Система межсессионной и промежуточной аттестаций
В процессе преподавания курса регулярно используются формы текущего контроля: контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, рейтинговое оценивание, - по результатам которых осуществляется промежуточная аттестация достижений студента.
Содержание контрольных мероприятий представлено в виде теста в практикуме (с.179-193).
Темы коллоквиумов
1. Своеобразие реализации содержания ФГОС НОО и Примерной программы в вариативных пропедевтических курсах «Окружающий мир».
2. Особенности построения учебных пособий по естествознанию и обществоведению для начальной школы. Технология работы с учебной литературой в курсе «Окружающий мир».
3. Содержание предшкольной естественнонаучной и обществоведческой подготовки ребенка.
4. Технология разработки конспектов и проведения разнообразных занятий по курсу «Окружающий мир».
5. Пути активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром (методы, средства).
6. Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
7. История методики преподавания естествознания и обществоведения (истории) в русской школе.
Примерная тематика рефератов
1. Историко-обществоведческий компонент современных вариативных программ «Окружающий мир».
2. Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе.
3. Использование драматизации и театрализованных игр в процессе преподавания обществознания в начальной школе.
4. Особенности проведения физкультурных минуток на уроках «Окружающий мир».
5. Возможности проблемного (проектного) обучения детей естествознанию (обществознанию) в начальной школе.
6. Обучение младших школьников в малых группах сотрудничества в курсе «Окружающий мир».
7. Валеологический подход к изучению предмета «Окружающий мир» в школе М.Монтессори.
8. Системы оценивания учебных достижений младших школьников в курсе «Окружающий мир».
9. Обучение младших школьников технологии преодоления конфликтных ситуаций в курсе «Окружающий мир».
10. Развитие пространственно-временных представлений предшкольников и учащихся начальных классов в процессе их ознакомления с миром.
11. Многообразие способов познания окружающего мира в современных вариативных программах.
12. Возможности применения «ТРИЗ - педагогики» в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром.
13. Особенности применения технологии диалога культур в процессе ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом.
14. Холистический подход в обучении младших школьников естествознанию (школа Дж.Хассарда).
Межсессионная аттестация (итоговый контроль) осуществляется в форме экзамена.
Вопросы к экзамену
1. Методологический статус методики обучения предмету «Окружающий мир».
2. Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. (В.Ф.Зуев). Своеобразие преломления нововведений того периода в современности.
3. Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе. Методика организации и проведения предметных уроков, уроков-исследований.
4. Литературный подход в изучении окружающего мира (В.Ф.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, Н.Я.Дмитриева, О.Н.Федотова и т.д.). Синхронный принцип в оснащении УМК «Окружающий мир».
5. Становление экскурсионно-краеведческого школьного дела в России. Методика современной экскурсионно-краеведческой работы с младшими школьниками. Специфика построения краеведческих программ (на примере изучения москвоведения).
6. Особенности реализации «биологического метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир».
7. Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, И.И.Полянский, Д.Н.Кайгородов и др.) и их преломление в современной методике обучения предмету «Окружающий мир».
8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Отдел естествознания в помещении для начальной школы. Уголок живой природы: его значение в преподавании естествознания, оборудование. Возможности использования новых педагогических технологий в процессе работы.
9. Формирование элементов научного мировоззрения на уроках по курсу «Окружающий мир». Многообразие способов познания ребенком окружающего мира и специфика ознакомления с ними в вариативных программах. Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающей действительностью.
10. Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «Окружающий мир»: сравнительный анализ в соответствии с ФГОС 1998 г., I и II поколения.
11. Методика формирования и развития у младших школьников природоведческих (естественнонаучных, обществоведческих) представлений и понятий (показать на конкретных примерах). Составление урока по принципу «понятийной грозди».
12. Методика ознакомления младших школьников с историческим материалом. Сравнение существующих подходов (на примере 2-3 программ).
13. Реализация «предметного метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир». Специфика проведения уроков с ИКТ.
14. Виды практических методов обучения «Окружающему миру», их характеристика. Методика практических работ в классе (показать на конкретных примерах).
15. Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Виды практических работ по плану, карте и глобусу (привести пример из конкретного урока). Специфика работы над данной темой в различных программах.
16. Система организационных форм обучения предмету «Окружающий мир». Разнообразие форм внеурочной естественнонаучной деятельности (Интернет-клуб, факультативы и т.д.), методика их организации и проведения.
17. Типология современных уроков «Окружающий мир». Сравнение традиционной и «дробной» структуры занятия. Особенности реализации технологии проблемно-диалогического обучения (проиллюстрируйте на конкретных примерах).
18. Методика проведения комбинированных уроков «Окружающий мир» (показать на конкретных примерах). Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.
19. Методика проведения вводных, контрольных и обобщающих уроков «Окружающий мир» (показать на конкретном примере). Многообразие нестандартных уроков. Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.
20. Роль учебно-опытного участка в освоении учащимися начальных классов содержания курса «Окружающий мир» (обустройство, методика работы по классам). Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.
21. Формирование экологической культуры у младших школьников в процессе обучения естествознанию. Понятие «биосферной этики» (сравните специфику подхода к подаче экологического материала в различных курсах).
22. Особенности ознакомления младших школьников с окружающим миром в системе развивающего обучения (сравнение программ Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, Е.Н.Букваревой, Е.В.Чудиновой). Специфика организации и проведения уроков.
23. Разработать конспект урока по теме (по выбору преподавателя) курса «Окружающий мир» (А.А.Плешаков; З.А.Клепинина, Н.И.Ворожейкина; А.А.Вахрушев и др.; О.Т.Поглазова; Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; Е.В.Саплина, В.И.Сивоглазов, А.И.Саплин; Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева). Проведите аналогию с вариантами подачи темы в других программах.
Темы курсовых работ
1. Возможность проведения младшими школьниками опытно - экспериментальной естественнонаучной работы в домашних условиях.
2. Развитие познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий в биологические музеи города Москвы.
3. Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1-4 классов.
4. Методика создания с младшими школьниками экологических троп.
5. Влияние применения учебной дискуссии на степень усвоения младшими школьниками обществоведческого материала.
6. Специфика применения средств наглядности в процессе ознакомления младших школьников с историей Отечества (цивилизаций).
7. Возможности использования краеведческого материала в пропедевтическом курсе «Окружающий мир».
8. Место нестандартных уроков в процессе ознакомления учащихся с обществоведением (естествознанием, социологией, историей, основами безопасности жизнедеятельности, экономикой) (по выбору).
9. Возможности использования новых педагогических технологий в процессе ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом.
10. Преемственность в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников в рамках теории решения изобретательских задач.
11. Специфика профориентационной работы в современных вариативных пропедевтических программах «Окружающий мир».
12. Возможности применения современных педагогических технологий в процессе экологического образования учащихся классов раннего развития.
Тематика дипломных работ
1. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе
жизни в современных вариативных программах «Окружающий мир».
2. Влияние междисциплинарных связей на процесс формирования целостной картины мира у учащихся начальной школы и классов раннего развития.
3. Возможности использования малых фольклорных форм (занимательности) как средства активизации познавательной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».
4. Преемственность в формировании естественнонаучной картины мира у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
5. Развитие творческих способностей младших школьников в современных вариативных программах «Окружающий мир».
6. Использование проблемно-диалогового обучения естествознанию (обществоведению) как средства развития личности младших школьников.
7. Развитие исследовательских способностей учащихся начальных классов в процессе проектной (опытной) естественнонаучной работы.
8. Формирование у младших школьников навыков учебной деятельности (самоконтроля, универсальных учебных действий) в современных вариативных программах «Окружающий мир» (по выбору).
9. Специфика формирования экологического сознания учащихся в пропедевтическом курсе «Окружающий мир».
10. Педагогические условия социализации личности младших школьников в курсе «Окружающий мир».
11. Возможности использования компьютерных технологий в процессе ознакомления учащихся начальных классов с окружающим миром.
12. Педагогические условия эффективной реализации краеведческого принципа в современных вариативных программах «Окружающий мир».
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии образования
Наименование дисциплины / курса | Уровень образования | Статус дисциплины в рабочем учебном плане | Количество зачетных единиц | Форма отчетности | Курс, семестр |
Методика обучения предмету «Окружающий мир» | бакалавриат | Б3 - Цикл профессиональных дисциплин. Вариативная часть | 5 | Экзамен | 4 курс, 8 семестр ПОБ НАЧА-к-д |
Смежные дисциплины по учебному плану: | ||||||||
«Естествознание (землеведение, ботаника, зоология, экология)», «Естественнонаучная картина мира», «Обществознание», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», «Психология». | ||||||||
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций) | ||||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное / максимальное количество баллов | |||||
Тестирование на проверку остаточных знаний и выявление степени сформированности в ПК компетенций в области методики обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» (7 семестр). | Тест | Аудиторная | ||||||
Итого: | ||||||||
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций) | ||||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное/ максимальное количество баллов | |||||
Посещение лекций и практических занятий | Отметка в журнале | Аудиторная | ||||||
Работа на семинарах (выполнение самостоятельной работы по опережающим заданиям к каждому семинару) | Устный опрос, дискуссия, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Написание конспектов, разработка презентаций | Проверка выполнения, анализ работ, дискуссия, балльно-рейтинговая оценка | Внеаудиторная, аудиторная | ||||||
Проигрывание уроков по курсу «Окружающий мир» в аудиторных условиях | Демонстрация, обсуждение, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Контрольные работы | Тест, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Реферат по персоналиям, реферирование публикаций по современным тенденциям в развитии методики обучения младших школьников «Окружающему миру» | Доклад с презентацией, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Итого: | ||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК | ||||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное / максимальное количество баллов | |||||
Коллоквиум | Устный опрос, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Комплексный тест по тематике курса | Тест | Аудиторная | ||||||
Участие в мероприятиях естественнонаучной (обществоведческой) направленности с учащимися младших классов | Отметка в журнале | Внеаудиторная | ||||||
Методическая копилка | Проверка выполнения, обсуждение, балльно-рейтинговая оценка | Аудиторная | ||||||
Итого: | ||||||||
ВСЕГО: | ||||||||
Примечания:работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.
Необходимый минимумдля допуска к межсессионной аттестации 15 баллов.
Необходимый минимумдля допуска к промежуточной аттестации 31 балл
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине:
устное собеседование с преподавателем по пропущенным темам; выполнение несделанных письменных работ (при этом дополнительно к обозначенным ранее темам уроков обязательно задание по написанию конспекта занятия аналогичного структурного ряда); отработка одного из заданий дополнительного модуля на усмотрение преподавателя.
Форма промежуточной аттестации:зачет .
Оценка промежуточной аттестации выставляется по итогам текущей аттестации.
ФИО преподавателя: Козина Елена Федоровна .
Утверждено на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО МГПУ 17.01.2013 г.
Протокол №5
Зав. кафедрой __________________М.С.Смирнова
[1] Количество часов дано без учета лабораторных работ, проводимых факультативно.