Цели, задачи и функции экологического аудита
К основным целям и задачам в области экологического аудита с учетом международной практики относится:
- получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды;
- проведение объективной оценки соответствия аудируемого объекта (оцениваемых видов деятельности) требованиям законодательства, нормативных актов, а также требованиям в области окружающей среды и природопользования, принятых (заявленных) самим аудируемым объектом (аудируемым предприятием);
- содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;
- создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития;
- интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с другими сферами деятельности.
Экологический аудит тесно связан с экологическим менеждментом (управлением окружающей средой или управлением охраной окружающей среды).
Экологический менеджмент и экоаудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет ряд важных функций, которые охватывают реструктуризацию производства, процесс приватизации, создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования с учетом экологических издержек производства, а также функции программно - целевого распределения финансовых ресурсов, децентрализации управления, гибкого нормирования и налогообложения с учетом экологических факторов.
Данные функции экологического менеджмента распространяются на следующие виды экологического аудита:
* аудиторские оценки экологической обстановки (состояния окружающей среды) на предприятии;
* аудиторские оценки соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства и нормативных актов в части охраны окружающей среды и природопользования;
* экологический аудит процессов вывода предприятий и производств из эксплуатации (например, при реструктуризации отрасли экономики) с учетом их экологического состояния;
* аудиторские оценки экологического риска, приоритетных мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий, которые приватизируются;
* аудиторская оценка экологических затрат и экологических издержек;
* аудиторская оценка программных мероприятий по энерго- и ресурсосбережению;
* аудиторская оценка защиты корпоративных интересов;
* аудиторская оценка условий экологического страхования;
* аудиторская оценка нормативной базы;
* экоаудит технологической документации;
* экоаудит системы экоменеджмента (управления окружающей средой) предприятий.
Особое место в этом перечне занимает экоаудит системы экоменеджмента. Экоаудит систем экоменеджмента - это экоаудит, имеющий обширную область охвата всех видов деятельности предприятия, связанных с воздействием на окружающую среду. В его процессе рассматривается весь комплект документации предприятия, регламентирующий функционирование системы управления окружающей средой (экоменеджмент), и в том числе центральный документ системы - руководство предприятия по качеству окружающей среды, который определяет экологическую политику предприятия и является справочником для всей системы экоменеджмента предприятия.
В цели и задачи этого типа экоаудита может также включаться оценка планов и действий по гарантированию экологической безопасности на предприятии, внедрению программ повышения культуры производства, обновлению технического состояния оборудования и основных производственных фондов для снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, реализация оперативных планов экономии и уменьшения потребления энергии, воды и сырья (ресурсосбережение), нахождения путей минимизации отходов и совершенствования управления в области обращения с отходами. Этот тип экоаудита многоцелевой и функционально носит эколого-системный характер. Здесь выбор целей и задач зависит от заказчика (клиента) и рекомендаций предыдущих инспекций, экспертиз, контроля и аудитов различного вида.
Следует учитывать, что наряду с экологическим аудитом, непосредственно связанным с экоменеджментом (управлением окружающей средой) на предприятии (компании, корпорации, отрасли, регионе и т. д.), существуют другие типы экоаудита, которые имеют оценочный характер и связаны, в том числе, с приватизацией или инвестиционной деятельностью (экспресс-оценка риска, оценка экологического состояния объекта и др.).
К таким типам экоаудита можно отнести:
- экоаудит в части экспресс-оценки инвестиционного риска (инвестиционный или финансовый экоаудит);
- оценка экологического состояния территории, собственником которого является предприятие, или собственник которого изменяется в ходе приватизации;
- экоаудит продукции на стадии маркетинговых исследований.
Цели и функции этих типов экоаудита определяются в зависимости от его типа и формируются с участием заказчика (клиента). Так, экологическая экспресс-оценка осуществляется с целью оценки ответственности (риска), который берет на себя потенциальный собственник или инвестор в связи с риском, связанным с экологическим состоянием промышленного участка или в связи с воздействием производства на окружающую среду. Этот тип экологического аудита выполняет инвестиционные функции по учету экологического риска при внедрении и осуществлении приватизационных программ или инвестиционных проектов.
С другой стороны, оценка экологического состояния территории, собственником который является предприятие, определяется в процессе приватизации и может иметь характер экспресс-оценки, если ее целью является оценка инвестиционного риска, а также может выполнять природоохранные функции, если этот тип экологического аудита проводится регулярно и систематически в составе системы экоменеджмента определенной территории, региона, или отрасли экономики.
Экоаудит продукции осуществляется в зависимости от действий предприятия в рамках маркетинговых исследований рынка сбыта продукции и может включать осмотр процессов поставки, производства и сбыта, которые составляют «жизненный цикл» продукции, и оценку их воздействия на состояние окружающей среды и здоровья людей. В этом отношении экоаудит продукции - это оценка в конечном итоге ее экологической чистоты и конкурентоспособности.
В процессе экоаудита в необходимых случаях может проводиться оценка способности аудируемого объекта осуществлять деятельность, связанную с охраной природы и требующую лицензирования в соответствии с действующими постановлениями Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В состав целей и задач экологического аудирования в необходимых случаях могут включаться процедуры экологического аудирования объектов, связанные с представлением декларации безопасности промышленного объекта, что предусмотрено постановлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации», а также с подтверждением правомерности применения этой декларации для данного промышленного объекта.
Экоаудит в отдельных случаях может носить форму экоаудиторского обслуживания применительно к любым категориям предприятий и организаций, видов деятельности, воздействующих на состояние окружающей среды. Экоаудит может проводиться:
- в форме абонентского обслуживания клиента, предполагающего сотрудничество в течение определенного периода года вплоть до сдачи итогового подтверждающего документа (годового баланса);
- в форме консультирования всех субъектов хозяйственных правоотношений по комплексу вопросов, в т. ч. управления, создания, ликвидации и т. п. в части соответствия, например, природоохранному законодательству.
В этих случаях субъекту хозяйственных правоотношений экоаудитором предоставляются развернутые программные рекомендации-решения, обеспечивающие соответствие требованиям экологической безопасности и качества применительно к любым объектам, процессам, технологиям, материалам, веществам, а также максимально эффективное использование природно-ресурсного потенциала субъекта хозяйственных правоотношений.
Для эффективного проведения экоаудита при решении задач в области охраны окружающей среды необходимо наличие:
* конкретных документированных предметов рассмотрения;
* доступной и достаточной информации об объекте аудирования;
* адекватных ресурсов для поддержания процесса экоаудита;
* адекватной кооперации с аудируемым предприятием;
* методологии и методических процедур экоаудирования;
* компетентных и независимых аудиторов, обладающих лицензией на выполнения аудирования и аттестованных в области деятельности, относящейся к рассматриваемому объекту аудирования;
Аудит должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отображать все аспекты деятельности объекта, который проверяется, настолько, насколько они отвечают проверенной информации. Для того, чтобы иметь представление об объекте, аудитор должен получить обоснованную гарантию того, что информация в представленной документации и других источниках данных достоверна и достаточна. Аудитор должен также решить, адекватно ли отражена соответствующая информация в учете и отчетности объекта аудирования.
Оплата аудиторских услуг
Экоаудиторские фирмы действуют на рынке экологических работ и услуг на основе самофинансирования.
Источниками дохода являются:
- предоставление платных аудиторских услуг;
- коммерческая деятельность, не противоречащая законодательству.
Юридическое лицо (клиент), прибегающее к услугам экоаудита, заключает договор с экоаудитором (и/или организацией) и аудируемой организацией, представляющей аудируемый объект, и устанавливает оплату его услуг. Возможен вариант менее предпочтительный, когда договор заключается только между клиентом и экоаудитором (и/или экоаудиторской фирмой).
Экоаудитор (Главный аудитор) ставит свою подпись на соответствующем отчете /заключении/ установленной формы, в т. ч. в подтверждение его соответствия имеющейся по вышеуказанному юридическому лицу информации о положении его дел.
Оплата экоаудитора осуществляется в индивидуальном порядке, в рублях за 1 день работы. Предварительная проверка (оценка) объекта осуществляется аудитором в течение 1-2 дней, и по тем же расценкам. В случае, если отчетность не в порядке, аудитор (Главный экоаудитор) вправе отложить проведение экоаудита, пока не будут выполнены соответствующие требования, поставив об этом в известность клиента. В случаях, если первоначальная проверка (оценка) дает положительную оценку, назначается время окончательной проверки (оценки), но не позднее месяца-двух. Определение стоимости экоаудиторских услуг осуществляется по рекомендуемой методике.
Объекты экоаудита
Для целей экоаудита под объектом рассмотрения при аудите понимается:
- проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду;
- хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды;
- виды деятельности, связанные с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и др.
Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в частности:
- предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическом риском для окружающей среды и здоровья населения;
- объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;
- отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологический нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;
- экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;
- инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;
- кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;
- объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций.
Объектами экологического аудирования в общем плане также являются:
- состояние окружающей среды и системы управления окружающей средой на объекте экологического аудита;
- выполнение обязательных мер по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и снижению экологического риска;
- соблюдение экологического законодательства и нормативно-правовых требований охраны окружающей среды на объекте экологического аудита;
- оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных нагрузок и прогноз ожидаемых экологических последствий, оценка экологической безопасности объектов, технологий, материалов, веществ, средств и способов их проектирования, строительства, производства, реализации, использования в хозяйственной практике в соответствии с принятыми федеральными, региональными и международными обязательствами.
Область использования экоаудита может быть распространена и на сферы деятельности (объекты экоаудита), связанные с развитием предпринимательства в области природопользования и охраны окружающей среды, охватывающие:
- оценку воздействий экологической деятельности, опасной для состояния окружающей среды и здоровья людей;
- оценку экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности (стоимостная оценка);
- оценку эффективности природоохранной деятельности субъектов хозяйствования;
- оценку (экологическое обоснование) использования ресурсосберегающих технологий и систем, приборов контроля, природоохранного оборудования и приспособлений;
- оценку других видов эколого-экономического обеспечения природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;
- оценку эколого-экономических балансов «жизненного цикла» продукции;
- эколого-экономическую оценку риска смены форм собственности;
- оценку систем эколого-бухгалтерского учета по различным уровням хозяйствования;
- эколого-экономическую оценку риска осуществления инвестиционных проектов;
- эколого-экономическую оценку риска административных решений, в том числе на региональном уровне управления.
Кроме перечисленных выше объектов экоаудирования в процесс экоаудита, если это включено в договор о проведении экоаудита, может входить, в зависимости от конкретной ситуации и конкретной потребности, ряд функциональных задач, к которым, в частности, относятся задачи корректировки, задачи оперативного контроля, стратегические задачи.
Задачи корректировки предусматривают, что в случае, если по результатам проведенного аудита экоаудитором были сделаны отрицательные выводы (в целом или в какой-либо части), то аудитор может, по желанию клиента, предоставить рекомендации по исправлению выявленных недостатков. В задачи корректировки не входит непосредственное исправление недостатков самим экоаудитором.
Задача оперативного контроля предусматривает проведение перманентного экоаудита, т. е. систематический контроль непосредственно в процессе деятельности объекта для предотвращения ошибок и/или выбора оптимальных вариантов решений. Деятельность экоаудиторов по предотвращению ошибок и выбору оптимальных решений на основе данных, полученных в процессе аудита, сводится к выработке рекомендаций, правильных или оптимальных решений, и/или к предоставлению на рассмотрение клиенту вариантов альтернативных решений. Экоаудитор не может сам непосредственно принимать решения за клиента.
Стратегическая задача экоаудирования - обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии и перспективной программы развития какого-либо аспекта или деятельности в целом, в соответствии с запланированными или запрогнозированными обстоятельствами, и на основе данных, полученных в процессе аудита.
Субъекты экоаудита
Субъектами экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.
Субъектами экологического аудита следует считать:
* экоаудиторов - специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) и лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности;
* экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг - экоаудирования, и которые имеют соответствующую лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности.