Тема: Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных

Оборудование: весы технохимические, разновесы, линейки, измерительные и простые лупы с увеличением в 4-10 раз, миллиметровка, термостат, ветви одного вида хвойных, произрастающего в городских посадках или в зоне влияния металлургических предприятий, ТЭС и др., ветви, взятые в относительно чистой зоне загородных территорий.

А. Определение состояния хвои сосны обыкновенной

Ход работы: С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5-10 деревьев сосны в 15-20 –летнем возрасте отбирают 200-300 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Вся хвоя делится на три части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания) и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в рабочую таблицу с указанием даты отбора проб на каждом ключевом участке (измеряемые показатели – количество хвоинок).

Повреждение и усыхание хвоинок Номера ключевых участков
Общее число обследованных хвоинок        
Количество хвоинок с пятнами        
Процент хвоинок с пятнами        
Количество хвоинок с усыханием        
Процент хвоинок с усыханием        
Дата отбора проб        

Полученные результаты сравниваются с результатами прошлых лет. Делается вывод об изменении загрязнения атмосферы.

Б. Определение продолжительности жизни хвои

Ход работы: На каждом ключевом участке необходимо осмотреть не менее 100-200 деревьев. Для удобства проведения исследования методом визуального осмотра выбираются невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты заносятся в таблицу.

Кол-во осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои Номера ключевых участков
Возраст хвои 4 года и более В1        
Возраст хвои 3 года В2        
Возраст хвои 2 года В3        
Хвоя только текущего года В4        

По данным таблицы рассчитывают индекс продолжительности жизни хвои Q сосны по формуле:

3 . В1 + 2. В2 + 1. В3

Q = ---------------------------- ,

В1 + В2 + В3

где В1, В2, В3 – количество осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны, а значит – и чище воздух.

Затем проводят расчет средней продолжительности жизни хвои сосны для каждого ключевого участка.

2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Астафьева Л.С. Экологическая химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - - М.: Академия, 2006. – 224 с.

2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 276-558.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320с.

4. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов/Сост. А.С. Степановских. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 559 с.

5. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

6. Экология: Учебник для технических вузов/ Под ред. Л.И. Цветковой и др. – М.: Изд-во АСВ, Спб.: Химиздат, 2001. – С.258-511.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1996. – 303 с.

2. Безель В.С., Большаков В.Н., Воробейчик Е.Л. Популяционная экотоксикология. – М.: Наука, 1994. – 80с.

3. Воробейчик Е.Л. и др. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем. – Екатеринбург: Наука, 1993. – 280 с.

4. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – Кн.2. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – С.480-487.

ХРЕСТОМАТИЙНАЯ

1. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России/ Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с.

2. Худолей В.В. Канцерогены: характеристики, закономерности, механизмы действия. – СПб.: НИИ Химии, 1999.

3. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 239с.

2.6. Средства обеспечения освоения дисциплины:

- химическая лаборатория;

- таблицы и плакаты по наиболее важным темам курса;

- темы рефератов, контрольные и тестовые задания для итогового контроля.

2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Экологическая токсикология Химическая лаборатория: вытяжной шкаф, весы технохимические, посуда, приборы, плитка, реактивы; таблицы по основным разделам курса.


Учебно-наглядные пособия

Таблицы и плакаты

Название
Классификация вредных веществ по «избирательной токсичности»
Параметры токсикометрии
Токсикологическая классификация ядов
Некоторые биохимические свойства тяжелых металлов
Влияние на организм человека основных химических загрязнителей
Избирательная токсичность при загрязнении воздуха тяжелыми металлами

Содержание итогового и промежуточного контроля

2.9.1 Методика аттестации студентов по дисциплине

Учебным планом промежуточный контроль в виде экзамена предусмотрен в конце 8 семестра. Итоги экзамена оцениваются в баллах от 20 до 40.

Кроме промежуточного контроля осуществляется текущий рейтинг (Р т 40 - 60 баллов). Если студент по результатам текущего рейтинга получает менее 40 баллов, он не допускается к сдаче экзамена (Рт < 40).

Рейтинг студента определяется следующими парамет­рами: Рд = Рт +Рэкз. (3 семестр).

Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу осу­ществляется следующим образом: 90-100 б. - «отлично» 75-89 б. - «хорошо», 60-76 б. - «удовлетворительно»

Рейтинговая оценка студента

Рейтинг Виды учебных работ Количество баллов
мин мах
Текущий (до 81) Участие на ауд. занятиях (20 занятий)
Лабораторные работы (7 зан-й)
Выступление на практическом (семинарском) занятии (6 зан-й)
Подготовка рефератов
Контрольная работа №1
Рубежный Экзамен

1. К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие 40 и более баллов.

2. В течение последней (зачетной) недели семестра студент, не набравший минимально необходимое количество баллов (40), может ликвидировать задолженность и добрать баллы (имеет право на добор только один раз).

3. Перевод рейтинговой оценки ответа на экзамене.

Оценка на зачете Рейтинговая оценка рубежного контроля (баллы)
отлично
хорошо
удовлетворительно

4. Шкала перерасчета итоговой рейтинговой оценки знаний в аттестационную оценку:

Аттестационная оценка студента по дисциплине Итоговая рейтинговая оценка знаний студента по дисциплине
отлично 90-100
хорошо 76-89
удовлетворительно 60-75

2.9.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Введение

Миграция химических элементов в геосферах. Закономерности миграции, геохимические потоки и барьеры, их типы. Влияние физических и химических факторов на миграционные процессы.

Основные понятия экологической токсикологии

Цикл загрязнения. Перенос ветром. Перенос водой. Из окружающей среды в живые организмы.

Экотоксикология Балтийского региона. Химические загрязнения Балтийского моря.

Наши рекомендации