;

б) соланин;

в) синильная кислота;

г) рицин.

2. Из какого растения получают рицин?

а) дурман;

б) клещевина;

в) миндаль;

г) наперстянка.

3. Психоактивное действие марихуаны вызвано содержащимся в конопле

а) скополамином;

б) дигиталисом;

в) тетрагидроканнабинолом;

г) соланином.

4. Что является простейшим антидотом при отравлении метиловым спиртом?

а) этиловый спирт;

б) никотин;

в) тетрагидроканнабинол;

г) атропин.

5. Алкоголь является

а) депрессантом;

б) антидепрессантом;

в) галлюциногеном;

г) стимулятором.

6. Токсичность яда лягушек-древолазов батрахотоксина увеличивается в 12 раз, если он смешан

а) ядом гюрзы;

б) ядом тарантула;

в) ядом пчелы;

г) ядом скорпиона.

7. Какое вещество является универсальным противоядием (показано при любых отравлениях)?

а) глюкоза;

б) пилокарпин;

в) этиловый спирт;

г) атпропин.

8. Смертельной дозой алкоголя для среднестатистического взрослого человека является

а) 10-12 г на 1 кг массы тела;

б) 12-14 г на 1 кг массы тела;

в) 8-10 г на 1 кг массы тела;

г) 6-8 г на 1 кг массы тела.

9. Как действует кураре?

а) вызывает тахикардию, смерть от остановки сердца;

б) связывается с молекулами гемоглобина, затрудняет транспорт кислорода, смерть от гипоксии;

в) блокирует нервно-мышечную передачу нервного сигнала, вызывает паралич скелетных мышц, смерть от остановки дыхания;

г) вызывает сильнейшую аллергическую реакцию, смерть от анафилактического шока.

10. Антагонистом героина (антидотом при отравлениях героином) является

а) атропин;

б) налоксон;

в) барбитураты;

г) морфий.

Учебное издание

У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С

по дисциплине

«Экологическая токсикология»

Составитель:

канд. хим. наук, доц. Семенова Инесса Изосимовна

Подписано в печать г.

Печать оперативная. Бумага газетная. Усл. печ. л.

Формат 84х108 1/32. Тираж 100. Заказ №

Отпечатано в типографии

Филиал Российского государственного

социального университета в г. Чебоксары

428027, г. Чебоксары, ул. Хузангая 20

Наши рекомендации