Типология занятий по курсу «окружающий мир»
Тип урока | Цель урока | Структура урока | Нетрадиционные уроки - заменители (альтернатива) | Внеурочные формы | Внеклассные формы | |
традиционная | дробная | |||||
4. Разработайте конспекты уроков на темы: 1 подгруппа – «Разнообразие животных», «Жизнь древних славян»; 2 подгруппа - «Зона лесов», «Путешествие по Франции и Великобритании». Подготовьте необходимое оборудование для проведения занятий в студенческой аудитории.
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.47-50.
Подтема 2. Предметные уроки в начальной школе (занятие 12).
Цель: выявление специфики ведения различных видов предметных уроков в курсе «Окружающий мир»; ознакомление с типичными приемами работы.
Задание:
1. Охарактеризуйте предметные уроки, их структуру и этапы (заполните табл.2). Выделите типы такого рода занятий. Оцените их роль в формировании у младших школьников природоведческих представлений и понятий. Выявите трудности в их подготовке, организации и проведении.
2. Ознакомьтесь с организацией и проведением демонстрационных и лабораторных опытов, различных видов практических работ. Какова методика работы с картографическими пособиями, проведения практической работы по составлению плана местности на пришкольном участке?
3. Разработайте конспекты и «проиграйте» в аудитории занятия на темы: 1 подгруппа – «Что такое почва», «Вода»; 2 подгруппа - «Полезные ископаемые», «Звездное небо – великая книга природы».
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.53-54.
Подтема 3. Специфика организации обобщающих, контрольных и вводных занятий по курсу «Окружающий мир» (занятие 13).
Цель: ознакомление со структурой различных видов обобщающих, контрольных и вводных уроков по курсу «Окружающий мир», уровнями сформированности у младших школьников природоведческих знаний и методикой их определения.
Задание:
1. Проанализируйте специфику ведения вводных, контрольных и обобщающих уроков в соответствии с параметрами оценки (табл.2). Каковы условия эффективности их проведения?
2. Выявите типичные виды контроля (текущий, итоговый, административный) знаний и умений учащихся, специфику их организации в курсе «Окружающий мир». Определите место опроса на уроках: разновидность, преимущества, типичные ошибки и недостатки. Рассмотрите проверочные задания, используемые в курсе «Окружающий мир», и выявите их своеобразие в различных системах обучения. Какова методика проверки и оценки знаний младших школьников на уроках естествознания и обществознания? В чем ее специфика при безотметочном обучении?
3. Разработайте конспекты занятий: 1 подгруппа – вводного к теме «Для чего нужна экономика?», обобщающего «Человек\ЗОЖ»; 2 подгруппа – вводного к курсу «Мир глазами астронома», обобщающего «Судьба природы – наша судьба».
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.55-56.
Подтема 4. Интенсификация процесса ознакомления детей с окружающим миром (занятие 14).
Цель: определение возможности использования новых педагогических технологий в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром с целью стимулирования их познавательной активности и развития поисковых, исследовательских способностей.
Содержание занятия: изучение способов стимулирование познавательной деятельности детей, межпредметных связей, нетрадиционных видов занятий и технологии применения метода проектов, работы в малых группах сотрудничества на уроках «Окружающего мира».
Задание:
1. Выявите специфику познавательной деятельности учащихся начальных классов и возможности развития у них поисковых, исследовательских способностей в курсе «Окружающий мир». Каковы способы оптимизации процесса ознакомления младших школьников с окружающим миром?
2. Определите место игровой деятельности в процессе преподавания естествознания и обществоведения в начальной школе и классах раннего развития. Многообразие игр и тренингов в курсе «Окружающий мир».
3. Суммируйте существующие нетрадиционные («нестандартные») формы проведения занятий по курсу «Окружающий мир». Специфика интегрированных уроков. Структурные особенности занятий в вариативных методиках обучения младших школьников естествознанию (уроков объяснительного чтения, постановочного, конкретизации способа и отбора знаний).
4. Оцените возможности применения новых педагогических технологий на уроках «Окружающего мира» (игровых, модели групповой работы, учебного проектирования) и во внеурочной работе.
5. Продолжите оформление табл.2.
6. Разработайте конспекты занятий: с работой в малых группах сотрудничества - «Кто что ест?» (1 подгруппа), «Животноводство в нашем крае» (2 подгруппа); с применением метода проектов – «Такие разные праздники» (1 подгруппа), «Страна, открывшая путь в космос» (2 подгруппа).
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.66-69.
Подтема 5. Экскурсионно-краеведческая работа в начальной школе (занятие 14).
Цель: ознакомление с методикой организации и проведения различного типа экскурсий с младшими школьниками, в т.ч. краеведческой направленности.
Задание:
1. Определите суть понятия «экскурсия». Выделите ее специфические признаки, уясните отличие от учебной прогулки. Уточните современную типологию экскурсий, их структуру, своеобразие природоведческих, социальных, экологических разновидностей.
2. Ознакомьтесь по литературным первоисточникам с многообразием экскурсий в начальной школе и методикой их ведения. В чем состоит подготовка учителя к экскурсии? Какое рекомендуется оборудование? Уточните этапы проведения экскурсионной работы, структуру урока-экскурсии иллюстративного, исследовательского и комбинированного характера. Возможности проведения на экскурсии мини-исследований, мини-экспериментов. Полученные данные внесите в табл.2.
3. Ознакомьтесь с историей становления школьного экскурсионно-краеведческого дела в России. Методика краеведческой работы в начальной школе: от «отчизноведения», «родиноведения» к краеведению. Каковы формы краеведческой работы в младших классах? В чем состоит специфика урочных и факультативных занятий по краеведению? Технология разработки краеведческих курсов.
4. Разработайте конспекты экскурсий: природоведческой - «Охрана природы» (1 вар.), «Природа вокруг нас» (2 вар.); обществоведческой – «Дорожные знаки» (1 вар.), «История вокруг нас» (2 вар.).
Литература:
Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007. – С.79-81.
Тема 6. Методы ознакомления младших школьников с окружающим миром. Материально-техническое оснащение курса «Окружающий мир» (занятие 15).
Цель: ознакомление с многообразием методов обучения младших школьников естествознанию и обществоведению; уточнение МТО курса и технологии работы.
Задание:
1. Вспомните классификации методов обучения по различным основаниям. Какие из них традиционно используются в методике ознакомления учащихся начальных классов с окружающим миром? Докажите, что метод является синтетическим образованием. Дайте классификацию методических приемов как его таксономических единиц. Проиллюстрируйте на конкретных примерах их использование в курсе «Окружающий мир».
2. Дайте подробную характеристику словесным методам обучения младших школьников «Окружающему миру»: монологическим (рассказ, инструктаж, мини-лекция), диалогическим (беседа), полилогическим (учебная дискуссия, полилог). Оцените эффективность их применения в различных ситуациях. Полученные данные отразите в табл.3. Технология отбора словесных методов обучения младших школьников «Окружающему миру».
Таблица 3