Система экологического аудирования в российской федерации

В целях обеспечения эффективного функционирования всех участников процесса аудирования деятельность в области экоаудита формируется в рамках системы экологического аудирования, представляющей собой координационную форму управления со своими правилами действия, в том числе обеспечивающую взаимодействие между всеми участниками.

Формирование системы экологического аудита имеет цель обеспечить необходимый научно-технический уровень и комплексность охвата при всех видах проверок, оценок и контроля деятельности по охране окружающей среды и природопользованию, связанным с изменением качества окружающей среды и потреблением природных ресурсов.

При формировании системы экологического аудирования используются нормативные документы и опыт работ, имеющийся в Европейском Союзе, а также нормативные акты по аудиту в области финансовой деятельности, принятые соответствующими законодательными актами в Российской Федерации.

Экологическое аудирование как комплексный процесс деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования включает в себя множество взаимосвязанных элементов (органы административного управления, аудиторские фирмы, экоаудиторы, центры обучения, заказчики и т. д.). Наиболее эффективное взаимодействие этих элементов возможно обеспечить лишь в рамках общей системы, обладающей своими общими правилами действий и процедурами. Имея в виду это обстоятельство, Госкомэкология России как специально уполномоченный орган Российской Федерации в области охраны окружающей среды в настоящее время проводит мероприятия по созданию системы управления экологическим аудированием в Российской Федерации.

Требования, правила и процедуры экоаудита должны быть изложены в основополагающих документах системы экологического аудирования, где регламентируются прежде всего общие требования, структура и правила действий экоаудиторских фирм, экоаудиторов, клиентов. Все положения, требования и процедуры используемых методических рекомендаций должны быть гармонизированы с международными стандартами ИСО серии 14000, относящимися к аудированию в области окружающей среды.

Система экологического аудирования в Российской Федерации строится на основе деятельности независимых органов - экоаудиторских фирм, осуществляющих экологический аудит на коммерческой основе (договорных отношениях), включая экоаудиторов и экспертов, входящих в состав экоаудиторских фирм, либо действующих в качестве физических лиц.

В основу системы экологического аудирования, требования к которой изложены ниже, положены следующие основные принципы:

- предотвращение, снижение и, насколько это возможно, устранение загрязнения окружающей среды в регионе, в особенности в местах возникновения, и обеспечение эффективного управления природными ресурсами и объектами;

- принимается во внимание, что юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью и, в особенности, предприятия в промышленном секторе, сталкиваются со все возрастающими и комплексными задачами и ответственностью, связанными с оценкой, управлением, предупреждением и снижением воздействий на окружающую среду от их деятельности;

- принимается во внимание, что эти задачи и ответственность требуют от предприятий создания эффективных систем управления охраной окружающей среды;

- учитывается, что использование техники аудирования окружающей среды особенно важно для систематической, регулярной и объективной оценки характеристик окружающей среды, воздействий на окружающую среду от хозяйственной деятельности и природопользования, и способствует их улучшению;

- принимается во внимание, что общественность высказывает все растущий интерес к информации о характеристиках окружающей среды, связанных с хозяйственной деятельностью различных юридических лиц;

- определяется, что аудирование окружающей среды в пределах соответствующей структуры может обеспечивать как эффективный инструмент для улучшения характеристик окружающей среды, связанных с деятельностью предприятия, так и надежное обоснование для политики предприятия в области охраны окружающей среды в части информирования и сотрудничества с общественностью;

- принимается во внимание, что введение гибкой схемы экологического аудирования для оценки и улучшения характеристик окружающей среды от отдельных видов хозяйственной деятельности будет стимулировать дальнейшее развитие в таких областях как стандартизация и сертификация систем управления охраной окружающей среды предприятий.

Система должна строиться с учетом правил и процедур, изложенных в международных стандартах ИСО серии 14000, а также Рекомендаций ИСО, ИСО/МЭК, правил ЕС, европейских стандартов серии EN 45000 и ИСО 10011.

Система экологического аудирования предусматривает:

- наличие собственной организационной структуры;

- установление собственных правил, процедур и управления для проведения экологического аудирования;

- взаимодействие с процессами государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, сертификации, лицензирования, а также с другими видами работ по охране окружающей среды и природопользования, в составе которых (или в целях которых) проводится экологическое аудирование;

- наличие методических документов системы для проведения работ по отдельным конкретным группам аудируемых объектов.

Система обеспечивает выполнение следующих функций:

- экологическое аудирование выбранных объектов;

- подготовку и аттестацию экоаудиторов и экспертов системы;

- аккредитацию организаций по экологическому аудированию;

- повышение квалификации специалистов в области экологического аудирования;

- обеспечение информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

- ведение Реестра системы.

Система экологического аудирования в своем составе предусматривает также процедуры оказания помощи и содействия в части:

а) предоставления предприятиям помощи по обеспечению (достижению) соответствия правилам, условиям и процедурам, определенным соответствующей нормативной документацией, в установлении системы управления окружающей средой предприятия и подготовке к проведению экологического аудита;

б) упрощения и/или сокращения при определенных условиях процедур подтверждения и инспекции состояния окружающей среды, в особенности для небольших и среднего размера предприятий;

в) рекламирования и информирования общественности о системе экологического аудирования.

Организация и порядок проведения работ по экологическому аудированию реализуются в комплексе инструктивно-методических документов системы экологического аудирования, утверждаемых Госкомэкологией РФ и при необходимости регистрируемых в Минюсте РФ.

Основное внимание в принятой политике создания и развития системы экологического аудирования обращается на:

- повышение эффективности экономического механизма управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- регулирование развития рынка экологических работ и услуг;

- формирование справочно-информационной базы законодательной и нормативной документации в области охраны окружающей среды и природопользования, необходимой для проведения экоаудита.

Система экологического аудирования ориентируется в основном на следующих заказчиков (клиентов):

- федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти, природоохранные и правоохранительные органы;

- юридические и физические лица, в том числе хозяйствующие субъекты.

В состав документации, обеспечивающей функционирование системы экологического аудирования в Российской Федерации, входят:

(1) Основные положения;

(2) Методические документы, устанавливающие процедуры проведения экоаудита по отдельным объектам и направлениям экоаудита;

(3) Законодательные, правовые, нормативные и другие документы, соответствие требованиям которых оценивается при экоаудите;

4) Общие организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок функционирования отдельных элементов системы экоаудирования.

Деятельность всех элементов (звеньев) системы подлежит, соответственно, аттестации, аккредитации и лицензированию. Аттестация и аккредитация проводится в соответствии с правилами установленными в системе, лицензирование проводится в соответствии с действующим Положением.

Организационная структурная схема системы экологического аудирования в Российской Федерации находится в стадии формирования и может включать:

Управляющий Совет;

Организации по экологическому аудированию (экоаудиторские фирмы);

Аудиторов;

Клиентов;

Аудируемые организации;

Центры по обучению и практической стажировке экоаудиторов.

Рекомендуемые обязанности и права элементов (звеньев) системы приводятся в приложении.

Взаимоотношения между заказчиком (клиентом), экоаудиторской фирмой и аудируемой организацией при проведении работ по экологическому аудированию строятся на договорной основе.

В рамках системы экологического аудирования создается база (справочно-информационный фонд) нормативно-технических документов, необходимых для осуществления деятельности по экологическому аудированию, которая включает:

- законы, законодательные акты, соглашения Pоссии, стpан СНГ и междунаpодных сообществ, содержащие тpебования по экобезопасности и устойчивому развитию;

- федеральные и региональные природоохранные и другие нормативные документы на природные объекты, ресурсы, технологические процессы, виды деятельности (услуги), отходы производства и потребления, продукцию, системы качества, методы испытаний, содеpжащие тpебования, связанные с экобезопасностью, в том числе действующие в различных отраслях промышленности, областях хозяйствования и на различных уровнях государственного управления;

- федеральные, региональные и международные и национальные стандарты и ноpмы по экобезопасности;

- комплекс организационно-методических документов, устанавливающих принципы, организацию, правила и процедуры экологического аудирования;

- Реестр аттестованных организаций по экологическому аудированию и аудиторов (экспертов);

- справочную, отчетную и другую документацию по экологическому аудированию;

- пеpечень объектов, пpошедших экологическое аудирование.

При экологическом аудировании используются нормативно-технические документы, нормативы, утвержденные в установленном порядке и внесенные в справочно-информационный фонд нормативов системы экологического аудирования. Ведение этого фонда осуществляется специально уполномоченной организацией системы по экологическому аудированию.

Утверждение pуководящих документов системы и внесение в них изменений, касающихся организации и основных правил системы, является прерогативой Госкомэкологии России

Внесение поправок, изменений, уточнений, комментариев и публикация руководящих и справочных документов системы также находятся в ведении соответствующих органов управления.

Нормативные документы, которые используются в конкретных случаях экологического аудирования, определяются соответствующими организациями по экологическому аудированию или экоаудиторами из числа документов, внесенных в справочно-информационный фонд системы.

ЭКОАУДИТОРЫ И ЭКСПЕРТЫ

Общие положения

В настоящем разделе рассматриваются общие требования к экоаудиторам, осуществляющим экоаудит, и экспертам, участвующим в проведении экоаудита во всех отраслях экономики на территории Российской Федерации.

Экоаудиторами могут работать специалисты, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работники академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений, специалисты, соответствующие требованиям, изложенным в настоящем разделе.

Экоаудитор должен владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования. Он должен иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

Для выполнения своих функций экоаудитор должен получить свидетельство о прохождении обучения, быть аттестованным в установленном порядке и иметь лицензию на право осуществления деятельности в области экологического аудирования.

Работы по обучению, практической стажировке и подготовке к аттестации экоаудиторов осуществляют центры по обучению, экоаудиторские фирмы и уполномоченные Госкомэкологией России организации.

Экоаудиторы осуществляют внешний и внутренний аудит как в рамках деятельности соответствующих экоаудиторских фирм, так и в порядке личного предпринимательства.

Официальным языком системы экологического аудирования является русский. По договору с заказчиком аудитор может участвовать в проверке предприятия, документы которого изложены на других языках, при условии свободного владения аудитором этим языком или обеспечении квалифицированного перевода на всех этапах проверки. Рекомендуемая форма личной карточки экоаудитора приводится в приложении.

Требования к экоаудиторам, их права и обязанности

Знания

Экоаудитор должен обладать специальными знаниями в следующих областях:

- знание и понимание законодательства, государственных, международных стандартов, экологических норм, правил и требований по охране окружающей среды и природопользованию (в области аттестации и лицензирования аудитора);

- экономические и правовые основы работ по охране окружающей среды и природопользованию;

- методы проведения экологического аудирования (планирование, управление);

- практика экологического аудита в стране и за рубежом;

- иметь сведения о механизме отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

- владение нормативными методами оценки требований экологической безопасности;

- знать экономические санкции за экологические правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

- уметь использовать нормативные базы (банки) данных.

- обладать компьютерной грамотностью (желательно).

Кроме того, экоаудитор должен обладать:

- необходимыми профессиональными навыками;

- умением анализировать, логически обосновывать и аргументированно отстаивать свои выводы;

- творческой инициативой и способностью принимать правильные решения в сложной обстановке;

- соответствующими морально-этическими качествами.

Образование и практический опыт работы

Экоаудитор должен иметь законченное среднее или высшее образование и профессиональные знания в областях, соответствующих видам деятельности, на право проведения которых он был аттестован и имеет лицензию. Он должен также ясно и свободно выражать понятия и мысли устно и письменно на русском языке.

Экоаудиторы должны иметь соответствующий практический опыт работы, который способствует развитию профессионализма и понимания деятельности, связанной с охраной окружающей среды, природопользованием и методологией экоаудита.

Экоаудиторы, которые имеют только среднее образование или ему эквивалентное, должны иметь соответствующий опыт работы не менее 5 - 7 лет.

Экоаудиторы, которые обладают дипломом о высшем образовании, должны иметь достаточный опыт работы в таких областях, как практическая экология, экономический механизм природопользования, хозяйственное право, наука, техника, технология, производство, строительство.

Весь необходимый личный опыт должен быть в достаточной мере современен, отвечать требованиям механизмов охраны окружающей среды и природопользования в условиях рыночных отношений.

Компетентность

Компетентность экоаудитора должна сохраняться путем:

- регулярного участия в работах по экологическому аудированию;

- самостоятельного поддержания на современном уровне профессиональных знаний по своему направлению деятельности, в том числе в области стандартов и требований нормативных документов по экологической безопасности и устойчивому развитию, охране окружающей среды и природопользованию;

- самостоятельного поддержания на уровне современных требований знания процедур и методов экологического аудирования;

- обучения с целью повышения квалификации;

- анализа деятельности экоаудитора, проводимого соответствующими уполномоченными Госкомэкологией России органами;

- системой повторной аттестации и лицензирования;

- путем обучения на курсах повышения квалификации.

Принципы поведения, личные качества

Экоаудитор должен быть непредубежденным, обладать здравым суждением, умением анализировать, твердостью, способностью понимать сложные действия в широкой перспективе, обладать пониманием роли отдельных элементов механизма природопользования и охраны окружающей среды, а также всего механизма в целом. Экоаудитор должен быть в состоянии использовать эти качества для того, чтобы:

- беспристрастно собирать и оценивать фактические данные;

- сохранять преданность целям экологического аудирования;

- постоянно оценивать наблюдения и взаимодействовать с персоналом в ходе экологического аудирования;

- строить свое общение с персоналом аудируемой организации (предприятия) исходя из наилучшего соответствия целям экологического аудирования;

- с пониманием относиться к региональным особенностям мест, где осуществляется экологическое аудирование;

- осуществлять процесс экологического аудирования не отвлекаясь на посторонние помехи;

- осуществлять процесс экологического аудирования с полным вниманием и отдачей, адекватно и эффективно реагировать в напряженных (сложных) ситуациях;

- на основании наблюдений, сделанных в процессе экологического аудирования, приходить к общепринятым заключениям;

- сохранять верность заключениям вопреки давлению, не основанному на фактах.

Экоаудитор должен быть независимым от заказчиков (клиентов, потребителей, производителей), а также от организаций (предприятий), где он проводит экоаудит. Независимость экоаудитора является необходимым условием для обеспечения объективности экоаудитора в части выражения беспристрастных суждений и отсутствия предубеждений.

На основании изложенных выше принципов формулируются положения Кодекса профессионального (этического) поведения экоаудитора. Кодексы такого вида содержат специфические (для данной профессии) критерии поведения, рекомендации по решению конкретных проблем, а также профессиональные требования. Для экоаудиторов такой кодекс может, например, включать следующие позиции:

(1) Выполнение обязанностей. Выполняя свои обязанности, экоаудиторы должны проявлять высокие профессиональные и моральные качества.

(2) Действия в первую очередь в интересах общества. Экоаудиторы должны принять на себя обязательство действовать в интересах общества, оправдывать его доверие и показывать высокий профессионализм.

(3) Честность. Чтобы заслужить и оправдать общественное доверие, экоаудиторы должны честно выполнять свои профессиональные обязанности.

(4) Объективность и независимость. Выполняя профессиональные обязанности, экоаудиторы должны:

(а) сохранять объективность и быть свободными от столкновения интересов;

(б) быть независимыми формально и фактически.

(5) Надлежащее внимание. Выполняя профессиональные обязанности, экоаудиторы должны:

(а) соблюдать технические и этические профессиональные нормы;

б) стремиться к постоянному улучшению качества услуг;

(в) использовать все свои способности.

(6) Определение объема и вида услуг. Определяя объем и виды оказываемых услуг, практикующий экоаудитор должен соблюдать принципы Кодекса профессионального поведения.

Особое место в Кодексе профессионального поведения следует отвести нормам, касающимся независимости экоаудиторов. Принципиально важным представляется наличие в Кодексе критериев, на основании которых можно бы судить о нарушении независимости. Независимость будет считаться нарушенной, если экоаудитор:

- получил или согласился получить любую прямую или значительную финансовую выгоду в аудируемом объекте;

- является опекуном, душеприказчиком или распорядителем какого-либо имущества, в результате чего получена или может быть получена любая прямая или значительная финансовая выгода в аудируемом объекте;

- имеет совместные с аудируемым объектом или его руководителями, директорами, крупными акционерами инвестиции, либо инвестиции в объекте, тесно связанным с аудируемым объектом, от которых зависит его чистый доход или доход его фирмы;

- выдал или получил кредит от аудируемого объекта, либо его руководителей, директоров или крупных акционеров. Этот запрет не относится к кредитам, полученным от финансовых учреждений в обычном порядке и на обычных условиях;

- связан с аудируемым объектом, выступая в качестве учредителя, поручителя или доверенного лица, получившего право голосования, либо каким-нибудь другим образом так, что экоаудитор фактически оказался одним из руководителей проверяемого им объекта (это относится только к внешнему экоаудиту);

- является распорядителем пенсионного фонда аудируемого объекта или фонда, обеспечивающего участие служащих аудируемого объекта в его прибылях;

- является членом Совета директоров. Но он может быть почетным директором разного рода неприбыльных организаций (благотворительных больниц, фондов, общественных движений и т. д.), если должность неоплачиваемая и без права голоса в Совете директоров.

Условия работы экоаудитора должны исключать возможность финансового, административного и иного на него давления, способного повлиять на результаты проводимых работ со стороны заинтересованных лиц или организаций.

Все лица, связанные с процессом проведения экологического аудита, должны уважать и поддерживать независимость экоаудитора.

Важны не только формальные признаки независимости, но и умение сохранять ее при осуществлении экоаудита на аудируемом объекте. Этому в значительной степени способствует соблюдение следующих основных правил:

- экоаудиторы не должны позволять вмешиваться в свою деятельность руководителям аудируемого предприятия, которые могут попытаться ограничить, направлять или изменять аудиторские процедуры;

- экоаудиторы должны иметь свободный доступ к информации, необходимой для проведения экоаудита, возможность посещать интересующие их производственные и складские помещения, перемещаться в интересах экоаудита по территории аудируемого объекта, проводить устные опросы и анкетирование персонала;

- взаимодействие экоаудитора с клиентом (заказчиком) или с персоналом и руководством аудируемого объекта не должно приводить к искажению или сокрытию информации и отражаться на его обязанности и ответственности давать полный и точный отчет о выполненном экоаудите;

- каждый экоаудитор обязан формировать свои суждения самостоятельно и ничто не должно влиять на их беспристрастность.

Обучение и практическая стажировка экоаудиторов

Кандидаты в экоаудиторы должны пройти обучение (курсы повышения квалификации) в соответствующем (аккредитованном в системе экологического аудирования) центре обучения (тренинга), и практическую стажировку (тренинг), в т. ч. возможно непосредственно на рабочем месте в процессе своей работы, для достижения компетенции, необходимой для выполнения экоаудита.

Обучение экоаудиторов пpоводится по учебным планам и пpогpаммам, pазpаботанным на основе типовых учебных пpогpамм, утвеpжденных Госкомэкологией России.

Обучение пpоводится с отpывом от pаботы. Пpодолжительность обучения и pежим занятий опpеделяются учебным планом. Объем знаний, полученный кандидатом в аудиторы после обучения по этим программам, должен обеспечить их компетентность по направлениям деятельности, на которые он будет аттестован.

При приеме на обучение кандидат в экоаудиторы должен иметь:

- законченное высшее образование, соответствующее видам деятельности, на право проведения которых он аттестован;

- практический стаж работы после окончания высшего учебного заведения не менее 5-ти лет, из них не менее двух лет в областях, связанных с обеспечением экологической безопасности.

В качестве кандидатов в экоаудиторы на обучение и практическую стажировку могут приниматься лица, имеющие большой практический опыт (не менее 7 лет) в области охраны окружающей среды и природопользования и имеющие среднее специальное или среднетехническое образование; решение о их приеме принимается в каждом отдельном случае приемочной комиссии центра обучения.

После прохождения обучения проводится экзаменационный тест (экзамены) и кандидату в экоаудиторы выдается соответствующее свидетельство (сертификат). Аттестационные экзамены могут проводиться в письменной и устной фоpме.

Pезультаты экзаменов офоpмляются пpотоколом экзаменационной комиссии.

Практическая стажировка (тренинг) кандидата в экоаудиторы может проводиться организацией, где работает кандидат в экоаудиторы, или внешней организацией. Тренинг проводится под методическим руководством соответствующего центра обучения.

Кандидат в экоаудиторы должен пройти на рабочем месте в общем итоге двадцать эквивалентных рабочих дней аудирования в области окружающей среды и, как минимум, участвовать в 2-х аудитах в области окружающей среды. Тренинг должен включать полный процесс аудита под наблюдением и руководством официально аттестованного (главного) аудитора. Тренинг на рабочем месте должен проводиться в пределах периода времени не свыше трех следующих друг за другом лет.

Тренинг осуществляется в форме участия кандидата в экоаудиторы в работах по программе группы аудита в качестве стажера.

Стажеру могут поручать все виды работ, которые выполняют аттестованные экоаудиторы в ходе проведения экологического аудирования.

Отзыв-оценку прохождения стажировки дает стажеру Главный (ведущий) аудитор в составляемой им справке.

В случае неудовлетворительной оценки деятельности стажера Главный аудитор должен подробно обосновать принятое решение.

Организация, направляющая кандидата для обучения, практической стажировки и аттестации на экоаудитора или сам кандидат в экоаудиторы оплачивают расходы на обучение и практическую стажировку (тренинг) в соответствии с действующими тарифами. Следует иметь в виду, что эта оплата не обязывает Комиссию по аттестации к положительной оценке и выдаче аттестата экоаудитора.

Аттестация экоаудиторов

Аттестацию аудиторов производит соответствующая Комиссия по аттестации Госкомэкологии России.

В состав Комиссии по аттестации входят работники Госкомэкологии России, ведущие специалисты системы экологической безопасности и экологического аудирования.

Для оценки психологических качеств кандидата в аудиторы в состав аттестационной комиссии может включаться психолог.

Претендент на получение аттестата экоаудитора подает заявление в аттестационную комиссию соответствующего уполномоченного органа с приложением следующих документов:

- копии документов, подтверждающих имеющееся высшее образование, ученую степень, звание (если имеется) и специальную подготовку (диплом. свидетельство об окончании специальных курсов и т. д.);

- выписку из трудовой книжки, подтверждающую работу по специальности;

- свидетельство о прохождении обучения в качестве кандидата в экоаудиторы;

- справку о прохождении практической стажировки (тренинга);

- иные документы в соответствии с установлением положением.

Для принятия соответствующего решения Комиссия оценивает:

- результаты оценки теоретических знаний кандидата в экоаудиторы, подтверждаемые полученным свидетельством о прохождении обучения;

- достаточность практической стажировки (тренинга) по определенному направлению деятельности для оценки практических навыков, что подтверждается соответствующей справкой.

При рассмотрении документов и принятии Комиссией решения о выдаче аттестата могут проводиться:

а) интервью с кандидатом в экоаудиторы;

б) письменные и/или устные оценки комплекта представленных документов;

в) просмотр печатных трудов (работ) кандидатов в экоаудиторы;

г) обсуждение с коллегами, руководителями характеристики кандидата в экоаудиторы;

д) занимаемое кандидатом в экоаудиторы место (играемая роль);

е) простые наблюдения за работой кандидата в экоаудиторы;

ж) просмотр записей об образовании, опыте работы и тренинге кандидата в экоаудиторы;

з) рассмотрение профессиональных сертификатов и квалификационных свидетельств.

Пpи pассмотpении заявления Комиссией учитываются замечания, полученные заявителем в пpоцессе его практической стажировки (тренинга).

После рассмотрения представленных документов Комиссия по аттестации в 3-х недельный срок уведомляет кандидата в экоаудиторы и организацию, его представляющую (если она имеется), о принятом решении (выдаче кандидату в экоаудиторы аттестата экоаудитора или об отказе в выдаче).

При положительном решении Комиссии экоаудитору выдается удостоверение (аттестат), подтверждающий, что он аттестован как экоаудитор в системе экологического аудирования.

Удостоверения (аттестаты) выдаются в установленном порядке на сpок до тpех лет.

Признание зарубежных удостоверений, сертификатов (аттестатов)

Решение о признании и регистрации удостоверений, сертификатов и аттестатов экоаудиторов принимается теми же аттестационными комиссиями, что проводят аттестацию экоаудиторов в России. Состав подаваемых документов оговаривается кандидатом в экоаудиторы с аттестационной комиссией в каждом конкретном случае.

Порядок признания аттестатов определяет Госкомэкология России, если это не определено заключенными соглашениями Российской Федерации.

Аннулирование аттестата экоаудитора

Аттестат экоаудитора может быть аннулирован при:

- повторяющихся грубых нарушениях при проведении проверок;

- прекращении практической деятельности в качестве аудитора в течение 2-х лет;

- в иных случаях, если аудитор неоднократно или грубо нарушил в своей деятельности законодательство Российской Федерации или требования, установленные для экоаудиторов в документах Госкомэкологии России.

Решение о лишении аудитора аттестата принимается после рассмотрения всех обстоятельств и заслушивания объяснений экоаудитора уполномоченным органом, его выдавшим; о принятом решении извещается экоаудитор и организация, которая его направляла (если таковая имеется).

Экоаудитор имеет право подать апелляцию в Комиссию по апелляциям системы экологического аудирования, решение которой является окончательным.

Лицо, лишенное аттестата (права работать экоаудитором), может в общем порядке вновь ходатайствовать о получении права экоаудитора, но не ранее 2-х лет со дня лишения его аттестата.

Контроль за экоаудиторской деятельностью и ответственность экоаудитора

Контроль за деятельностью экоаудиторов осуществляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии России, которые конкретно указываются в выданном аттестате экоаудитора, а также другие органы в уста­нов­ленном законодательством Российской Федерации порядке.

Экоаудиторы несут ответственность за выполняемую ими работу по эко­аудиту в установленном законодательством по­ряд­ке и в соответствии с действующими в Госкомэкологии России докумен­тами, связанными с экоаудитом. В случае нарушения установленных для экоаудитора требований уполномоченный орган, осуществляющий конт­роль, может объявить аудитору замечание, выговор, или применить в уста­новленном порядке штрафные санкции и/или лишить его аттестата эко­аудитора.

Переаттестация аудитора производится раз в три года, если Госкомэкологией России не принят иной порядок. Экоаудиторы, не прошедшие переаттестацию, могут быть лишены аттестата экоаудитора.

На каждого экоаудитора, которому выдается аттестат, уполномоченным органом, выдавшим аттестат, ведется личная карточка, содержащая сведения, помещенные в приложении.

Лицензирование экоаудиторов

Постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности (от 24.12.94 г. № 1418) и «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов дея­тель­ности в области охраны окружающей среды» (от 26.02.96 г. № 168) преду­с­матривается среди других видов деятельности обязательное лицен­зи­ро­вание Госкомэкологией России экологического аудирования (как вида дея­тель­ности).

В связи с этим для того, чтобы приступить к практической дея­тель­ности, экоаудиторы должны получить лицензию на проведение работ по экологическому аудированию. Получение лицензии на осуществление деятельности по экологическому аудированию проводится в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Лицензионная деятельность осуществляется лицензионными органами Госкомэкологии России и его территориальными органами.

Для получения лицензии необходимы:

- гарантии соблюдения заявителем всех требований, определенных в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

- соблюдение заявителем требований для экоаудиторов, установленных нормативными и методическими документами Госкомэкологии России и регламентирующих процедуры проведения конкретных работ в области лицензируемого вида деятельности.

В заявочных документах на лицензирование указываются области деятельности по экоаудиту, на которые претендует заявитель.

Выдача лицензии на осуществление деятельности по экологическому аудированию в системе экологического аудирования производится на основании соответствующего заявления, направляемого в Госкомэкологию России или территориальный орган, к которому прикладывается:

для кандидатов в экоаудиторы:

*) копии свидетельства и/или дипломов об образовании;

*) свидетельство о прохождении обучения в центре обучения;

*) справка о прохождении практической стажировки (тренинга) на рабочем месте;

*) другая документация, предусматриваемая действующим Положением.

Наши рекомендации