Тема: «Основы охраны природы»

Живая природа- это единственный источник, из которого человек черпает все средства для своего существования. Человек активно вмешивается в живую природу.

Охрана природы, система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды

Одним из важнейших факторов влияния на среду обитания человека и всего животного мира является хозяйственная деятельность человека - промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Деятельность человека вносит существенные изменения в биосферу в целом. Выбросы в атмосферу отходов производства изменяют ее химический состав, стоки промышленных загрязненных вод в водоемы загрязняют почву и источники водоснабжения, гидростроительство влияет на климат прилегающих районов, испытания атомного оружия повысили содержание радиоактивных элементов в атмосфере, почве, мировом океане.

В эпоху научно-технической революции проблема защиты окружающей среды, поддержания экологического равновесия в природе приобретает особенно важное значение. Вооруженный новейшей техникой человек вторгается в естественные процессы и зачастую нарушает их закономерную последовательность, вызывая тем самым нежелательные последствия.

Преобразующее воздействие человека на природу становится все более опасным: исчезают огромные площади лесов, многие виды животных и растений, загрязняются вода и воздух, резко сокращаются естественные ресурсы.

Решение задач по охране природы предусматривает: охрану атмосферного воздуха; рациональное использование и охрану водоемов; охрану и рациональное использование земли; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов; обеспечение воспроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания; улучшение использования недр и др.

I. Цель занятия:

1.Сформировать представление об охране природы и окружающей

среды.

2.Изучить виды охраняемых территорий.

II. Исходные знания:

1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2. Уровни организации живого.

III. План изучения темы:

1. Понятие термина охрана природы.

2. Законы по охране окружающей среды.

3. Современные проблемы охраны природы.

4. Охрана и рациональное использование атмосферы.

5. Охрана и рациональное использование почвенных ресурсов.

6. Охрана и рациональное использование растительных ресурсов.

7. Охрана и рациональное использование животных.

IV. Литература:

1.Лекции.

2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.

3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.

4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.

5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.

V. Вопросы для самоконтроля:

1.Возникновение и значение идей охраны природы
2. Определение термина "охрана природы"
3. Законы об охране природы в РФ
4. Роль природы в развитии человеческого общества
5. Цели охраны природы

6. Взаимоотношение проблем охраны и преобразование природы
7. Воспроизводство ресурсов природы как необходимое природоохранительное мероприятие.
8. Влияние человека на развитие природы
9. Охрана природы в интересах развития сельского хозяйства
10. Охрана природы в интересах развития лесной промышленности . 11. Охрана природы в интересах развития рыбной промышленности . 12. Охрана природы в интересах развития охотничьего хозяйства . 13.Охрана природы в интересах развития промышленности полезных ископаемых

14. Защита природы от радиоактивной опасности .

15. Охрана природы Космоса .

16. Красная книга России.

17. Красная книга Курской Области.

18. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

VI. Содержание занятия:

1. Тестирование по теме занятия (30 вопросов).

Устное собеседование по вопросам для самоконтроля.

3. Сообщения студентов по теме занятия.

Наши рекомендации