Тема: Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных
Оборудование: весы технохимические, разновесы, линейки, измерительные и простые лупы с увеличением в 4-10 раз, миллиметровка, термостат, ветви одного вида хвойных, произрастающего в городских посадках или в зоне влияния металлургических предприятий, ТЭС и др., ветви, взятые в относительно чистой зоне загородных территорий.
А. Определение состояния хвои сосны обыкновенной
Ход работы: С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5-10 деревьев сосны в 15-20 –летнем возрасте отбирают 200-300 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Вся хвоя делится на три части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания) и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в рабочую таблицу с указанием даты отбора проб на каждом ключевом участке (измеряемые показатели – количество хвоинок).
Повреждение и усыхание хвоинок | Номера ключевых участков | |||
Общее число обследованных хвоинок | ||||
Количество хвоинок с пятнами | ||||
Процент хвоинок с пятнами | ||||
Количество хвоинок с усыханием | ||||
Процент хвоинок с усыханием | ||||
Дата отбора проб |
Полученные результаты сравниваются с результатами прошлых лет. Делается вывод об изменении загрязнения атмосферы.
Б. Определение продолжительности жизни хвои
Ход работы: На каждом ключевом участке необходимо осмотреть не менее 100-200 деревьев. Для удобства проведения исследования методом визуального осмотра выбираются невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты заносятся в таблицу.
Кол-во осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои | Номера ключевых участков | ||||
Возраст хвои 4 года и более | В1 | ||||
Возраст хвои 3 года | В2 | ||||
Возраст хвои 2 года | В3 | ||||
Хвоя только текущего года | В4 |
По данным таблицы рассчитывают индекс продолжительности жизни хвои Q сосны по формуле:
3 . В1 + 2. В2 + 1. В3
Q = ---------------------------- ,
В1 + В2 + В3
где В1, В2, В3 – количество осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны, а значит – и чище воздух.
Затем проводят расчет средней продолжительности жизни хвои сосны для каждого ключевого участка.
2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Астафьева Л.С. Экологическая химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - - М.: Академия, 2006. – 224 с.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 276-558.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320с.
4. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов/Сост. А.С. Степановских. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 559 с.
5. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
6. Экология: Учебник для технических вузов/ Под ред. Л.И. Цветковой и др. – М.: Изд-во АСВ, Спб.: Химиздат, 2001. – С.258-511.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1996. – 303 с.
2. Безель В.С., Большаков В.Н., Воробейчик Е.Л. Популяционная экотоксикология. – М.: Наука, 1994. – 80с.
3. Воробейчик Е.Л. и др. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем. – Екатеринбург: Наука, 1993. – 280 с.
4. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – Кн.2. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – С.480-487.
ХРЕСТОМАТИЙНАЯ
1. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России/ Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с.
2. Худолей В.В. Канцерогены: характеристики, закономерности, механизмы действия. – СПб.: НИИ Химии, 1999.
3. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 239с.
2.6. Средства обеспечения освоения дисциплины:
- химическая лаборатория;
- таблицы и плакаты по наиболее важным темам курса;
- темы рефератов, контрольные и тестовые задания для итогового контроля.
2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Экологическая токсикология | Химическая лаборатория: вытяжной шкаф, весы технохимические, посуда, приборы, плитка, реактивы; таблицы по основным разделам курса. |
Учебно-наглядные пособия
Таблицы и плакаты
№ | Название |
Классификация вредных веществ по «избирательной токсичности» | |
Параметры токсикометрии | |
Токсикологическая классификация ядов | |
Некоторые биохимические свойства тяжелых металлов | |
Влияние на организм человека основных химических загрязнителей | |
Избирательная токсичность при загрязнении воздуха тяжелыми металлами |
Содержание итогового и промежуточного контроля
2.9.1 Методика аттестации студентов по дисциплине
Учебным планом промежуточный контроль в виде экзамена предусмотрен в конце 8 семестра. Итоги экзамена оцениваются в баллах от 20 до 40.
Кроме промежуточного контроля осуществляется текущий рейтинг (Р т 40 - 60 баллов). Если студент по результатам текущего рейтинга получает менее 40 баллов, он не допускается к сдаче экзамена (Рт < 40).
Рейтинг студента определяется следующими параметрами: Рд = Рт +Рэкз. (3 семестр).
Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу осуществляется следующим образом: 90-100 б. - «отлично» 75-89 б. - «хорошо», 60-76 б. - «удовлетворительно»
Рейтинговая оценка студента
Рейтинг | Виды учебных работ | Количество баллов | |
мин | мах | ||
Текущий (до 81) | Участие на ауд. занятиях (20 занятий) | ||
Лабораторные работы (7 зан-й) | |||
Выступление на практическом (семинарском) занятии (6 зан-й) | |||
Подготовка рефератов | |||
Контрольная работа №1 | |||
Рубежный | Экзамен |
1. К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие 40 и более баллов.
2. В течение последней (зачетной) недели семестра студент, не набравший минимально необходимое количество баллов (40), может ликвидировать задолженность и добрать баллы (имеет право на добор только один раз).
3. Перевод рейтинговой оценки ответа на экзамене.
Оценка на зачете | Рейтинговая оценка рубежного контроля (баллы) |
отлично | |
хорошо | |
удовлетворительно |
4. Шкала перерасчета итоговой рейтинговой оценки знаний в аттестационную оценку:
Аттестационная оценка студента по дисциплине | Итоговая рейтинговая оценка знаний студента по дисциплине |
отлично | 90-100 |
хорошо | 76-89 |
удовлетворительно | 60-75 |
2.9.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Введение
Миграция химических элементов в геосферах. Закономерности миграции, геохимические потоки и барьеры, их типы. Влияние физических и химических факторов на миграционные процессы.
Основные понятия экологической токсикологии
Цикл загрязнения. Перенос ветром. Перенос водой. Из окружающей среды в живые организмы.
Экотоксикология Балтийского региона. Химические загрязнения Балтийского моря.