Законодательные основы экологического аудирования.
Несмотря на то, что аудит как необходимый в рыночных условиях вид деятельности развивается в Российской Федерации с 1993 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», развитие экологического аудирования на государственном уровне и формирование его нормативно-методического обеспечения начало осуществляться начиная с 1995 г., прежде всего в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.1995 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным документом экологический аудит в России официально отнесен к видам деятельности, осуществляемым по лицензии природоохранных органов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» открыло новые возможности регулирования деятельности на рынке экологических работ и услуг, в том числе в сфере экологического аудирования.
Отдельные нормативные акты ведомственного характера по развитию экологического аудирования принимались ранее. К ним относится принятое в 1993 г. Минприродой России и Минтрансом России «Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе», «Временные правила выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России».
Приказами Минприроды России от 11.10.95 № 412 «Об экологическом аудировании» и от 29.12.95 № 540 «Об организации экологического аудита» сформулированы задачи по развитию экологического аудирования в России и созданию его нормативно-методического обеспечения.
Исходя из определения экологического аудирования, его методологии, целей, задач и функций, нормативная база базируется на основополагающих законах, постановлениях, других нормативных актах в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды. К ним относятся:
- Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г. с последующими изменениями и дополнениями);
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.);
- «Основы лесного законодательства Российской Федерации» (1993г.);
- «Водный кодекс Российской Федерации «(1995 г.);
- «Земельный кодекс РСФСР» (1991 г. с последующими изменениями);
- Закон РФ «О недрах» (1995 г.);
- Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);
- Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.);
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.);
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и др.
Нормативно-методические материалы по экономике природопользования, экологическому контролю, экологической экспертизе и другим сферам экологической политики, действующие в настоящее время в Российской Федерации, также составляют нормативную базу экологического аудита, учитывая междисциплинарный характер его организации и проведения.
Помимо вышеперечисленных, в состав федеральных законодательных актов, используемых при экологическом аудировании, включается федеральное законодательство:
- «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- «О геодезии и картографии»;
- «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»;
- «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
Кроме того, при экологическом аудировании используются законодательные акты Российской Федерации, непосредственно не относящиеся к документам природоохранительного блока, но содержащие те или иные экологические требования. К ним относятся следующие федеральные законодательные акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральные законы: «О соглашениях о разделе продукции»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О радиационной безопасности населения»; «Об основах градостроительства в Российской Федерации»; «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»; «О ветеринарии»; «О мелиорации земель»; «Об использовании атомной энергии»; «Об охране труда»; «Об охране памятников истории и культуры»; «О федеральном железнодорожном транспорте»; «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации»; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О плате за землю» и др.
Законодательные основы экологического аудирования в части объектов экологического аудирования регламентируются Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».
Чтобы обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, законодательство формулирует экологические требования, предъявляемые всем хозяйственным структурам.
С учетом перехода к рыночной экономике законодательство располагает экологические требования на трех уровнях: к хозяйствующим субъектам; к стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, размещение, строительств, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта); к видам хозяйственного воздействия (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика и т. д.).
Сфера взаимодействия общества и природы при этом подразделяется на три группы отношений: природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности.
Под природопользованием понимается использование человеком окружающей его природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.
Под охраной окружающей природной среды понимается система мер, направленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.
Обеспечение экологической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.
В отличие от охраны окружающей природной среды, где непосредственным объектом являются отдельные экологические системы (прежде всего природные комплексы), объектом мероприятий по обеспечению экологической безопасности является человек, его экономические, экологические, духовные интересы, его генетический фонд.
Предметом правового регулирования со стороны законодательства является весь комплекс природоохранительных отношений.
К основным принципам, которыми должны руководствоваться все участвующие стороны при хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, наряду с охраной жизни и здоровья человека входит обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизведения природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для природной среды.
Для законодательства характерны:
- запретительные нормы;
- обязывающие нормы, определяющие экологические требования к хозяйственной или иной деятельности;
- уполномочивающие нормы;
- компенсационные, поощрительные нормы.
Природоохранительные отношения обеспечиваются путем формирования экологических требований, предъявляемых к источникам вредного воздействия на окружающую природную среду и регулирования природопользовательной деятельности хозяйствующих субъектов.
Под комплексным природопользованием понимается пользование (в определенных границах) природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечение рационального использования каждого природного ресурса на данной территории.
К экологическим требованиям и ограничениям на ведение хозяйственной деятельности на данной территории, т. е. условиям природопользования, в первую очередь относятся:
- требования приоритетного природопользования;
- лимиты и нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;
- особые требования к применяемым воздействиям и территории.
Лицензия на природопользование оформляется после положительного заключения экологической экспертизы. В лицензию, как правило, включается:
- перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
- нормативы платы;
- перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов;
- экологические требования, при которых разрешается хозяйственная деятельность.
Нормативами качества окружающей среды в свете действующего законодательства являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны строительной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и иной).
Нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы:
а) санитарно-гигиенические (предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) - химических, биологических, физических воздействий). Цель их: определение показателей относительно здоровья человека;
б) экологические нормативы (нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Устанавливают требования к источникам загрязнения вредного воздействия. Сюда также относятся технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны окружающей среды;
в) в третью группу нормативов входят так называемые вспомогательные нормативы. Для хозяйственных комплексов их сумма должна быть меньше ПДК.
В 1992 г. принято Постановление Правительства РФ от 03.08.92 № 545 по установлению нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Этим постановлением вводятся дополнительные временно согласованные нормативы выбросов (сбросов) - ВСВ.
Кроме нормативов качества окружающей среды действуют также предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН) - размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды (количество рекреантов и т. д.).
При выборе критериев для экологического аудирования в первую очередь следует исходить из требований, содержащихся в упоминаемых выше законодательных актах Российской Федерации.