Заболеваемость населения области гельминтозами в 2001-2007 гг.

(на 100 тыс. населения)

Геогельминтозы 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Аскаридоз 14, 6 14, 6 14, 55 11, 89 10, 58 7, 63 9, 88
Трихоцефалез 0,3 0,3 - 0, 08 - 0, 09 -
Стронгилоидоз 0,1 - - 0, 17 - - -

Задание: изучить заболеваемость населения Курской области геогельминтами, построить графики по каждому заболеванию за период с 2001 по 2007 гг. Сделать вывод о динамике распространения геогельминтозов в Курской области.

VII. Подведение итогов занятия.

VIII. Домашнее задание.

Тема: «Экология популяций».

Заболеваемость населения области гельминтозами в 2001-2007 гг. - student2.ru

Занятие № 5

ТЕМА: «Экология популяций»

Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени заселяющих определенное пространство, существующих относительно изолированно от особей этого же вида, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется популяцией.

Изучением популяций занимается специальный раздел экологии – популяционная экология или демэкология (от. греч. демос – народ, население).

Изучая функционирование экологических систем, ученые рассматривают популяции в качестве основных элементов каждой экосистемы. Именно на популяционном уровне протекают важнейшие процессы микроэволюции. Благодаря существованию популяции, как элементарной структуры биологического вида, создаются условия, способствующие поддержанию жизни и выживаемости отдельных видов.

Как биологическая единица, популяция обладает определенными экологическими характеристиками: величиной, возрастной и половой структурой, динамикой. Изменение этих показателей, особенно уменьшение, может привести к вымиранию и исчезновению особей в популяции, вызвав нарушения на более высоких уровнях организации – видовом, биоценотическом и биосферном. Поэтому для сохранения популяций различных биологических видов необходимо знать их основные экологические характеристики для принятия правильных решений.

I. Цель занятия:

1.Сформировать общие представления о популяции.

2.Изучить основные характеристики популяции.

II. Исходные знания:

1. Уметь определять положение популяции в биосфере.

2. Знать основные характеристики популяции.

III. План изучения темы:

1.Понятие о популяции как о природной системе.

2.Демографические характеристики популяций.

3.Структура популяции.

4.Эффект группы в популяциях.

IV. Литература:

1.Лекции.

2.Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). –СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.

3.Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.

4.Шилов И.А., Экология. – М.: Высшая школа, 2010. – 512 с.

5.Биология/ Под. Ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2011. – Т. 2.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Общие представления о популяциях.

2. Основные характеристики популяции: статическая, динамическая, демографическая, экологическая.

3. Численность особей в популяции.

4. Плотность популяции.

5. Методы оценки плотности (прямой подсчет, метод учета на маршрутах, методы отлова, выборочный метод, косвенный метод).

6. Пространственное распределение особей в популяциях. Типы распределения и их примеры.

7. Рождаемость как показатель популяции. Факторы, влияющие на рождаемость.

8. Плодовитость.

9. Смертность. Её основные причины и их динамика в онтогенезе разных организмов. Кривые выживания.

10. Продолжительность жизни: физиологическая и максимальная.

11. Экологические стратегии выживания. Типы стратегий. Типы эволюционного отбора: r-отбор и k-отбор.

12. Регуляция численности и плотности популяции.

13.Рост популяции. Оценка темпов роста.

14. Структура популяции:

а) половая;

б) возрастная;

в) этологическая (колонии, стаи, стада).

15.Эффект группы в популяциях.

16.Ареал популяции. Виды – космополиты и эндемики.

VI. Содержание занятия:

1. Тестирование по теме занятия (10 вопросов).

Устное собеседование по вопросам для самоконтроля.

Выполнение практической работы.

VII. Подведение итогов занятия.

VIII. Домашнее задание.

Тема: «Биоценоз как биологическая система. Биогеоценозы»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Наши рекомендации