Тема: «Основы охраны природы»
Живая природа- это единственный источник, из которого человек черпает все средства для своего существования. Человек активно вмешивается в живую природу.
Охрана природы, система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды
Одним из важнейших факторов влияния на среду обитания человека и всего животного мира является хозяйственная деятельность человека - промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Деятельность человека вносит существенные изменения в биосферу в целом. Выбросы в атмосферу отходов производства изменяют ее химический состав, стоки промышленных загрязненных вод в водоемы загрязняют почву и источники водоснабжения, гидростроительство влияет на климат прилегающих районов, испытания атомного оружия повысили содержание радиоактивных элементов в атмосфере, почве, мировом океане.
В эпоху научно-технической революции проблема защиты окружающей среды, поддержания экологического равновесия в природе приобретает особенно важное значение. Вооруженный новейшей техникой человек вторгается в естественные процессы и зачастую нарушает их закономерную последовательность, вызывая тем самым нежелательные последствия.
Преобразующее воздействие человека на природу становится все более опасным: исчезают огромные площади лесов, многие виды животных и растений, загрязняются вода и воздух, резко сокращаются естественные ресурсы.
Решение задач по охране природы предусматривает: охрану атмосферного воздуха; рациональное использование и охрану водоемов; охрану и рациональное использование земли; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов; обеспечение воспроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания; улучшение использования недр и др.
I. Цель занятия:
1.Сформировать представление об охране природы и окружающей
среды.
2.Изучить виды охраняемых территорий.
II. Исходные знания:
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
2. Уровни организации живого.
III. План изучения темы:
1. Понятие термина охрана природы.
2. Законы по охране окружающей среды.
3. Современные проблемы охраны природы.
4. Охрана и рациональное использование атмосферы.
5. Охрана и рациональное использование почвенных ресурсов.
6. Охрана и рациональное использование растительных ресурсов.
7. Охрана и рациональное использование животных.
IV. Литература:
1.Лекции.
2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.
3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.
4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.
5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.
V. Вопросы для самоконтроля:
1.Возникновение и значение идей охраны природы
2. Определение термина "охрана природы"
3. Законы об охране природы в РФ
4. Роль природы в развитии человеческого общества
5. Цели охраны природы
6. Взаимоотношение проблем охраны и преобразование природы
7. Воспроизводство ресурсов природы как необходимое природоохранительное мероприятие.
8. Влияние человека на развитие природы
9. Охрана природы в интересах развития сельского хозяйства
10. Охрана природы в интересах развития лесной промышленности . 11. Охрана природы в интересах развития рыбной промышленности . 12. Охрана природы в интересах развития охотничьего хозяйства . 13.Охрана природы в интересах развития промышленности полезных ископаемых
14. Защита природы от радиоактивной опасности .
15. Охрана природы Космоса .
16. Красная книга России.
17. Красная книга Курской Области.
18. Редкие и исчезающие виды растений и животных.
VI. Содержание занятия:
1. Тестирование по теме занятия (30 вопросов).
Устное собеседование по вопросам для самоконтроля.
3. Сообщения студентов по теме занятия.