Курс «Мир вокруг нас» для 1—4 классов

А.А. Плешаков

МИР ВОКРУГ НАС

Курс «Мир вокруг нас» для 1—4 классов

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят: а) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», ме­тодические пособия для каждого года обучения; б) книги для уча­щихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе. В настоящее время курс обеспечен следующими учебными изданиями.

Класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся

1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение»).

Класс

1.Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, издательство «Просвещение»).

2.Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса (авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, издательство «Дрофа»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся

2 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 2 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение», готовится к выпуску в 2004 г.).

Класс

1.Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, издательство «Просвещение»).

2. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»)

Класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Вита-Пресс»).

Для всех классов

1.От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся началь­ных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

4. Окружающий мир: Атлас для 1—4 классов начальной школы (авт. А. А. Плешаков, издательство «ACT-ПРЕСС ШКОЛА»).

В настоящее время к учебникам «Мир вокруг нас» для 3 и 4 классов готовятся новые рабочие тетради. До их выхода в свет следует пользоваться пособиями для учащихся: «100 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса», «100 и еще 14 за­даний по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).




Программа 1 класс (33 ч)

Введение (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии:знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (10 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звез­ды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Г Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их разли­чение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учи­теля).

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разно­образием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными сим­волами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практическиеработы:: знакомство с разнообразием камней зна­комство с комнатными растениями и растениями цветника их рас­познавание с помощью атласа-определителя; знакомство с листвен­ными деревьями ближайшего природного окружения, их распозна­вание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (6 ч)

Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит элект­ричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи,Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками i живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Про­стейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, соба­кой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окру­жающую среду. Как сделать Землю чище?

Практические работы:сборка простейшей электрической цепи; J изучение свойств снега и льда;,]отработка простейших приемов ухо­да за комнатными растениями, изготовление простейшей кормуш­ки для птиц.

Где и когда? (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об

этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удиви­тельные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя?

Почему и зачем? (8 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуни­ца, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих «хозяевах».

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в про­шлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к ок­ружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа:простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

Заключение (1ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окру­жающего мира.

Класс (34 ч)

Введение (1 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отно­шение к окружающему.

Природа (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представ­ление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди • используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, челове­ка. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загряз­нения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их суще­ственные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Ком­натные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домаш­ними питомцами.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологиче­ские связи между растениями и животными: растения - пища иукрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых на­секомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия:наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы:знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование де­ревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикора­стущих и культурных растений; отработка приемов ухода за ком­натными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села (6 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и поряд­ка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдель­ных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикота­жа и т. д. по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по ус­мотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, под­земный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Путешествия (7 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Моск­ва — столица России. Московский Кремль и другие достопримеча­тельности.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учи­теля и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Зем­ля — общий дом всех людей.

Экскурсия:наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы:определение сторон горизонта по компа­су; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение (1ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

неживую и живую природу; дикорастущие и культурные расте­ния; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; пра­вила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного пове­дения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные симво­лы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по не­сколько представителей каждой группы); вести наблюдения в при­роде под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Класс (68 ч)

Как устроен мир? (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бакте­рии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступень­ки» познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Чело­век — член общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эколо­гия — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия:ознакомление с разнообразием природы, распозна­вание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблю­дение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы:посадка дерева или кустарника, изготов­ление кормушек для птиц.

Мы и наше здоровье (8 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Уда­ление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алко­голь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы:знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших поврежде­ниях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопас­ность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транс­порте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движе­ния. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, зна­ки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пус­тырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время гро­зы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растени­ями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защитить­ся от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия:знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа:знакомство с устройством и работой бы­тового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика? (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет эконо­мика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умствен­ный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяй­ства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безо­пасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXIв.

Практические работы:рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, со­ставление устного описания рассмотренных растений; знакомство ссовременными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, ос­новные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятни­ками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа:поиск и показ на карте изучаемых геогра­фических объектов.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек — часть природы и общества;

что такое тела ивещества; твердые вещества; жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бакте­рии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями иживотными, между различными животными);

взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены; основы здорового образа жизни;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей; товары и услуги;

роль природных богатств в экономике; основные отрасли сель­ского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; осно­вы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зару­бежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-оп ределителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране приро­ды;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться сбытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Класс (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое инастоящее глазами эколога. Представление о совре­менных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудниче­ство в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:знакомство с картой звездного неба; по­иск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство систорическими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Эколо­гические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населе­ния. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:поиск и показ на физической карте изу­чаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объек­тов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление при­знаков их приспособленности к условиям жизни.

Наш край ~ часть большой страны(14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхно­сти края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате де­ятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водо­ема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природны­ми условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (поле­водство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта куль­турных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды ипроизводства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:знакомство с растениями и животными леса, их рас­познавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы:знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различ­ных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории че­ловечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооруже­ния — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: паро­ход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географи­ческие открытия Нового времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XXв. Достижения науки и техники. Осозна­ние человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Современная Россия (19 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Евро­пейской России, центр Европейской России, юг Европейской Рос­сии. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, зна­менитые люди, памятники культуры в регионах.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географи­ческая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ве­дется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники со­временной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определи­теля; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, ра­стения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяй­ственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допу­стимости, определять возможные причины отрицательных измене­ний в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных по­следствий воздействия человека на природу, определять необходи­мые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и Между­народной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность истори­ческих событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источ­никах сведения по определенной теме природоведческого и обще­ствоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, рас­крывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

А.А. Плешаков

МИР ВОКРУГ НАС

Курс «Мир вокруг нас» для 1—4 классов

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят: а) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», ме­тодические пособия для каждого года обучения; б) книги для уча­щихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе. В настоящее время курс обеспечен следующими учебными изданиями.

Класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся

1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение»).

Класс

1.Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, издательство «Просвещение»).

2.Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса (авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, издательство «Дрофа»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся

2 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 2 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение», готовится к выпуску в 2004 г.).

Класс

1.Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, издательство «Просвещение»).

2. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»)

Класс

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Пле­шаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Вита-Пресс»).

Для всех классов

1.От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся началь­ных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

4. Окружающий мир: Атлас для 1—4 классов начальной школы (авт. А. А. Плешаков, издательство «ACT-ПРЕСС ШКОЛА»).

В настоящее время к учебникам «Мир вокруг нас» для 3 и 4 классов готовятся новые рабочие тетради. До их выхода в свет следует пользоваться пособиями для учащихся: «100 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса», «100 и еще 14 за­даний по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).


Наши рекомендации