Здоровье и безопасность (6 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незна­комый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, от­крыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнен­ных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигате­лем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).

Практическая работа:отработка правил перехода улицы.

Общение (3 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет теле­фонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в ма­газине, кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа:отработка основных правил этикета.

Путешествия (7 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Моск­ва — столица России. Московский Кремль и другие достопримеча­тельности.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учи­теля и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Зем­ля — общий дом всех людей.

Экскурсия:наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы:определение сторон горизонта по компа­су; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение (1ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

неживую и живую природу; дикорастущие и культурные расте­ния; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; пра­вила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного пове­дения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные симво­лы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по не­сколько представителей каждой группы); вести наблюдения в при­роде под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Класс (68 ч)

Как устроен мир? (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бакте­рии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступень­ки» познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Чело­век — член общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эколо­гия — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия:ознакомление с разнообразием природы, распозна­вание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблю­дение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы:посадка дерева или кустарника, изготов­ление кормушек для птиц.

Наши рекомендации