Нормативная база экологического аудирования
При проведении экологического аудита основными источниками экологической информации являются:
- комплект нормативно-правовых документов, определяющий установленный лимит воздействия на ОПС для конкретного природопользователя (аудируемого объекта), статистические показатели;
- информация от собственных средств экологического контроля аудируемого объекта;
- информация от региональных информационно-аналитических центров мониторинга ЕГСЭМ.
Нормативная база, без которой невозможно эффективное применение экологического аудирования, используется в форме двух основных групп документов.
К первой группе относятся документы, регулирующие экологическую аудиторскую и непосредственно связанную с ней деятельность. Ко второй группе относятся документы, включающие правила и требования по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В нормативных документах первой группы устанавливаются:
- понятия и основные принципы экологического аудита;
- сфера применения обязательного и добровольного, внешнего и внутреннего аудита;
- требования по организации работ по экоаудиту и порядок их проведения;
- состав и содержание экоаудиторских процедур, стандартные схемы экоаудирования,
- требования к экоаудиторской документации и ее типовые формы (программы экоаудита, аудиторские отчеты, протоколы, анкеты, запросы, подтверждения), квалификационные требования к экоаудиторам и нормы их профессионального поведения;
- порядок подготовки экоаудиторов и требования к программам их обучения;
- правила аттестации экоаудиторов и аккредитации экоаудиторских фирм;
- формы и правила ведения реестров аттестованных аудиторов и аккредитованных аудиторских фирм;
- правила выдачи лицензий на проведение экоаудита и осуществления инспекционного контроля за деятельностью экоаудиторов и аудиторских фирм.
Сюда же относятся документы, возлагающие руководящие и координирующие функции в сфере экологического аудита, устанавливающие обязанности, права и ответственность всех участников этой деятельности, и объединяющие их в единую систему.
В состав первой группы входят также действующие международные документы по экологическому аудированию, в т. ч. стандарты ISO 14010:96, ISO 14011:96, ISO 14012:96, Правила Европейского Союза и другие акты. Знание международных норм и правил и умение применять их в практической деятельности должно способствовать привлечению российских экоаудиторов к участию в работах по проектам с иностранными инвестициями.
В настоящее время Госкомэкология России, являющаяся официальным полномочным государственным органом по лицензированию экоаудиторской деятельности, проводит работу по формированию системы документов первой группы и обеспечению функционирования системы экологического аудита в рамках исполнения важнейших задач на 1997 год и последующий период, принятых на заседании Коллегии Госкомэкологии России от 22.01.97 г.
Вторая группа документов нормативной базы экологического аудирования призвана служить основополагающей законодательной основой для выработки критериев, используемых при оценке объектов аудита. В состав этой группы включаются все действующие на территории Российской Федерации и ее субъектов нормативные документы, регулирующие требования по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Центральное место в этой группе отводится Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и другим федеральным законодательным актам природоохранительного характера.
Вторая группа документов включает также ратифицированные Российской Федерацией международные конвенции, если они содержат экологические нормы (примеры приведены в приложении).
Ко второй группе нормативной базы экоаудирования также относятся:
а) документы федерального уровня:
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- межведомственные нормативные акты Госкомэкологии России и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования отдельных видов природных ресурсов;
- государственные стандарты серии «Охрана природы»;
- государственные стандарты, регулирующие качество продукции и услуг и содержащие требования по охране окружающей среды;
- нормативные акты министерств и ведомств, регулирующие деятельность в области окружающей среды и природопользования (зарегистрированные Минюстом России в установленном порядке);
б) документы субъектов Российской Федерации:
- законодательные акты субъектов Российской Федерации;
- указы, распоряжения и постановления администраций субъектов Российской Федерации;
- межведомственные нормативные акты территориальных органов Госкомэкологии России и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования отдельных видов природных ресурсов.
Анализ действующих в настоящее время межведомственных нормативных актов, отнесенных к компетенции Госкомэкологии России, позволяет установить, систематизировать и представить в обобщенном виде перечень регулируемых ими вопросов (приложение).
Многообразие видов документов, большое их количество, широта спектра объектов нормирования обусловливают необходимость использования для формирования нормативной базы и поддержания ее в актуализированном состоянии соответствующих программно-ориентированных средств и поисково-аналитических систем, позволяющих осуществлять обслуживание заинтересованных экоаудиторских организаций, в том числе по компьютерным сетям.
Задача интеграции России в мировую экономику и систему международной экологической безопасности делает необходимой разработку соответствующей нормативной базы ЭА на основе действующих международных стандартов и нормативов, в составе которых существует четыре основных модели международных стандартов в области экологического менеджмента и аудита:
*BS 7750, модель Британского института стандартов;
*EMAS, система экологического менеджмента и экологического аудита, принятая в ЕС;
*CSAZ 750-94, модель экологического аудирования канадской организации стандартов;
*международные стандарты ISO серии 14000, по вопросам экологического аудирования, принятые Международной организацией по стандартизации.
В ходе формирования отечественного инструментария и нормативной базы экологического аудирования должны разрабатываться отраслевые нормативы, гармонизированные с зарубежными аналогами, прежде всего международными стандартами ИСО серии 14000.