Характеристика некоторых экотоксикантов
Токсикология металлов.
Токсикология раздражающих газов.
Токсикология органических растворителей.
Токсикология амидо- и нитросоединений.
Пестициды и биопрепараты: классификация, токсичность.
Токсикология диоксинов.
Воздействие на организмы малых доз радиации
Профессиональные зооантропонозы.
Популяционная экотоксикология
Генетика популяций. Понятие мутагенности. Закономерности изменения генофонда популяций.
Воздействие токсикантов на живые организмы и их популяции. Примеры
Популяция тюленей в Балтике. Воздействие на популяции птиц. Рыбы в озерах, загрязненных тяжелыми металлами.
Экотоксикология сообществ
Экотоксикология Балтийского региона. Пример экосистемы в зоне закисления. Эффекты в окрестностях металлургических заводов.
Пути и методы решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды токсическими веществами, в регионе Балтийского моря. Запрещение использования ртути и ДДТ. Проблема ПХБ. Свинец: причины и последствия загрязнения.
Циклическая модель. Угроза загрязнения для человека.
Экотоксикометрия
Токсические вещества и российское законодательство. Здоровье среды: практика оценки. Методология оценки.
Оценка здоровья среды в районе химического предприятия.
Оценка здоровья среды в регионе при комплексном антропогенном воздействии.
Оценка здоровья среды при химическом загрязнении в результате железнодорожной аварии.
Оценка здоровья среды в регионе при радиационном загрязнении.
Оценка здоровья среды при воздействии неионизирующей радиации.
Примерные темы рефератов
1. Приоритетные загрязняющие вещества в окружающей среде городов России.
2. Современные способы и технические средства уменьшения количества токсичных бытовых отходов при росте потребления.
3. Токсическое действие лекарственных препаратов.
4. Современные СМС и средства бытовой химии – возможность токсического действия.
5. Токсическое действие привычных предметов (мебель, покрытия, стройматериалы).
6. Профессиональные отравления.
7. Токсические вещества в пище современного человека.
8. Природные водные источники города и области: токсикологическая характеристика.
9. Токсическое загрязнение воздушного бассейна города и его влияние на рост заболеваемости населения.
10. Токсическое загрязнение воздуха жилых помещений.
11. Методы биотестирования качества водной среды.
12. Биоиндикация и влияние загрязнения на природные экосистемы.
13. Эколого-аналитический мониторинг суперэкотоксикантов.
14. Система стандартов безопасности труда.
15. Токсикологическая оценка захоронения отходов на свалках и полигонах ТБО.
16. Токсикологическая оценка термических способов утилизации ТБО.
17. Токсикологическая оценка аэробного и анаэробного компостирования ТБО.
18. Токсикологическая оценка сельскохозяйственных предприятий.
19. Токсикологическая оценка предприятий пищевой промышленности.
20. Токсикологическая оценка текстильной промышленности.
21. Токсикологическая оценка кожевенной и обувной промышленности.
22. Токсикологическая оценка деревообрабатывающей промышленности.
23. Токсикологическая оценка целлюлозно-бумажной промышленности.
24. Токсикологическая оценка промышленности строительных материалов.
25. Токсикологическая оценка стекольной промышленности.
26. Токсикологическая оценка керамической промышленности.
27. Токсикологическая оценка топливной и энергетической промышленности.
28. Токсикологическая оценка черной металлургии.
29. Токсикологическая оценка цветной металлургии.
30. Токсикологическая оценка процессов травления и гальваники в машиностроении и металлообработке.
31. Токсикологическая оценка лакировочных окрасочных работ в машиностроении и металлообработке.
32. Токсикологическая оценка производства и применения минеральных удобрений.
33. Токсикологическая оценка производства и применения пестицидов.
34. Токсикологическая оценка производства эмалей, смальт и красок.
35. Токсикологическая оценка нефтехимической переработки нефти и природного газа.
36. Токсикологическая оценка производства спиртов, кетонов, кислот и эфиров.
37. Токсикологическая оценка производства полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола, акрилатов)
38. Токсикологическая оценка асбестовой промышленности.
39. Токсикологическая оценка производства бутадиена, резины, сополимеров, латексов.
40. Токсикологическая оценка процессов водоподготовки.
Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену
1. Предмет и объекты экологической токсикологии.
2. Относительная опасность того или иного пестицида для экосистем.
3. Понятие загрязнение окружающей среды, загрязнитель.
4. Основные источники поступления токсических веществ к человеку.
5. Основные классы токсичных веществ. Тяжелые металлы, металлоорганические соединения.
6. Типы токсического воздействия загрязняющих веществ на живой организм: цитотоксическое, тератогенное, генетическое.
7. Понятие о ксенобиотиках. Мутагены. Канцерогены. Тератогены.
8. Влияние на здоровье человека нитритов, нитратов и пестицидов.
9. Нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
10. Ксенобиотики. Их антропогенные источники, их превращения в окружающей среде и токсические свойства (пестициды, SO2, NO2 и др.).
11. Химическое и радиоактивное загрязнение среды в комплексе антропогенных факторов воздействия на окружающую среду.
12. Свинец, его перемещение в окружающей среде, токсичность.
13. Классификация источников загрязнения: источники загрязнения воздушного и водного бассейнов, литосферы.
14. Диоксины и их производные: источники, токсичность, влияние на человека и окружающую среду.
15. Виды загрязнителей по источникам возникновения: промышленные, транспортные, с/хозяйственные, коммунально-бытовые.
16. Ртуть. Природные и антропогенные источники. Экологические последствия загрязнения биосферы ртутью.
17. Биологические методы контроля. Понятие о биоиндикации и биотестировании.
18. Соотношение структуры химиката и его токсичности.
19. Биотрансформация неорганических экотоксикантов. Избирательная токсичность.
20. Кадмий. Природные и антропогенные источники. Кадмий в наземных и водных экосистемах.
21. Санитарно-гигиеническое нормирование и его недостаточность для защиты окружающей природной среды. Несовершенство нормативов ПДК.
22. Основные пути превращения и перемещения нефти в водоеме.
23. Химические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
24. Нормирование химических веществ в водной среде.
25. Физические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
26. Нормирование химических веществ в продуктах питания.
27. Биологические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
28. Нормирование химических веществ в почве.
29. Параметры водных экосистем, влияющие на поведение в ней токсикантов.
30. Влияние экотоксикантов на здоровье человека.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовые работы по учебному плану не предусмотрены.
4. Обеспеченность образовательного процесса учебной литературой
№ | Наименование | Количество |
Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., 2003. – 280с. | ||
Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник/ Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М., 2003. – 527 с. | ||
Тихомиров Н.П. и др. Методы анализа и управдения эколого-экономическими рисками. – М., 2003. – 350 с. | ||
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. | ||
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002. – 480 с. | ||
Экология и экономика природопользования/ Э.В. Гирусов. – М., 2003. – 519с. | ||
Экология и безопасность жизнедеятельности/ Д.А. Кривошеин и др. – М., 2002. – 447с. | ||
Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. – М.: Высшая шк., 2006. – 334с. |
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не предусмотрена учебным планом.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Тест №1
Вариант 1
1. Токсикология – наука, изучающая:
а) взаимоотношения организма друг с другом и окружающей средой;
б) комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов;
в) повреждающие организм свойства химических веществ и соединений и разрабатывающая методы диагностики интоксикации;
г) все ответы верны.
2. Ксенобиотики – это
а) чужеродные для организма человека химические соединения;
б) избыточная информация, отрицательно воздействующая на психику;
в) болезнетворные микроорганизмы;
г) все ответы верны.
3. За количеством загрязнений в воде, в воздухе, в почве следят:
а) экологические службы;
б) юридические организации;
в) орнитологи;
г) токсикологи.
4. Тератогенное действие – свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:
а) раковых заболеваний;
б) повреждений генетической наследственной функции организма;
в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;
г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.
5. Нервно-паралитическое действие (бронхоспазм, удушье, судороги и параличи) вызывают:
а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;
б) наркотики (кокаин, опий), атропин;
в) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;
г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.
6. Летучие жирорастворимые вещества, не изменяющиеся или медленно изменяющиеся в организме (бензин, бензол, хлориды, этиловый эфир, четыреххлористый углерод) выводятся через:
а) почки;
б) пищеварительный канал;
в) кожу;
г) легкие.
7. Выберите правильное выражение:
а) ацетилен менее токсичен этилена;
б) пропиловый спирт более токсичен изопропилового спирта;
в) у пропана более выраженное наркотическое действие, чем циклопропана;
г) этилхлорбензол токсичнее хлорэтилбензола.
8. Мутагенное действие– свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:
а) раковых заболеваний;
б) повреждений генетической наследственной функции организма;
в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;
г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.
9. Психотропное действие (нарушение психической активности сознания) вызывают:
а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;
б) наркотики (кокаин, опий), атропин;
В) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;
г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.
10. Токсичность химических соединений зависит от:
а) путей и скорости проникновения в организм;
б) индивидуальной предрасположенности;
в) строения химических веществ;
г) все ответы верны.
Вариант 2
1. Токсикология – наука о потенциальной опасности вредного воздействия веществ на
а) человека;
б) живые организмы;
в) живые организмы и экосистемы;
г) экосистемы.
2. Примеры ксенобиотиков
а) диоксины;
б) токсины бледной поганки;
в) никотин;
г) хлорид натрия.
3. Для уничтожения растений применяют
а) инсектициды;
б) акарициды;
в) гербициды;
г) фунгициды.
4. Вещество канцерогенного действия вызывает
а) возникновение рака;
б) нарушение развития плода;
в) аллергию;
г) мутации.
5. Вещества 1 класса токсичности
а) малотоксичные;
б) чрезвычайно токсичные;
в) высоко токсичные;
г) умеренно токсичные.
6. Примеры антидотов непрямого действия
а) активированный уголь;
б) ионообменные смолы;
в) химические реагенты;
г) антиоксиданты.
7. В случае острого отравлении яд поступает в организм
а) однократно;
б) малыми дозами в течение длительного времени;
в) через желудок;
г) всасывается через кожу.
8. Какое вещество является ядовитым?
а) цианид натрия;
б) хлорид натрия;
в) сульфат натрия;
г) все зависит от дозы.
9. Токсичность – мера несовместимости вещества
а) с жизнью;
б) со здоровьем;
в) с нормальной жизнедеятельностью;
г) с нормальным развитием организма.
10. Токсическое действие СО обусловлено
а) нарушением переноса кислорода кровью за счет образования карбоксигемоглобина;
б) нарушением переноса кислорода кровью за счет ее свертывания;
в) нарушением переноса кислорода внутри клеток;
г) инактивацией дыхательных ферментов в клетках.
Вариант 3
1. Активированный уголь, который сорбирует (связывает) токсичные вещества, является антидотом
а) прямого действия;
б) непрямого действия;
в) косвенного действия;
г) антиоксидантом.
2. Циановодород (НСN) относится к классу опасности
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3. Какой из оксидов азота обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути
а) NO;
б) NO2;
в) оба вещества;
г) ни одно.
4. Основными источниками антропогенного поступления сернистого газа в атмосферу не являются
а) сжигание углерода;
б) сжигание нефтепродуктов;
в) цветная металлургия;
г) производство бумаги.
5. По механизму действия мышьяк является
а) кровяным ядом;
б) тиоловым ядом;
в) наркотиком;
г) связывается с рецепторами ацетилхолина.
6. При хроническом отравлении ртутью поражается главным образом
а) нервная система;
б) пищеварительный тракт;
в) сердечнососудистая система;
г) органы размножения.
7. К какому классу опасности относятся соли свинца?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
8. Какие соединения хрома наиболее токсичны?
а) соединения хрома (II);
б) соединения хрома (III);
в) соединения хрома (VI);
г) все одинаково токсичны.
9. Можно ли смертельно отравиться медным купоросом?
а) можно;
б) нельзя.
10. Что опаснее (исходя из класса опасности)?
а) соли свинца;
б) неорганические соединения мышьяка;
в) сульфат меди;
г) все одинаково опасны, они относятся к одному классу опасности.
Тест №2
1. Какой из перечисленных ядов в значительном количестве содержится в ядрах миндаля?
а) атропин;
б) соланин;
в) синильная кислота;
г) рицин.
2. Из какого растения получают рицин?
а) дурман;
б) клещевина;
в) миндаль;
г) наперстянка.
3. Психоактивное действие марихуаны вызвано содержащимся в конопле
а) скополамином;
б) дигиталисом;
в) тетрагидроканнабинолом;
г) соланином.
4. Что является простейшим антидотом при отравлении метиловым спиртом?
а) этиловый спирт;
б) никотин;
в) тетрагидроканнабинол;
г) атропин.
5. Алкоголь является
а) депрессантом;
б) антидепрессантом;
в) галлюциногеном;
г) стимулятором.
6. Токсичность яда лягушек-древолазов батрахотоксина увеличивается в 12 раз, если он смешан
а) ядом гюрзы;
б) ядом тарантула;
в) ядом пчелы;
г) ядом скорпиона.
7. Какое вещество является универсальным противоядием (показано при любых отравлениях)?
а) глюкоза;
б) пилокарпин;
в) этиловый спирт;
г) атпропин.
8. Смертельной дозой алкоголя для среднестатистического взрослого человека является
а) 10-12 г на 1 кг массы тела;
б) 12-14 г на 1 кг массы тела;
в) 8-10 г на 1 кг массы тела;
г) 6-8 г на 1 кг массы тела.
9. Как действует кураре?
а) вызывает тахикардию, смерть от остановки сердца;
б) связывается с молекулами гемоглобина, затрудняет транспорт кислорода, смерть от гипоксии;
в) блокирует нервно-мышечную передачу нервного сигнала, вызывает паралич скелетных мышц, смерть от остановки дыхания;
г) вызывает сильнейшую аллергическую реакцию, смерть от анафилактического шока.
10. Антагонистом героина (антидотом при отравлениях героином) является
а) атропин;
б) налоксон;
в) барбитураты;
г) морфий.
Учебное издание
У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С
по дисциплине
«Экологическая токсикология»
Составитель:
канд. хим. наук, доц. Семенова Инесса Изосимовна
Подписано в печать г.
Печать оперативная. Бумага газетная. Усл. печ. л.
Формат 84х108 1/32. Тираж 100. Заказ №
Отпечатано в типографии
Филиал Российского государственного
социального университета в г. Чебоксары
428027, г. Чебоксары, ул. Хузангая 20