Экологическое аудирование как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования
Общие положения
Настоящее учебное пособие, содержащее методические рекомендации, определяет общие основы экологического аудирования, организуемого в Российской Федерации как комплекс унифицированных действий, обеспечивающих систематический и независимый анализ и оценивание деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с воздействиями на окружающую среду и использованием природных ресурсов, и осуществляемых с целью подтверждения соответствия указанной деятельности существующим требованиям улучшения характеристик в области окружающей среды.
Экологическое аудирование может использоваться на всех стадиях хозяйственной деятельности - от предпроектных исследований до ее прекращения.
Понятия экологического аудирования (экологического аудита)
Экологическое аудирование - вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.
Экологический аудит (экоаудит) - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.
В качестве объектов экологического аудирования может рассматриваться хозяйственная и иная деятельность (в том числе прошлая), связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты деятельности.
Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия «экологический аудит» в русском языке являются такие термины как «экологическое обследование», «экологический осмотр», «экологическая оценка», «проверка правильности проводимой экологической политики» и др. Другими словами, проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой, способность природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды. Кроме того, проведение экологического аудита позволяет определить способность определенной технологической системы производить экологически чистую продукцию, определять степень привлекательности производства и территории для инвестиций. В сферу рассмотрения при экологическом аудите входит также оценка управления окружающей средой (охраной окружающей среды) и природопользованием.
Именно с такой целью зарубежные компании обращаются к экологическим аудиторам - юридическим или физическим лицам, которые могут дать объективную оценку экологического состояния предприятия, определить существующие отклонения от нормы, т. е. от требований действующего законодательства и нормативных документов в области охраны окружающей среды или международных стандартов, и рекомендовать мероприятия по приведению производственной деятельности предприятия в соответствие с этими требованиями. В конечном итоге все это позволяет повысить значимость предприятия как на рынках продукции, так и на рынках инвестиций.
Таким образом, экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита (аудируемом объекте) на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям. В качестве таких критериев можно выделить количественные и качественные показатели (признаки), основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях, нормах и правилах. Критерии устанавливаются в зависимости от целей и задач экологического аудита. То есть критерии аудита - это требования (политика, практика, процедуры, экологические нормы), с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства о рассматриваемом (аудируемом) объекте. В широком понимании экологический аудит - это инструмент управления, который базируется на системном подходе и с помощью которого оценивается эколого-экономическая эффективность управления.
Рекомендации по оценке влияния на экологическую ситуацию различных аспектов производственной и финансовой деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и загрязнением природной среды, природоохранными мерами в процессе функционирования и обслуживания (обеспечения) субъектов и объектов природопользования могут быть юридически обусловлены после их подтверждения (принятия) соответствующими специально уполномоченными органами (государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля).
Аудит в области окружающей среды проводится группой аудиторов, сформированной для проведения работ на конкретном объекте рассмотрения из числа экоаудиторов организации по аудированию или отдельных физических лиц-экоаудиторов в области окружающей среды.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - экоаудиторы в области окружающей среды, и юридические лица, организации по аудированию в области окружающей среды, аттестованные (аккредитованные) в установленном порядке и имеющие лицензию на проведение работ по экологическому аудированию.
Аудирование в области окружающей среды не может проводиться:
а) экоаудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами предприятия, на котором проводится аудит;
б) аудиторскими фирмами (организациями по аудированию в области окружающей среды), являющимися учредителями, акционерами, кредиторами организации, на которой проводится аудит;
в) экоаудиторами или организациями по аудированию в области окружающей среды, оказывающими организации, на которой проводится аудит, услуги по оценке воздействий на окружающую среду от хозяйственной деятельности и составлению соответствующей отчетности.
В процессе экологического аудирования, осуществляемого экологическими аудиторами (экоаудиторами) и/или организацией по экологическому аудированию (экоаудиторской фирмой):
- производится независимая оценка соответствия или несоответствия проектной и технической документации и/или характеристик состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности предприятия требованиям существующего законодательства и действующим нормативам в области охраны окружающей среды;
- дается оценка правильности выдачи предприятием информации о воздействиях на окружающую среду от промышленной деятельности;
- оценивается состояние окружающей среды на предприятии, территории и др.
Необходимость проведения экоаудита обусловлена потребностью пользователей (заказчиков, клиентов) в информации об экологическом состоянии объекта хозяйствования. Пользователями информации об экологическом состоянии объекта хозяйствования могут быть:
* собственники объекта хозяйствования или руководство (аппарат управления) этого объекта;
* другие юридические и физические лица, которые имеют материальную или иную заинтересованность в результатах экологической и хозяйственно-финансовой деятельности этого объекта;
* государственные органы исполнительной власти, общественность.
Пользователям необходима уверенность в достоверности и полноте предоставленной им информации об экологическом состоянии объекта (окружающей среды). При этом сами пользователи не имеют доступа к источникам информации и/или не имеют специальных знаний для оценки этой информации. Это предопределяет потребность пользователей в выводах специалистов по аудированию.
Потребностями пользователей диктуется, что выводы должны быть объективными. Данное обстоятельство предусматривает независимость экоаудита как обязательное условие и одну из основных специфических его черт.
Каждое юридическое лицо, а в случаях, предусмотренных законодательством, и физические лица, независимо от направления деятельности, объема производства и количества работающих, во всех случаях, затрагивающих интересы охраны окружающей природной среды, могут получить аудиторское заключение о своей деятельности с учетом требований экологической безопасности и устойчивого развития.
Обязательность аудиторского подтверждения эффективности систем экологической безопасности и качества, достоверности предоставляемой отчетной информации, правомерности хозяйственно-финансовой деятельности с позиций установленных требований к охране окружающей среды и использованию природных ресурсов устанавливается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Предоставленная экоаудиторам информация не дает пользователям абсолютной уверенности в достоверности и полноте этой информации. Экоаудит дает достаточно высокую степень этой достоверности.
Экоаудитор несет ответственность только за свои выводы, он не отвечает за саму экологическую и хозяйственно-финансовую отчетность. Ответственность за отчетность лежит на управленческом аппарате объекта, который проверяется. Аудит не освобождает руководство объекта от возникающей ответственности.