ПО Экологической токсикологии
Чебоксары, 2010
ББК 502.7 (075.8)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая токсикология» /Составитель: канд. хим. наук, доц. Семенова И.И. – Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары. – 35 с.
Печатается по решению Учебно-методического Совета Российского государственного социального университета филиала в г. Чебоксары.
В издании представлены учебно-методические материалы, используемые при преподавании данной дисциплины, разработанные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предназначается для студентов и преподавателей экономических факультетов вузов.
Научный редактор: Ф.А. Карягин, декан экономического факультета РГСУ филиала в г. Чебоксары, кандидат географических наук, профессор.
Рецензенты: 1. Куприянова М.Ю., кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной экологии РГСУ филиала в г. Чебоксары;
2. Ю.Ю. Пыльчикова, кандидат химических наук, доцент ГОУ ВПО «Чувгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева».
Ó Семенова И.И., 2010
Ó Российский государственный социальный
университет, филиал в г. Чебоксары
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Требования ГОС ВПО по дисциплине «Экологическая токсикология»............................................................................................................. 4
2.Рабочая учебная программа........................................................... 4
2.1.Цель и и задачи дисциплины............................................................... 4
2.2.Требования к уровню освоения дисциплины..................................... 5
2.3.Объем дисциплины и виды учебной работы...................................... 5
2.4.Содержание дисциплины..................................................................... 6
2.4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.......................................... 6
2.4.2.Содержание разделов дисциплины............................................. 8
2.4.3.Лабораторный практикум........................................................... 11
2.5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины................................. 11
2.6. Средства обеспечения освоения дисциплины.................................... 12
2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины........................ 12
2.8.Учебно-наглядные пособия................................................................ 12
2.9. Содержание итогового и промежуточного контроля....................... 13
2.9.1 Методика аттестации студентов по дисциплине……………….13
2.9.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы …………………………………………......14
2.9.3. Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену……………15
3. Тематика курсовых работ………………………………………….28
4. Обеспеченность образовательного процесса учебной литературой…...…………………………………………………………28
5. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ……………………………..28
6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ…..….29
ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО
ПО Экологической токсикологии
Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде.
Основные классы токсичных веществ.
Ксенобиотики.
Превращения токсичных веществ в окружающей среде.
Поступления токсичных веществ в организмы.
Влияние факторов среды и свойств организма на степень токсического эффекта.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Введение. Понятие об экологической токсикологии.
Предмет и объекты экотоксикологии. Связь с другими науками об окружающей среде (токсикологией, водной токсикологией, популяционной экологией, экологической химией, биоиндикацией, биомониторингом, экологической экспертизой, охраной окружающей среды). Химическое и радиоактивное загрязнение среды в комплексе антропогенных факторов воздействия на окружающую среду. Актуальность экотоксикологических исследований в период все нарастающей угрозы возникновения экологического кризиса.
Понятие загрязнение окружающей среды, загрязнитель.
Тема 2. Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде.
Источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде. Возможные формы загрязнения окружающей среды. Классификация источников загрязнения: источники загрязнения воздушного бассейна, источники загрязнения водного бассейна, источники загрязнения литосферы. Виды загрязнителей по источникам возникновения: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, коммунально-бытовые.
Основные источники поступления токсических веществ к человеку.
Тема 3. Основные классы токсичных веществ.
Классификация токсических веществ. Наиболее опасные загрязнители окружающей среды. Тяжелые металлы, металлоорганические соединения. Диоксины и их производные: Органические токсиканты, полициклические ароматические углеводороды, пестициды, гербициды. Кислотообразующие соединения. Радионуклиды.
Понятие порогового уровня, дозы, допустимой нагрузки на элементы биосферы, токсического эффекта, времени действия, концентрации.
Тема 4. Ксенобиотики.
Понятие о ксенобиотиках. Вещества антропогенного характера, их характеристики. Мутагены. Канцерогены. Тератогены.
Некоторые виды ксенобиотиков, их антропогенные источники, их пре
вращения в окружающей среде и токсические свойства (пестициды, SО2, NOx
и другие).
Тяжелые металлы. Влияние металлов друг на друга в организме: аддитивность, синергизм, антисинергизм, антагонизм. Ртуть, ее свойства как токсиканта. Ртутьорганические соединения. Свинец, его перемещение в окружающей среде, токсичность.
Хлорорганические соединения: хлорпроизводные циклоалканов и циклоалкадиенов; ДДТ и его производные; хлорпроизводные диоксина; хлорпроизводные дибензофурана; хлорбифенилы.
Фосфорорганические соединения. Поверхностно-активные вещества. Пластмассы. Нефть.
Лабораторный практикум
№ п.п. | Наименование лабораторных работ | Количество часов |
Изменение цвета флавоноидных пигментов различных цветковых растений под влиянием рН среды, солей тяжелых металлов | ||
Определение токсичности сернистого газа, почв, воды, пестицидов методом высечек листьев (по разрушению хлорофилла) | ||
Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация) | ||
Качественное распознавание минеральных удобрений, как возможных загрязнителей почв и сельхозпродукции | ||
Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение в различных овощных культурах в зависимости от вида, сорта, органа, ткани | ||
Биотестирование токсичности субстрактов по проросткам различных растений-индикаторов | ||
Качественное определение легко- и среднерастворимых форм химических элементов в почвах городских улиц | ||
Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных |
Лабораторная работа №1
Лабораторная работа №2
Тема: Определение токсичности сернистого газа методом высечек листьев (по разрушению хлорофилла)
Оборудование:эксикаторы,фильтровальная бумага, чашка Петри, пробочное сверло, пинцеты, колбочки на 100 мл, воронки,пробирки в штативе (8-10 штук).
Реактивы: Na2SO3, H2SO4, вазелин, листья растений, находящихся в стадии вегетации.
Ход работы: На дно эксикатора насыпают Na2SO3 в объеме взятого тигелька, возле него устанавливают тигелек с 2-3 мл конц. H2SO4. На решетчатый круг эксикатора кладут одинаковые куски фильтровальной бумаги, смоченной отстоянной водой до полной влагоемкости, на бумагу укладывают диски (диаметром 2 см) межжилковой ткани листьев нижней стороной вверх, чтобы свободно шел процесс поступления газа через устьица, которые располагаются большей частью с нижней стороны листа. Диски высекают пробочным сверлом (10 дисков на каждый вариант). Крышку эксикатора плотно закрывают, края крышки предварительно промазывают вазелином.
Производят резкое движение эксикатором, чтобы внутри тигелек с кислотой опрокинулся на сульфит натрия, отмечают время начавшейся реакции. Реакции протекает по уравнению Na2SO3 + H2SO4 = SO2 + Na2SO4 + H2O. Через некоторое время наблюдается изменение цвета высечек листьев различных растений. Эта реакция может быть очень быстрой (у чувствительных видов растений) или более медленной. Выражается она в появлении хлоротичной каемки по краю высечки, отслаивании краешка от фильтровальной бумаги, а затем появлении некротической бурой ткани, которая постепенно распространяется на всю высечку. Учитывают время начала хлорозов и некрозов, число пораженных дисков (из 10), процент поражения, сравнивают с контролем (взятым за 100%). Контроль ставится с большими повторностями (не менее 30 дисков) в эксикаторе с чистым воздухом.
Строят кривые поражения листьев сернистым газом по сравнению с контролем; на оси абсцисс откладывают время экспозиции (час), а на оси ординат – процент пораженной ткани у высечек листа.
Лабораторная работа №3
Лабораторная работа №4
Лабораторная работа №5
Тема: Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение в различных овощных культурах в зависимости от вида, сорта, органа, ткани
Оборудование:ступки малые с пестиками; предметные стекла; марлевые салфетки; мелкие емкости - пузырьки из-под пенициллина с пробками; пипетки химические на 5 мл; пипетки медицинские; скальпели; электроплитка.
Реактивы: 1%-ный раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте; исходный раствор NaN03 ; дистиллированная вода; части различных овощей, содержащих наибольшее количество нитратов, с неокрашенным соком (капуста, огурцы, кабачки, картофель, дыня и др.).
А. Определение нитратов в соке растений
Ход работы:За несколько дней до занятия студентам дается задание принести различные овощи, купленные в магазине или с собственного участка. Овощи следует вымыть и обсушить.
В один из пузырьков наливают 10 мл исходного раствора NaN03, соответствующего по концентрации максимальному содержанию нитратов в овощах - 3000 мг на кг. Следует отметить, что в отдельных органах растений встречаются и значительно больше концентрации.
Готовят серию калибровочных растворов путем разбавления пополам предыдущего (например, к 3 мл исходного раствора прибавляется 3 мл дистиллированной воды, смешивается и т. д.) получают серию растворов с разным содержанием нитратов; 3000 , 1500, 750, 375, 188, 94, 47, 23 мг/кг.
Под предметное стекло подкладывается лист белой бумаги, на стекло капают две капли изучаемого раствора и две такие же капли дифениламина в трехкратной повторности. Описывают реакцию согласно следующей градации, которую можно использовать как для калибровочных растворов, так и для двух типов анализов.
Баллы | Характер окраски | Содержание нитратов, мг/кг |
Сок или срез окрашиваются быстро и интенсивно в иссиня-черный цвет. Окраска устойчива и не пропадает Сок или срез окрашиваются в темно-синий цвет. Окраска сохраняется некоторое время Сок или срез окрашиваются в синий цвет. Окраска наступает не сразу Окраска светло-синяя, исчезает через 2-3 минуты Окраска быстро исчезает, окрашиваются главным образом проводящие пучки Следы голубой, быстро исчезающей окраски Нет ни голубой, ни синей окраски. На целых растениях возможно порозовение | > 3000 |
Следует отметить, что основой для определения содержания нитратов в соке должны быть собственные исследования, а не вышеприведенная таблица, т. к. окраска может варьировать в зависимости от качества реактивов, срока их годности, температуры в помещении и др.
Овощи и плоды расчленяют на части: зона, примыкающая к плодоножке, кожура, периферийная часть, серединная часть, кочерыжка (у капусты), жилки, лист без жилок. Вырезанные части мелко режут ножом и быстро растирают в ступке, сок отжимают через 2-3 слоя марли. На чистое предметное стекло, положенное на белую бумагу, капают 2 капли сока, добавляют 2 капли дифениламина. Быстро описывают все наблюдаемые реакции согласно схеме. Повторность опыта трехкратная. В случае сомнений в содержании нитратов в той или иной части овощной продукции капают рядом калибровочный раствор с известной концентрацией вещества и повторяют реакцию с дифениламином.
Анализ начинают с сока капусты и картофеля, затем помещают эти овощи в термостойкий химический стакан с кипящей дистиллированной водой и кипятят 10-15 мин, после чего анализируют отварные овощи и отвар. За время варки делают анализ различных частей других овощей и плодов (не менее четырех видов за занятие).
Содержание нитратов в различных овощах и плодах
Исследуемое растение | Часть | Баллы | Содержание нитратов в мг/кг |
Картофель свежий | а) Под кожурой б) Серединная часть | ||
Картофель отварной | Те же части | ||
Капуста | а) Жилки б) Кочерыжка в) Лист | ||
Капуста отварная | Те же части | ||
Отвар |
Б. Определение нитратов в целых растениях
Отрезают у свежих растений части в виде толстых срезов: куски стеблей, черешков, плодов. Кладут их на полоску восковой бумаги. Капают на различные части среза по несколько капель 1%-ного раствора дифениламина в серной кислоте, отмечают окрашивание согласно вышеприведенной шкалы. При этом в случае малых концентраций нитратов в продукции и при отсутствии синей окраски может наступить порозовение ткани, вследствие ее обугливания от Н2S04в реактиве дифениламина.
Указанный метод дает возможность оценить и сравнить разные ткани овощных и других растений прямо в поле. Он проверен и хорошо действует на хлебных злаках, картофеле, корнеплодах, овощах, бобовых, многолетних травах для оценки обеспеченности различных сельхозкультур азотом. Показано, что нитраты исчезают в фазе цветения, но их много в период вегетативного роста, который и должен быть использован для оценки. Нитраты сразу утилизируются (не проявляются в анализах) в меристемах, в почках, бутонах и цветках различных сельхозкультур.
Лабораторная работа №6
Лабораторная работа №7
Лабораторная работа №8
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Астафьева Л.С. Экологическая химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - - М.: Академия, 2006. – 224 с.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 276-558.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320с.
4. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов/Сост. А.С. Степановских. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 559 с.
5. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
6. Экология: Учебник для технических вузов/ Под ред. Л.И. Цветковой и др. – М.: Изд-во АСВ, Спб.: Химиздат, 2001. – С.258-511.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1996. – 303 с.
2. Безель В.С., Большаков В.Н., Воробейчик Е.Л. Популяционная экотоксикология. – М.: Наука, 1994. – 80с.
3. Воробейчик Е.Л. и др. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем. – Екатеринбург: Наука, 1993. – 280 с.
4. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – Кн.2. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – С.480-487.
ХРЕСТОМАТИЙНАЯ
1. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России/ Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с.
2. Худолей В.В. Канцерогены: характеристики, закономерности, механизмы действия. – СПб.: НИИ Химии, 1999.
3. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 239с.
2.6. Средства обеспечения освоения дисциплины:
- химическая лаборатория;
- таблицы и плакаты по наиболее важным темам курса;
- темы рефератов, контрольные и тестовые задания для итогового контроля.
2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Экологическая токсикология | Химическая лаборатория: вытяжной шкаф, весы технохимические, посуда, приборы, плитка, реактивы; таблицы по основным разделам курса. |
Учебно-наглядные пособия
Таблицы и плакаты
№ | Название |
Классификация вредных веществ по «избирательной токсичности» | |
Параметры токсикометрии | |
Токсикологическая классификация ядов | |
Некоторые биохимические свойства тяжелых металлов | |
Влияние на организм человека основных химических загрязнителей | |
Избирательная токсичность при загрязнении воздуха тяжелыми металлами |
Содержание итогового и промежуточного контроля
2.9.1 Методика аттестации студентов по дисциплине
Учебным планом промежуточный контроль в виде экзамена предусмотрен в конце 8 семестра. Итоги экзамена оцениваются в баллах от 20 до 40.
Кроме промежуточного контроля осуществляется текущий рейтинг (Р т 40 - 60 баллов). Если студент по результатам текущего рейтинга получает менее 40 баллов, он не допускается к сдаче экзамена (Рт < 40).
Рейтинг студента определяется следующими параметрами: Рд = Рт +Рэкз. (3 семестр).
Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу осуществляется следующим образом: 90-100 б. - «отлично» 75-89 б. - «хорошо», 60-76 б. - «удовлетворительно»
Рейтинговая оценка студента
Рейтинг | Виды учебных работ | Количество баллов | |
мин | мах | ||
Текущий (до 81) | Участие на ауд. занятиях (20 занятий) | ||
Лабораторные работы (7 зан-й) | |||
Выступление на практическом (семинарском) занятии (6 зан-й) | |||
Подготовка рефератов | |||
Контрольная работа №1 | |||
Рубежный | Экзамен |
1. К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие 40 и более баллов.
2. В течение последней (зачетной) недели семестра студент, не набравший минимально необходимое количество баллов (40), может ликвидировать задолженность и добрать баллы (имеет право на добор только один раз).
3. Перевод рейтинговой оценки ответа на экзамене.
Оценка на зачете | Рейтинговая оценка рубежного контроля (баллы) |
отлично | |
хорошо | |
удовлетворительно |
4. Шкала перерасчета итоговой рейтинговой оценки знаний в аттестационную оценку:
Аттестационная оценка студента по дисциплине | Итоговая рейтинговая оценка знаний студента по дисциплине |
отлично | 90-100 |
хорошо | 76-89 |
удовлетворительно | 60-75 |
2.9.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Введение
Миграция химических элементов в геосферах. Закономерности миграции, геохимические потоки и барьеры, их типы. Влияние физических и химических факторов на миграционные процессы.
Основные понятия экологической токсикологии
Цикл загрязнения. Перенос ветром. Перенос водой. Из окружающей среды в живые организмы.
Экотоксикология Балтийского региона. Химические загрязнения Балтийского моря.
Экотоксикология сообществ
Экотоксикология Балтийского региона. Пример экосистемы в зоне закисления. Эффекты в окрестностях металлургических заводов.
Пути и методы решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды токсическими веществами, в регионе Балтийского моря. Запрещение использования ртути и ДДТ. Проблема ПХБ. Свинец: причины и последствия загрязнения.
Циклическая модель. Угроза загрязнения для человека.
Экотоксикометрия
Токсические вещества и российское законодательство. Здоровье среды: практика оценки. Методология оценки.
Оценка здоровья среды в районе химического предприятия.
Оценка здоровья среды в регионе при комплексном антропогенном воздействии.
Оценка здоровья среды при химическом загрязнении в результате железнодорожной аварии.
Оценка здоровья среды в регионе при радиационном загрязнении.
Оценка здоровья среды при воздействии неионизирующей радиации.
Примерные темы рефератов
1. Приоритетные загрязняющие вещества в окружающей среде городов России.
2. Современные способы и технические средства уменьшения количества токсичных бытовых отходов при росте потребления.
3. Токсическое действие лекарственных препаратов.
4. Современные СМС и средства бытовой химии – возможность токсического действия.
5. Токсическое действие привычных предметов (мебель, покрытия, стройматериалы).
6. Профессиональные отравления.
7. Токсические вещества в пище современного человека.
8. Природные водные источники города и области: токсикологическая характеристика.
9. Токсическое загрязнение воздушного бассейна города и его влияние на рост заболеваемости населения.
10. Токсическое загрязнение воздуха жилых помещений.
11. Методы биотестирования качества водной среды.
12. Биоиндикация и влияние загрязнения на природные экосистемы.
13. Эколого-аналитический мониторинг суперэкотоксикантов.
14. Система стандартов безопасности труда.
15. Токсикологическая оценка захоронения отходов на свалках и полигонах ТБО.
16. Токсикологическая оценка термических способов утилизации ТБО.
17. Токсикологическая оценка аэробного и анаэробного компостирования ТБО.
18. Токсикологическая оценка сельскохозяйственных предприятий.
19. Токсикологическая оценка предприятий пищевой промышленности.
20. Токсикологическая оценка текстильной промышленности.
21. Токсикологическая оценка кожевенной и обувной промышленности.
22. Токсикологическая оценка деревообрабатывающей промышленности.
23. Токсикологическая оценка целлюлозно-бумажной промышленности.
24. Токсикологическая оценка промышленности строительных материалов.
25. Токсикологическая оценка стекольной промышленности.
26. Токсикологическая оценка керамической промышленности.
27. Токсикологическая оценка топливной и энергетической промышленности.
28. Токсикологическая оценка черной металлургии.
29. Токсикологическая оценка цветной металлургии.
30. Токсикологическая оценка процессов травления и гальваники в машиностроении и металлообработке.
31. Токсикологическая оценка лакировочных окрасочных работ в машиностроении и металлообработке.
32. Токсикологическая оценка производства и применения минеральных удобрений.
33. Токсикологическая оценка производства и применения пестицидов.
34. Токсикологическая оценка производства эмалей, смальт и красок.
35. Токсикологическая оценка нефтехимической переработки нефти и природного газа.
36. Токсикологическая оценка производства спиртов, кетонов, кислот и эфиров.
37. Токсикологическая оценка производства полимеров (полиэтилена, полипропилена, полистирола, акрилатов)
38. Токсикологическая оценка асбестовой промышленности.
39. Токсикологическая оценка производства бутадиена, резины, сополимеров, латексов.
40. Токсикологическая оценка процессов водоподготовки.
Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену
1. Предмет и объекты экологической токсикологии.
2. Относительная опасность того или иного пестицида для экосистем.
3. Понятие загрязнение окружающей среды, загрязнитель.
4. Основные источники поступления токсических веществ к человеку.
5. Основные классы токсичных веществ. Тяжелые металлы, металлоорганические соединения.
6. Типы токсического воздействия загрязняющих веществ на живой организм: цитотоксическое, тератогенное, генетическое.
7. Понятие о ксенобиотиках. Мутагены. Канцерогены. Тератогены.
8. Влияние на здоровье человека нитритов, нитратов и пестицидов.
9. Нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
10. Ксенобиотики. Их антропогенные источники, их превращения в окружающей среде и токсические свойства (пестициды, SO2, NO2 и др.).
11. Химическое и радиоактивное загрязнение среды в комплексе антропогенных факторов воздействия на окружающую среду.
12. Свинец, его перемещение в окружающей среде, токсичность.
13. Классификация источников загрязнения: источники загрязнения воздушного и водного бассейнов, литосферы.
14. Диоксины и их производные: источники, токсичность, влияние на человека и окружающую среду.
15. Виды загрязнителей по источникам возникновения: промышленные, транспортные, с/хозяйственные, коммунально-бытовые.
16. Ртуть. Природные и антропогенные источники. Экологические последствия загрязнения биосферы ртутью.
17. Биологические методы контроля. Понятие о биоиндикации и биотестировании.
18. Соотношение структуры химиката и его токсичности.
19. Биотрансформация неорганических экотоксикантов. Избирательная токсичность.
20. Кадмий. Природные и антропогенные источники. Кадмий в наземных и водных экосистемах.
21. Санитарно-гигиеническое нормирование и его недостаточность для защиты окружающей природной среды. Несовершенство нормативов ПДК.
22. Основные пути превращения и перемещения нефти в водоеме.
23. Химические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
24. Нормирование химических веществ в водной среде.
25. Физические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
26. Нормирование химических веществ в продуктах питания.
27. Биологические факторы, влияющие на усвоение токсикантов и их воздействие на организм.
28. Нормирование химических веществ в почве.
29. Параметры водных экосистем, влияющие на поведение в ней токсикантов.
30. Влияние экотоксикантов на здоровье человека.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовые работы по учебному плану не предусмотрены.
4. Обеспеченность образовательного процесса учебной литературой
№ | Наименование | Количество |
Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., 2003. – 280с. | ||
Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник/ Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М., 2003. – 527 с. | ||
Тихомиров Н.П. и др. Методы анализа и управдения эколого-экономическими рисками. – М., 2003. – 350 с. | ||
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. | ||
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002. – 480 с. | ||
Экология и экономика природопользования/ Э.В. Гирусов. – М., 2003. – 519с. | ||
Экология и безопасность жизнедеятельности/ Д.А. Кривошеин и др. – М., 2002. – 447с. | ||
Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. – М.: Высшая шк., 2006. – 334с. |
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не предусмотрена учебным планом.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Тест №1
Вариант 1
1. Токсикология – наука, изучающая:
а) взаимоотношения организма друг с другом и окружающей средой;
б) комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов;
в) повреждающие организм свойства химических веществ и соединений и разрабатывающая методы диагностики интоксикации;
г) все ответы верны.
2. Ксенобиотики – это
а) чужеродные для организма человека химические соединения;
б) избыточная информация, отрицательно воздействующая на психику;
в) болезнетворные микроорганизмы;
г) все ответы верны.
3. За количеством загрязнений в воде, в воздухе, в почве следят:
а) экологические службы;
б) юридические организации;
в) орнитологи;
г) токсикологи.
4. Тератогенное действие – свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:
а) раковых заболеваний;
б) повреждений генетической наследственной функции организма;
в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;
г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.
5. Нервно-паралитическое действие (бронхоспазм, удушье, судороги и параличи) вызывают:
а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;
б) наркотики (кокаин, опий), атропин;
в) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;
г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.
6. Летучие жирорастворимые вещества, не изменяющиеся или медленно изменяющиеся в организме (бензин, бензол, хлориды, этиловый эфир, четыреххлористый углерод) выводятся через:
а) почки;
б) пищеварительный канал;
в) кожу;
г) легкие.
7. Выберите правильное выражение:
а) ацетилен менее токсичен этилена;
б) пропиловый спирт более токсичен изопропилового спирта;
в) у пропана более выраженное наркотическое действие, чем циклопропана;
г) этилхлорбензол токсичнее хлорэтилбензола.
8. Мутагенное действие– свойство вредных факторов вызывать нарушения в организме, приводящие к возникновению:
а) раковых заболеваний;
б) повреждений генетической наследственной функции организма;
в) отклонений в развитии эмбриона в утробе матери;
г) снижения детородной функции у мужчин и женщин.
9. Психотропное действие (нарушение психической активности сознания) вызывают:
а) синильная кислота и ее производные, алкоголь и его суррогаты;
б) наркотики (кокаин, опий), атропин;
В) фосфорорганические инсектициды (хлорофос, карбофос), никотин;
г) уксусная эссенция, мышьяк и его соединения.
10. Токсичность химических соединений зависит от:
а) путей и скорости проникновения в организм;
б) индивидуальной предрасположенности;
в) строения химических веществ;
г) все ответы верны.
Вариант 2
1. Токсикология – наука о потенциальной опасности вредного воздействия веществ на
а) человека;
б) живые организмы;
в) живые организмы и экосистемы;
г) экосистемы.
2. Примеры ксенобиотиков
а) диоксины;
б) токсины бледной поганки;
в) никотин;
г) хлорид натрия.
3. Для уничтожения растений применяют
а) инсектициды;
б) акарициды;
в) гербициды;
г) фунгициды.
4. Вещество канцерогенного действия вызывает
а) возникновение рака;
б) нарушение развития плода;
в) аллергию;
г) мутации.
5. Вещества 1 класса токсичности
а) малотоксичные;
б) чрезвычайно токсичные;
в) высоко токсичные;
г) умеренно токсичные.
6. Примеры антидотов непрямого действия
а) активированный уголь;
б) ионообменные смолы;
в) химические реагенты;
г) антиоксиданты.
7. В случае острого отравлении яд поступает в организм
а) однократно;
б) малыми дозами в течение длительного времени;
в) через желудок;
г) всасывается через кожу.
8. Какое вещество является ядовитым?
а) цианид натрия;
б) хлорид натрия;
в) сульфат натрия;
г) все зависит от дозы.
9. Токсичность – мера несовместимости вещества
а) с жизнью;
б) со здоровьем;
в) с нормальной жизнедеятельностью;
г) с нормальным развитием организма.
10. Токсическое действие СО обусловлено
а) нарушением переноса кислорода кровью за счет образования карбоксигемоглобина;
б) нарушением переноса кислорода кровью за счет ее свертывания;
в) нарушением переноса кислорода внутри клеток;
г) инактивацией дыхательных ферментов в клетках.
Вариант 3
1. Активированный уголь, который сорбирует (связывает) токсичные вещества, является антидотом
а) прямого действия;
б) непрямого действия;
в) косвенного действия;
г) антиоксидантом.
2. Циановодород (НСN) относится к классу опасности
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3. Какой из оксидов азота обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути
а) NO;
б) NO2;
в) оба вещества;
г) ни одно.
4. Основными источниками антропогенного поступления сернистого газа в атмосферу не являются
а) сжигание углерода;
б) сжигание нефтепродуктов;
в) цветная металлургия;
г) производство бумаги.
5. По механизму действия мышьяк является
а) кровяным ядом;
б) тиоловым ядом;
в) наркотиком;
г) связывается с рецепторами ацетилхолина.
6. При хроническом отравлении ртутью поражается главным образом
а) нервная система;
б) пищеварительный тракт;
в) сердечнососудистая система;
г) органы размножения.
7. К какому классу опасности относятся соли свинца?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
8. Какие соединения хрома наиболее токсичны?
а) соединения хрома (II);
б) соединения хрома (III);
в) соединения хрома (VI);
г) все одинаково токсичны.
9. Можно ли смертельно отравиться медным купоросом?
а) можно;
б) нельзя.
10. Что опаснее (исходя из класса опасности)?
а) соли свинца;
б) неорганические соединения мышьяка;
в) сульфат меди;
г) все одинаково опасны, они относятся к одному классу опасности.
Тест №2
1. Какой из перечисленных ядов в значительном количестве содержится в ядрах миндаля?
а) атропин;
б) соланин;
в) синильная кислота;
г) рицин.
2. Из какого растения получают рицин?
а) дурман;
б) клещевина;
в) миндаль;
г) наперстянка.
3. Психоактивное действие марихуаны вызвано содержащимся в конопле
а) скополамином;
б) дигиталисом;
в) тетрагидроканнабинолом;
г) соланином.
4. Что является простейшим антидотом при отравлении метиловым спиртом?
а) этиловый спирт;
б) никотин;
в) тетрагидроканнабинол;
г) атропин.
5. Алкоголь является
а) депрессантом;
б) антидепрессантом;
в) галлюциногеном;
г) стимулятором.
6. Токсичность яда лягушек-древолазов батрахотоксина увеличивается в 12 раз, если он смешан
а) ядом гюрзы;
б) ядом тарантула;
в) ядом пчелы;
г) ядом скорпиона.
7. Какое вещество является универсальным противоядием (показано при любых отравлениях)?
а) глюкоза;
б) пилокарпин;
в) этиловый спирт;
г) атпропин.
8. Смертельной дозой алкоголя для среднестатистического взрослого человека является
а) 10-12 г на 1 кг массы тела;
б) 12-14 г на 1 кг массы тела;
в) 8-10 г на 1 кг массы тела;
г) 6-8 г на 1 кг массы тела.
9. Как действует ку