Семинар 11. Насекомые: общая характеристика

План (к обсуждению).

1. Место насекомых в системе животного мира.

2. Внешнее строение насекомых, части тела, разнообразие ротовых органов.

3. Классификация, основные отряды насекомых: жуки, бабочки, перепончатокрылые, клопы, двукрылые (комары и мухи), особенности питания, размножения, значение в природе и для человека.

4. Использование темы «Насекомые» в экологическом образовании дошкольников.

Задания для СРС

Задание 1. Выпишите основные отряды насекомых, изучаемые в программе «Детство» и «Радуга» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.).

Задание 2. По аналогии с заданием 2 семинара 10 (по проекту Н.А. Рыжовой) придумайте письмо детей с вопросами насекомому и с предполагаемыми ответами детям от имени этого насекомого.

Работа на занятии

1. Определите в контрольных коллекциях насекомых по отрядам, по результатам работы и литературных данных заполните таблицу:

представитель Отряд, (семейство – для жуков) Чем питается, где живет, интересные особенности Тип размножения
Бабочка лимонница      
Жук жужелица      
Жук листоед      
Жук олень      
Жук носорог      
Жук навозник      
Жук чернотелка      
Жук нарывник      
Жук божья коровка      
Муравьи лесные      
Пчела домашняя      
Оса бумажная      
Муха домашняя      
Комар пискун      
Клоп постельный      
Стрекоза красотка      
Кузнечик зеленый      
Кобылка степная      
Богомол обыкновенный      
(…на выбор студента)      

2. Составьте кроссворд по биоразнообразию насекомых (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.

3. Приведите примеры тем из экологических программ, где можно использовать тему «Насекомые»

4. Игра «Зоологическое лото»

Рекомендуемая литература

основная

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с. и другие учебные пособия по зоологии

Семинар 12. Позвоночные животные: рыбы, амфибии,

Рептилии

План (к обсуждению).

1. Систематика типа хордовых, подтипа позвоночных животных.

2. Внешнее строение рыб, классификация, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

2. Внешнее строение земноводных, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

2. Внешнее строение пресмыкающихся, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.

Задание для СРС

Изучите пособие Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» - письма крокодила (с. 166), ужа (с. 226,) рыбы-пилы (с.228), черепахи (с.233), придумайте по аналогии письмо лягушки или жабы.

Работа на занятии

1. Пользуясь справочной литературой и списком животных из пособия: Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005., заполните таблицу по биоразнообразию позвоночных животных рассматриваемых классов:

Классификация, представители Где живут Чем питаются Интересные особенности поведения и жизнедеятельности
       

2. Выпишите, к какому классу относится представитель:

классы: круглоротые, рыбы хрящевые, рыбы костные, земноводные, пресмыкающиеся

представители: жаба зеленая, рыба-пила, карась, квакша, лягушка травяная, уж обыкновенный, полоз, гадюка, акула, окунь, ящерица прыткая, гуппи, черепаха, минога, щука, стерлядь, червяга.

Рекомендуемая литература

основная

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

дополнительная

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Семинар 13. Птицы.

План (к обсуждению).

1. Место птиц в системе животного мира. Систематика птиц.

2. Внешнее и внутреннее строение птиц в связи с приспособленностью к полету. Размножение птиц.

3. Зимующие, кочующие и перелетные птицы, отряды птиц: воробьинообразные, куриные, дневные хищники, совы, журавли и др., особенности питания, размножения. Домашние и декоративные птицы.

4. Тема «Птицы» в экологическом образовании дошкольников

Задания для СРС.

Задание 1. Выпишите по отрядам представителей класса птиц, изучаемых в программе «Детство» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с. ).

Задание 2. Прочитайте в пособии Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» письма птиц, выпишите из них в таблицу необходимые данные:

Представитель Где живет Чем питается Интересные особенности поведения и жизнедеятельности

Работа на занятии

1. Составьте кроссворд по биоразнообразию птиц (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.

2. Используя художественную, справочную литературу и энциклопедии, составьте интересный рассказ про птиц для детей на одну из тем программ для дошкольников.

Рекомендуемая литература

основная

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

дополнительная

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Семинар 14. Млекопитающие

План (к обсуждению).

1. Место млекопитающих в системе животного мира. Систематика млекопитающих, представители основных отрядов.

2. Внешнее и внутреннее строение зверей в связи с приспособленностью к среде обитания.

3. Сезонные изменения в жизни млекопитающих, краткая характеристика отрядов: - особенности питания, размножения. Дикие, сельскохозяйственные и декоративные звери.

Задание для СРС

Прочитайте в пособии Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» письма млекопитающих, выпишите из них в таблицу необходимые данные:

Представитель Где живет Чем питается Интересные особенности поведения и жизнедеятельности

Работа на занятии

1. Определите основные темы в экологическом образовании дошкольников, связанные с млекопитающими. Работа по подгруппам – анализ программ «Детство», «Программа…» под ред. М.А Васильевой, «Юный эколог», «Наш дом – природа» и методических пособий по рассматриваемой теме (по возрастам детей).

2. Выпишите представителей по группам: наземные, водные, полуводные, летающие, живущие в почве; хищные, всеядные, растительноядные; по отрядам: грызуны, парнокопытные, непарнокопытные, хищные.

3 Выпишите по отрядам представителей класса млекопитающих, изучаемых в программе «Детство» и «Радуга» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.).

4. Игра «Зоологическое лото».

Рекомендуемая литература

основная

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.

Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.

дополнительная

Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)

Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.

Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.

Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.

Семинар 15. Основные понятия экологии

План (к обсуждению).

1. Понятие о среде обитания живых организмов. Окружающая среда, экологические факторы (факторы среды).

2. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, сообщество (биоценоз), местообитание, пищевые цепочки, экологическая пирамида, биогеоценоз (экосистема), экологическая ниша («профессия» вида)

3. Важнейшие типы экосистем основных природных зон мира.

4. Сезонные явления в природе, их причины.

Задание для СРС

Задание 1. Изучив главы учебника Петросовой Р.А. и др. (2000), выделите основные понятия экологии: «среда обитания, экологические факторы, сообщество (биоценоз), местообитание, пищевые цепочки, экологическая пирамида, биогеоценоз (экосистема), экологическая ниша, биосфера, ноосфера.», законспектируйте соответствующие разделы. Нарисуйте схемы: «биогеоценоз» и «круговорот вещества и энергии в природе».

Работа на занятии

1. Используя различную справочную литературу, выпишите представителей важнейших типов экосистем основных природных зон мира: тундра, лесные (хвойные, лиственные леса), степь, пустыня (в т.ч. арктическая), луг, болото, море, река.

2. Выпишите представителей экологических групп растений, по-разному приспособленных к факторам среды (свет, тепло, вода, питание, почвенные, биогенные и антропогенные факторы).

3. Поясните понятие «окружающая среда», дайте определение и характеристику экологическим факторам среды.

4. Выделите особенности различных сред обитания живых организмов, приведите примеры влияния различных факторов среды на организмы в каждой среде обитания, примеры представителей каждой среды обитания и приспособленность живых организмов к среде. В чем состоит экологический подход к содержанию растений в детском саду? Назовите экологические группы животных по отношению к факторам среды.

5. Обсудите дифференцированные потребности комнатных растений (отношение к свету, теплу, влаге, питанию) в различных факторах внешней среды. В чем заключается уход за комнатными растениями в соответствии с их потребностями?

6. Перечислите сезонные изменения в природе. Объясните причины сезонных явлений. Дайте характеристику фенологических сезонов. Поясните обусловленность сезонных изменений в жизни растений и животных динамикой явлений неживой природы.

7. Выделите характерные черты основных типов животных (по эволюционному дереву), найдите особенности внешнего строения животных, помогающие приспособиться к среде обитания.

8. Составьте таблицу экологических групп насекомых, птиц, млекопитающих по отношению к свету, к теплу, влаге, почве, пище.

9. Командная игра: «Кто больше назовет представителей»

Рекомендуемая литература

  1. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – С. 310-322.
  2. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990.
  3. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

5. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.

  1. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – С. 160-264.
  2. Программы «Юный эколог» и «Наш дом – природа»
  3. Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Осень. - Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
  4. Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005. – 154 с.

10. Суворов В.В. и др. Руководство к летним практическим занятиям по ботанике. – Л.: Колос, 1966.

  1. Хржановский В.Г. и др. Ботаническая география с основами экологии растений. – М.: Агропромиздат, 1986. М.: Академия, 2000.

Наши рекомендации