Часть 1. Классификация дикорастущих растений (работа с гербарием)
Познакомьтесь с образцами из гербария по группам: древесно-кустарниковая дикорастущая флора; растения огорода, сада, поля, луга, степи, водоема (иллюстративный материал); садовые декоративные растения; лекарственные и ядовитые растения, выпишите представителей каждой из групп в таблицу.
Часть 2. (на выбор 2 или 3 части)
Обсудите видовое многообразие комнатных растений, их происхождение и биологические особенности, выпишите представителей комнатных растений в зависимости от их требований к свету, влаге, почве в таблицу (используйте списки комнатных растений, рекомендованных для детских садов).
Часть 3. Игра «Ботаническое лото».
Часть 4. Используя гербарий, заполните таблицу:
Семейство | Жизненные формы | Строение цветка, плоды | Листья | Представители |
Сложноцветные | ||||
Розоцветные | ||||
Пасленовые | ||||
Крестоцветные | ||||
Бобовые | ||||
Лютиковые | ||||
Зонтичные | ||||
злаки | ||||
На выбор |
Рекомендуемая литература
основная
1. Экологическое образование детей : учеб.-метод. пособие. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 152 с. - (Приложение к журналу "Учебный год", № 13. Серия "Экологическое образование" ; Вып.1).
2. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
дополнительная
3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. (кафедра)
4. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова и др. – М.: Академия, 2000.
5. Практикум по систематике растений и грибов. – М.: Академия, 2001(кафедра)
6. Трайтак Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Мнемозина, 1998.
школьные учебники
Семинар 10. Классификация животных. Беспозвоночные животные
План (к обсуждению).
1. Классификация животных по разным признакам; биологическая классификация.
2. Беспозвоночные животные: кишечнополостные (актинии и кораллы), черви (дождевой червь и пиявки), членистоногие (насекомые, многоножки, ракообразные и паукообразные), моллюски, иглокожие.
Задание для СРС
Выпишите из пособий Н.А. Рыжовой «Напиши письмо сове» или «Почва – живая земля» письмо дождевого червяка, придумайте по аналогии письмо какого-либо животного из типов: простейшие, черви, кишечнополостные, моллюски, иглокожие.
Работа на занятии
Задание 1. Выпишите основные типы и классы беспозвоночных животных, изучаемых в программе «Детство» и «Радуга» с представителями (по списку из пособия: Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005.), данные занесите в таблицу:
Представитель | Класс | Тип |
Задание 2. Составьте кроссворд по биоразнообразию беспозвоночных животных (представители, особенности внешнего и внутреннего строения, интересные особенности поведения и жизнедеятельности) – работа в парах.
Рекомендуемая литература
основная
1. Экологическое образование детей : учеб.-метод. пособие. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 152 с. - (Приложение к журналу "Учебный год", № 13. Серия "Экологическое образование" ; Вып.1).
2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
3. Практикум по естествознанию и основам экологии. – М.: Академия, 2000.
4. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М.: Академия, 2000.
5. Приложение к журналу «Учебный год», № 13. Серия «Экологическое образование». Вып. 1. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2005. – 156 с.
6. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.
7. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 128 с.
дополнительная
1. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Академия, 2001. – 494 с.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия, 1998.
3. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М., Просвещение, 1990. - 224 с.
4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (591.6 Г 37)
5. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. – М., Просвещение, 1988. - 192 с.
6. Кудрявцев С.В. и др. Террариум и его обитатели: обзор видов и содержание в неволе. Справочное пособие. – М., Лесная промышленность, 1991. - 349 с.
7. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Академия, 2001. – 296 с.
8. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М., 1981.
9. Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии. – М.: Академия, 2001.