ТЕМА: «Биоценоз как биологическая система. Биогеоценозы»
Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступает с ними в самые разнообразные отношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями. Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами.
Существование организмов в биоценозах невозможно без среды их обитания, поэтому на состав флоры и фауны данного сообщества организмов большое влияние оказывает климат, особенности рельефа данной конкретной местности и т.д. Все это вызвало необходимость введения в экологию нового понятия “биогеоценоз”.
Совокупность растительных и животных организмов на определенной географической территории обитания получило название биогеоценоз. Этот термин был предложен русским ученым Сукачёвым. Как и популяция, биогеоценоз имеет свои экологические характеристики: видовое разнообразие, пищевую и пространственную структуру, биомассу, биологическую продуктивность.
Биогеоценозы многообразны, они определенным образом взаимосвязаны друг с другом, длительное время могут быть устойчивыми, однако под влиянием изменяющихся условий внешней среды или под действием деятельности человека могут изменяться, погибать, заменяться на другие сообщества организмов.
I. Цель занятия:
1. Рассмотреть сущность понятий: «биоценоз», «биогеоценоз», «сообщества».
2. Изучить структуру биоценозов.
3. Ознакомиться со свойствами биоценозов.
4. Оценить типы взаимоотношений организмов в биоценозах.
II. Исходные знания:
1. Знать видовую и пространственную структуру биоценозов.
2. Уметь приводить примеры простых и сложных биоценозов.
3. Уметь определять трофические категории организмов в биоценозе.
III. План изучения темы:
1.Биоценоз и его структура.
2. Экологические ниши.
3. Отношения организмов в биоценозах.
4.Цепи и сети питания.
5. Экологические пирамиды.
6. Биологическая продуктивность биоценозов.
7. Учение Сукачева о биогеоценозах.
IV. Литература:
1.Лекции.
2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.
3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.
4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.
5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Определение «биоценоза».
2. Экологические особенности и отличия «сообщества», «биоценоза», «скопления».
3. Иерархичность жизни на биоценотическом уровне.
4. Биотический экологический фактор.
5. Определение биогеоценоза. Биотоп и биота. Структура биогеоценоза.
6. Стабильность биоценоза.
7. Видовая структура биоценоза: доминантные и второстепенные виды, эдификаторы.
7. Биоразнообразие (α и β). Количественное соотношение числа видов. Экотоп.
8. Внутренние структуры биоценоза – консорции.
9. Свойства биоценоза: обилие, частота, постоянство, разнообразие.
10. Пространственная структура биоценоза:
- вертикальная (ярусность, мозаичность);
- горизонтальная (микроценоз, парцелла, микрогруппировка).
11. Экологическая ниша.
12. Причина конкурентной борьбы за экологическую нишу. Суть принципа Гаузе.
13. Трофическая структура биоценозов (продуценты, консументы, редуценты).
14. Цепи питания и их характеристика (цепи хищников, паразитов, детритные цепи).
15. Экологические пирамиды (пирамиды чисел, массы, энергии).
16. Формы межвидовых взаимоотношений в биоценозах:
а) взаимно-полезные,
б) полезно-нейтральные,
в) нейтральные,
г) полезно-вредные,
д) взаимно-вредные.
17. Основные типы взаимодействия между живыми организмами (трофические, топические, форические, фабрические).
VI. Содержание занятия:
1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).
Устное собеседование по вопросам для самоконтроля.
Выполнение практической работы.
VII. Подведение итогов занятия.
VIII. Домашнее задание.
Тема: «Биосфера – глобальная экосистема»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
«Биогеоценозы и их структура»
Задание № 1. Оценка состояния видовой структуры сообществ.
Выполняется по вариантам. Номер варианта определяет преподаватель.
При изучении видовой структуры экосистем рассчитываются следующие показатели:
1. Видовое богатство S (число видов).
2. Индекс разнообразия Симпсона Д (чем больше Д приближается к S, тем разнообразнее сообщество):
Д = 1 /Spi2
где pi — доля i вида в суммарной численности особей всех видов (S — знак суммы).
3. Индекс выровненности Симпсона — Е (чем больше этот индекс приближается к 1, тем равномернее представлены все виды в сообществе):
Е =Д/ S
4. Выделение видов доминантов по численности и биомассе (рассчитать долю вида в процентах по числу особей или биомассе).
5. Выделение видов - эдификаторов сообщества.
6. Выделение редких и малочисленных видов сообщества.
7. Графическое определение зависимости числа видов в биоценозе от числа особей, приходящихся на один вид (рисунок), для выявления степени нарушенности биоценоза.
0 Х
Рисунок. Зависимость числа видов сообщества от числа особей, приходящихся на один вид:
у - число видов в биоценозе; х — число особей, приходящихся на один вид; 1 — устойчивый биоценоз; 2 - нарушенный биоценоз
Задание. Сравните видовую структуру разных экосистем по вышеуказанным показателям, сделайте вывод о видовом разнообразии изучаемых сообществ.
Пример расчета индексов разнообразия и выровненности Симпсона.
На 1 м2 луга обнаружены следующие животные: стрекоза-коромысло — 1, кузнечик зеленый — 25, улитка - янтарка — 6, травяной клоп — 18, тля гороховая — 112, клеверный долгоносик - 42, дождевой червь - 58.
Для расчета индекса разнообразия сообщества животных составляется таблица 1.
Вначале определяется pi каждого вида. Например, для получения pi стрекозы - коромысло надо число особей данного вида (1) разделить на суммарную численность особей всех видов (262). Полученное делимое 0,004 является числом pi стрекозы - коромысло.
Затем на основании данных таблицы рассчитываются индексы Д и Е.
Таблица расчета индекса разнообразия сообщества животных
|
Д= 1 /0,32 = 3,12,
где величина 3,12, указывает на то, что видовое разнообразие животных невелико. Видовой состав однообразен.
Е =Д /S = 3,12 / 7 = 0,44,
где величина 0,44 указывает на то, что распределение особей всех видов в данном сообществе неравномерно.
В после выполнение практической работы необходимо отметить виды доминанты, эдификаторы, редкие. Определить степень нарушенности биоценоза.
Вариант № 1. На 1 м2 болота обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Ива ползучая | ||
Вороника черная | ||
Вереск обыкновенный | ||
Белоус торчащий | ||
Ситник членистый | ||
Горец змеиный | ||
Белозер болотный |
Вариант № 2. На 1 м2 леса обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Коротконожка лесная | ||
Бор развесистый | ||
Ожика волосистая | ||
Купена многоцветковая | ||
Ландыш майский | ||
Молочай кипарисовый | ||
Пролесник многолетний |
Вариант № 3. На 1 м2 обочины дороги обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Росичка кровяная | ||
Пырей ползучий | ||
Ячмень мышиный | ||
Щирица запрокинутая | ||
Резеда желтая | ||
Марь многосеменная | ||
Солянка калийная |
Вариант № 4. На 1 м2 луга обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Плевел многолетний | ||
Полевица тонкая | ||
Ожика равнинная | ||
Щавель туполистный | ||
Сивец луговой | ||
Короставник полевой | ||
Валерианелла малая |
Вариант № 5. На 1 м2 берега обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Двукисточник тросниковый | ||
Вейник наземный | ||
Хвостник обыкновенный | ||
Турча болотная | ||
Горец земноводный | ||
Ворсянка лесная | ||
Лютик ползучий |
Вариант № 6. В 1 м3 водоема обнаружены следующие растения:
№ | виды | количество |
Рдест курчавый | ||
Взморник морской | ||
Кувшинка белая | ||
Кубышка желтая | ||
Лютик водяной | ||
Роголистник темно-зеленый | ||
Уруть колосистая |
Вариант № 7. На 1 м3 садовой почвы обнаружены следующие животные:
№ | виды | количество |
Слизень полевой | ||
Дождевой червь зловонный | ||
Крестовик обыкновенный | ||
Геофил длинноусый | ||
Медведка обыкновенная | ||
Личинка майского жука | ||
Крот обыкновенный |
Вариант № 8. В 1 м3 водоема обнаружены следующие животные:
№ | виды | количество |
Планария черная | ||
Прудовик болотный | ||
Улитка родниковая | ||
Гребляк точечный | ||
Гладыш сизый | ||
Водяной скорпион | ||
Плавт клоповидный |
Занятие № 7
ТЕМА: «Экология популяций»
«Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляют собой экологическую систему, или экосистему» (Ю. Одум, 1986).
Главным предметом исследования при экосистемном подходе в экологии становятся процессы трансформации вещества и энергии между биотой и физической средой, т. е. возникающий биогеохимический круговорот веществ в экосистеме в целом. Это позволяет дать обобщенную интегрированную оценку результатов жизнедеятельности сразу многих отдельных организмов многих видов, так как по биогеохимическим функциям, т. е. по характеру осуществляемых в природе процессов превращения вещества и энергии, организмы более однообразны, чем по своим морфологическим признакам и строению. Например, все высшие растения потребляют одни и те же вещества, все они используют свет и благодаря фотосинтезу, образуют близкие по составу органические вещества и выделяют кислород.
I. Цель занятия:
1. Рассмотреть сущность понятия «экосистема».
2. Изучить структуру экосистемы.
3. Ознакомиться с основными биомами.
4. Оценить особенности агроценозов.
II. Исходные знания:
1. Знать видовую и пространственную структуру биогеоценозов.
2. Уметь приводить примеры простых и сложных биогеоценозов.
3. Уметь составлять цепи питания.
III. План изучения темы:
1. Определение экосистемы
2. Структура экосистемы и ее отличия от биогеоценоза.
3. Трофическая структура экосистемы.
4. Биологическая продуктивность.
5. Характеристика наземных и водных биомов.
6. Агроценозы и их отличия от природных синэкологических систем.
IV. Литература:
1.Лекции.
2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.
3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.
4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.
5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Определение экосистемы
2. Микро-, мезо- и макросистемы. Глобальные экосистемы.
3. Структура экосистемы и ее отличия от биогеоценоза.
4.Функциональная структура экосистемы.
5. Трофическая структура экосистемы. Трофические уровни.
6. Понятие биома.
7. Биологическая продуктивность.
8. Характеристика наземных биомов.
9. Типы водных экосистем.
10. Агроценозы и их отличия от природных синэкологических систем.
11. Динамика экосистем:
- цикличность;
- сукцессия.
12. принципы биологического накопления.
13. Гомеостаз экосистемы.
14. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.
VI. Содержание занятия:
1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).