Семинар 11. Насекомые: общая характеристика
План (к обсуждению).
1. Место насекомых в системе животного мира.
2. Внешнее строение насекомых, части тела, разнообразие ротовых органов.
3. Классификация, основные отряды насекомых: жуки, бабочки, перепончатокрылые, клопы, двукрылые (комары и мухи), особенности питания, размножения, значение в природе и для человека.
4. Использование темы «Насекомые» в экологическом образовании дошкольников.
Задания для СРС
Задание 1. Выпишите основные отряды насекомых, изучаемые в программе «Детство» и «Радуга» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.).
Задание 2. По аналогии с заданием 2 семинара 10 (по проекту Н.А. Рыжовой) придумайте письмо детей с вопросами насекомому и с предполагаемыми ответами детям от имени этого насекомого.
Работа на занятии
1. Определите в контрольных коллекциях насекомых по отрядам, по результатам работы и литературных данных заполните таблицу:
представитель | Отряд, (семейство – для жуков) | Чем питается, где живет, интересные особенности | Тип размножения |
Бабочка лимонница | |||
Жук жужелица | |||
Жук листоед | |||
Жук олень | |||
Жук носорог | |||
Жук навозник | |||
Жук чернотелка | |||
Жук нарывник | |||
Жук божья коровка | |||
Муравьи лесные | |||
Пчела домашняя | |||
Оса бумажная | |||
Муха домашняя | |||
Комар пискун | |||
Клоп постельный | |||
Стрекоза красотка | |||
Кузнечик зеленый | |||
Кобылка степная | |||
Богомол обыкновенный | |||
(…на выбор студента) |
2. Составьте кроссворд по биоразнообразию насекомых (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.
3. Приведите примеры тем из экологических программ, где можно использовать тему «Насекомые»
4. Игра «Зоологическое лото»
Рекомендуемая литература
основная
Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.
Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.
Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.
Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с. и другие учебные пособия по зоологии
Семинар 12. Позвоночные животные: рыбы, амфибии,
Рептилии
План (к обсуждению).
1. Систематика типа хордовых, подтипа позвоночных животных.
2. Внешнее строение рыб, классификация, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.
2. Внешнее строение земноводных, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.
2. Внешнее строение пресмыкающихся, классификация и представители, особенности питания, размножения, поведения, использование темы в экологическом образовании дошкольников.
Задание для СРС
Изучите пособие Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» - письма крокодила (с. 166), ужа (с. 226,) рыбы-пилы (с.228), черепахи (с.233), придумайте по аналогии письмо лягушки или жабы.
Работа на занятии
1. Пользуясь справочной литературой и списком животных из пособия: Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005., заполните таблицу по биоразнообразию позвоночных животных рассматриваемых классов:
Классификация, представители | Где живут | Чем питаются | Интересные особенности поведения и жизнедеятельности |
2. Выпишите, к какому классу относится представитель:
классы: круглоротые, рыбы хрящевые, рыбы костные, земноводные, пресмыкающиеся
представители: жаба зеленая, рыба-пила, карась, квакша, лягушка травяная, уж обыкновенный, полоз, гадюка, акула, окунь, ящерица прыткая, гуппи, черепаха, минога, щука, стерлядь, червяга.
Рекомендуемая литература
основная
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
Экологическое образование детей. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.
дополнительная
Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.
Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)
Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.
Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.
Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.
Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.
Семинар 13. Птицы.
План (к обсуждению).
1. Место птиц в системе животного мира. Систематика птиц.
2. Внешнее и внутреннее строение птиц в связи с приспособленностью к полету. Размножение птиц.
3. Зимующие, кочующие и перелетные птицы, отряды птиц: воробьинообразные, куриные, дневные хищники, совы, журавли и др., особенности питания, размножения. Домашние и декоративные птицы.
4. Тема «Птицы» в экологическом образовании дошкольников
Задания для СРС.
Задание 1. Выпишите по отрядам представителей класса птиц, изучаемых в программе «Детство» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с. ).
Задание 2. Прочитайте в пособии Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» письма птиц, выпишите из них в таблицу необходимые данные:
Представитель | Где живет | Чем питается | Интересные особенности поведения и жизнедеятельности |
Работа на занятии
1. Составьте кроссворд по биоразнообразию птиц (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.
2. Используя художественную, справочную литературу и энциклопедии, составьте интересный рассказ про птиц для детей на одну из тем программ для дошкольников.
Рекомендуемая литература
основная
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.
дополнительная
Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.
Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)
Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.
Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.
Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.
Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.
Семинар 14. Млекопитающие
План (к обсуждению).
1. Место млекопитающих в системе животного мира. Систематика млекопитающих, представители основных отрядов.
2. Внешнее и внутреннее строение зверей в связи с приспособленностью к среде обитания.
3. Сезонные изменения в жизни млекопитающих, краткая характеристика отрядов: - особенности питания, размножения. Дикие, сельскохозяйственные и декоративные звери.
Задание для СРС
Прочитайте в пособии Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» письма млекопитающих, выпишите из них в таблицу необходимые данные:
Представитель | Где живет | Чем питается | Интересные особенности поведения и жизнедеятельности |
Работа на занятии
1. Определите основные темы в экологическом образовании дошкольников, связанные с млекопитающими. Работа по подгруппам – анализ программ «Детство», «Программа…» под ред. М.А Васильевой, «Юный эколог», «Наш дом – природа» и методических пособий по рассматриваемой теме (по возрастам детей).
2. Выпишите представителей по группам: наземные, водные, полуводные, летающие, живущие в почве; хищные, всеядные, растительноядные; по отрядам: грызуны, парнокопытные, непарнокопытные, хищные.
3 Выпишите по отрядам представителей класса млекопитающих, изучаемых в программе «Детство» и «Радуга» (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.).
4. Игра «Зоологическое лото».
Рекомендуемая литература
основная
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.
Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.
дополнительная
Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.
Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)
Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.
Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.
Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.
Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.
Семинар 15. Основные понятия экологии
План (к обсуждению).
1. Понятие о среде обитания живых организмов. Окружающая среда, экологические факторы (факторы среды).
2. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, сообщество (биоценоз), местообитание, пищевые цепочки, экологическая пирамида, биогеоценоз (экосистема), экологическая ниша («профессия» вида)
3. Важнейшие типы экосистем основных природных зон мира.
4. Сезонные явления в природе, их причины.
Задание для СРС
Задание 1. Изучив главы учебника Петросовой Р.А. и др. (2000), выделите основные понятия экологии: «среда обитания, экологические факторы, сообщество (биоценоз), местообитание, пищевые цепочки, экологическая пирамида, биогеоценоз (экосистема), экологическая ниша, биосфера, ноосфера.», законспектируйте соответствующие разделы. Нарисуйте схемы: «биогеоценоз» и «круговорот вещества и энергии в природе».
Работа на занятии
1. Используя различную справочную литературу, выпишите представителей важнейших типов экосистем основных природных зон мира: тундра, лесные (хвойные, лиственные леса), степь, пустыня (в т.ч. арктическая), луг, болото, море, река.
2. Выпишите представителей экологических групп растений, по-разному приспособленных к факторам среды (свет, тепло, вода, питание, почвенные, биогенные и антропогенные факторы).
3. Поясните понятие «окружающая среда», дайте определение и характеристику экологическим факторам среды.
4. Выделите особенности различных сред обитания живых организмов, приведите примеры влияния различных факторов среды на организмы в каждой среде обитания, примеры представителей каждой среды обитания и приспособленность живых организмов к среде. В чем состоит экологический подход к содержанию растений в детском саду? Назовите экологические группы животных по отношению к факторам среды.
5. Обсудите дифференцированные потребности комнатных растений (отношение к свету, теплу, влаге, питанию) в различных факторах внешней среды. В чем заключается уход за комнатными растениями в соответствии с их потребностями?
6. Перечислите сезонные изменения в природе. Объясните причины сезонных явлений. Дайте характеристику фенологических сезонов. Поясните обусловленность сезонных изменений в жизни растений и животных динамикой явлений неживой природы.
7. Выделите характерные черты основных типов животных (по эволюционному дереву), найдите особенности внешнего строения животных, помогающие приспособиться к среде обитания.
8. Составьте таблицу экологических групп насекомых, птиц, млекопитающих по отношению к свету, к теплу, влаге, почве, пище.
9. Командная игра: «Кто больше назовет представителей»
Рекомендуемая литература
- Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – С. 310-322.
- Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990.
- Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988.
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
5. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
- Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – С. 160-264.
- Программы «Юный эколог» и «Наш дом – природа»
- Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Осень. - Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
- Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005. – 154 с.
10. Суворов В.В. и др. Руководство к летним практическим занятиям по ботанике. – Л.: Колос, 1966.
- Хржановский В.Г. и др. Ботаническая география с основами экологии растений. – М.: Агропромиздат, 1986. М.: Академия, 2000.