Заболеваемость населения области гельминтозами в 2001-2007 гг.
(на 100 тыс. населения)
Геогельминтозы | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
Аскаридоз | 14, 6 | 14, 6 | 14, 55 | 11, 89 | 10, 58 | 7, 63 | 9, 88 |
Трихоцефалез | 0,3 | 0,3 | - | 0, 08 | - | 0, 09 | - |
Стронгилоидоз | 0,1 | - | - | 0, 17 | - | - | - |
Задание: изучить заболеваемость населения Курской области геогельминтами, построить графики по каждому заболеванию за период с 2001 по 2007 гг. Сделать вывод о динамике распространения геогельминтозов в Курской области.
VII. Подведение итогов занятия.
VIII. Домашнее задание.
Тема: «Экология популяций».
Занятие № 5
ТЕМА: «Экология популяций»
Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени заселяющих определенное пространство, существующих относительно изолированно от особей этого же вида, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется популяцией.
Изучением популяций занимается специальный раздел экологии – популяционная экология или демэкология (от. греч. демос – народ, население).
Изучая функционирование экологических систем, ученые рассматривают популяции в качестве основных элементов каждой экосистемы. Именно на популяционном уровне протекают важнейшие процессы микроэволюции. Благодаря существованию популяции, как элементарной структуры биологического вида, создаются условия, способствующие поддержанию жизни и выживаемости отдельных видов.
Как биологическая единица, популяция обладает определенными экологическими характеристиками: величиной, возрастной и половой структурой, динамикой. Изменение этих показателей, особенно уменьшение, может привести к вымиранию и исчезновению особей в популяции, вызвав нарушения на более высоких уровнях организации – видовом, биоценотическом и биосферном. Поэтому для сохранения популяций различных биологических видов необходимо знать их основные экологические характеристики для принятия правильных решений.
I. Цель занятия:
1.Сформировать общие представления о популяции.
2.Изучить основные характеристики популяции.
II. Исходные знания:
1. Уметь определять положение популяции в биосфере.
2. Знать основные характеристики популяции.
III. План изучения темы:
1.Понятие о популяции как о природной системе.
2.Демографические характеристики популяций.
3.Структура популяции.
4.Эффект группы в популяциях.
IV. Литература:
1.Лекции.
2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.
3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.
4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.
5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Общие представления о популяциях.
2. Основные характеристики популяции: статическая, динамическая, демографическая, экологическая.
3. Численность особей в популяции.
4. Плотность популяции.
5. Методы оценки плотности (прямой подсчет, метод учета на маршрутах, методы отлова, выборочный метод, косвенный метод).
6. Пространственное распределение особей в популяциях. Типы распределения и их примеры.
7. Рождаемость как показатель популяции. Факторы, влияющие на рождаемость.
8. Плодовитость.
9. Смертность. Её основные причины и их динамика в онтогенезе разных организмов. Кривые выживания.
10. Продолжительность жизни: физиологическая и максимальная.
11. Экологические стратегии выживания. Типы стратегий. Типы эволюционного отбора: r-отбор и k-отбор.
12. Регуляция численности и плотности популяции.
13.Рост популяции. Оценка темпов роста.
14. Структура популяции:
а) половая;
б) возрастная;
в) этологическая (колонии, стаи, стада).
15.Эффект группы в популяциях.
16.Ареал популяции. Виды – космополиты и эндемики.
VI. Содержание занятия:
1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).
Устное собеседование по вопросам для самоконтроля.
Выполнение практической работы.
VII. Подведение итогов занятия.
VIII. Домашнее задание.
Тема: «Биоценоз как биологическая система. Биогеоценозы»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5