Имеет представление о природных явлениях (снегопаде, радуге, листопаде и др.).
2.Может устанавливать простейшие связи между природными явлениями (например, похолодало — исчезли бабочки, жуки).
Имеет представление о сезонных изменениях в природе.
Ход:воспитатель показывает картинки по очереди, задает вопросы: какое время года нарисовано на картинке? как ты узнал (а), что это осень (зима, весна, лето)?
«Когда это бывает?»
Материал:картинки с изображением всех времен года.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением времен года, ответить на вопросы:
• Что бывает летом?
• Что бывает осенью?
• Почему исчезли жуки, бабочки?
• Почему люди одеваются теплее?
• Что бывает зимой?
• Что бывает весной?
• Почему тает снег?
Участвует в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними.
Степень соответствия знаний и умений детей данному критерию определяется через наблюдения в повседневной жизни.
Различает овощи, фрукты, ягоды, грибы.
«Положи в лукошко»
Материал:2 картинки с изображением лукошка, маленькие картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, ягод.
Ход:предложить ребенку «собрать» в одно лукошко овощи, в другое — фрукты, называя их. Также «собрать» грибы и ягоды.
Может узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
Может классифицировать деревья и травянистые растения.
«Дерево — не дерево»
Материал:карточки с изображением ели, березы, рябины, клена, яблони, мать-и-мачехи, крапивы, одуванчика, колокольчика, ромашки.
Ход: воспитатель предлагает назвать растения, изображенные на карточках, а потом выбрать только деревья и ответить на вопрос: «Чем они отличаются от травянистых растений?». Затем просит ребенка по описанию узнать, о каком дереве рассказывает воспитатель.
8.Имеет представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения, питания и т. п.).
9.Имеет представление о труде людей по уходу за домашними животными и о правилах обращения с ними (нельзя кормить сладостями, заворачивать в одеяло и т. д.).
12.Имеет представление о насекомых (бабочке, божьей коровке, муравье), называет характерные особенности внешнего вида.
Классифицирует млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.
Имеет представления о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях).
Имеет представление о взаимосвязи животных со средой обитания.
«Рассели животных»
Материал:четыре карточки с изображением домиков для животных, одна — с изображением домика и человека, одна — с изображением леса, карточки с нарисованными домашними и дикими животными и их детенышами, рыбами, насекомыми.
Ход:воспитатель предлагает, называя животных, расселить их по домам. В первый — зверей (млекопитающих), во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Затем предлагает выбрать по одному животному из каждого домика и рассказать о нем:
• Какие части тела есть?
• Чем покрыто тело?
• Что и как ест?
• Как передвигается?
Потом предлагает ребенку карточку с изображением леса и карточку с изображением дома и человека, просит зверей расселить по месту обитания: кто живет в лесу, а кто с человеком, как называются те звери, которые живут в лесу, и те, которые живут с человеком. Далее задать вопросы:
• Почему человек заботится о домашних животных?
• Какую пользу приносят домашние животные человеку?
• Как люди заботятся о домашних животных и их детенышах?
Имеет представление о земноводных (лягушке), называет характерные особенности внешнего вида.
11.Называет 1—2 пресмыкающихся (ящерица, черепаха), называет характерные особенности внешнего вида.
«Кто это?»
Материал:карточки с изображением лягушки, ящерицы, черепахи.
Ход:воспитатель предлагает рассмотреть карточки и ответить на вопросы:
• Как называется животное?
• Где живет?
• Какие части тела есть?
• Чем покрыто тело?
• Как передвигается (прыгает или ползает, быстро или медленно)?
16. Имеет представление о правилах экологического поведения (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участках детского сада и т. д.).
«Напоминающие знаки»
Материал:карточки со знаками, напоминающими о правилах экологического поведения в природе: не ломай ветки деревьев; не рви без надобности растения, не уничтожай жуков, бабочек и др. насекомых, подкармливай птиц, убирай мусор.
Ход:воспитатель предлагает рассмотреть карточки и рассказать, что можно и что нельзя делать.