Введение в изучение курса БЖД.

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 1

Введение в изучение курса БЖД.

Основные положения и принципы

Обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема 1.

Основные положения и принципы

Обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основные вопросы темы:

1 Основные понятия и определения.

2. Состояние современной среды обитания

Литература

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова, 2-е изд. - М: изд. Дом "Дашков и К°", 2000, 678 с. С. 142-253.

Дополнительная литература

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).

4. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

Введение в предмет БЖД

БЖД - наука изучающая взаимодействие человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защиты от негативных факторов ЧС мирного и военного времени.

Цель учебной дисциплины

• - сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

• - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками по защите объектов, персонала предприятий и населения от негативных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Социальные задачи курса БЖД

• Создавать и формировать в обществе ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ;

• Воспитывать КУЛЬТУРУ ЛИЧНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;

• Помогать вырабатывать СТРАТЕГИЮ ВЫЖИВАНИЯ;

• Способствовать формированию ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА;

• Раскрывать ценности ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;

• Доказывать преимущество ЗДОРОВЬЕ –СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ;

• Содействовать СОЦИАЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ.

Курс БЖД учит

• Избегать ОПАСНОСТЬ

• Не создавать ОПАСНОСТЬ

• Предвидеть ОПАСНОСТЬ

• Правильно действовать в ОПАСНОСТИ

Изучив курс БЖД студент должен иметь представление:

• об условиях комфортного состояния среды обитания;

о поражающих факторах ЧС природного и техногенного характера, ОМП;

• о современном состоянии РСЧС, ее силах и средствах, задачах и структуре аварийно - спасательных служб, войск ГО, гражданских формирований на объектах экономики;

• об основных направлениях обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

о способах радиационной, химической, инженерной, противопожарной защиты и медицинской помощи;

• о проведении эвакуационных мероприятий, жизнеобеспечении населения в ЧС.

• об организации антитеррористической устойчивости ОЭ.

• об организации ЗОЖ на ОЭ.

• об организации комплексной защиты ОЭ.

Студент как будущий специалист и руководитель ОЭ должен научиться сохранять жизнь и здоровье коллегам и подчиненным, своим близким и себе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обучать подчиненных способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

1 Основные понятия и определения.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (поверхность земли).

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в любой данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологи­ческих, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен­ное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

Экология - наука, изучающая состояние среды обитания и процессов вза­имодействия существ со средой обитания.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на не­го всех потоков вещества, энергии и информации не допускает максимально допустимых значений. При этом объектами защиты могут быть: человек, при­родная среда, материальные ресурсы, нация, человечество, состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ су­ществования человека.

Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата и удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.

Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимается любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, центральное понятие БЖД.

Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1.

Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий.

Условия деятельности — совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.

Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Потенциальный — возможный, скрытый.

Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность — понятие относительное.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются:

- профилактика причин, создание условий для предупреждения опас­ных ситуаций;

- обучение населения;

- подготовка специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Состояние современной среды обитания

Начиная с конца XIX - начала XX вв, состояние среды обитания стало существенно изменяться в результате производственной, в первую очередь, деятельности людей. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее положение (значение) в жизни человека и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера
Зона перехода
Техносфера  

От Техносферы к Биосфере

ВЫВОД.

Таким образом, нарушая законы природы, человек ухудшает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Он стал задумываться о путях и возможностях сохранения качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения его здоровья и устойчивого существования и развития популяций животных, насекомых, микроорганизмов, растений.

Постепенно развилось научное направление, регулирующее общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения жизни в настоящем и будущем.

Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым Геккелем в 1866 г. и длительное время имело узкую сферу применения — в рамках биологии. Свое нынешнее значение оно получило только во второй половине XX в., когда обострились отношения между человеком и средой обитания, обществом и природой.

Экологияопределяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей природной средой обитания.

Из общей экологии следует выделять важнейшую ее часть — социальную экологию, которая является учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.

При нынешних темпах потребления разведанных запасов угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых, по мнению ученых, хватит для промышленного использования на 50—500 лет. Причем меньший показатель касается жидких углеводородов, т. е. нефти.

Правда, общество располагает перспективой использования иных видов энергии, в частности атомной, энергии ветра, Солнца, морских приливов, геотермальных вод, энергии водорода, запасы которых пока считаются неистощимыми. Однако использование атомной энергии в крупномасштабном производстве тормозится нерешенностью проблемы захоронения отходов атомной промышленности. Освоение водорода как источника энергии пока возможно лишь теоретически, так как технологически эта задача еще не решена.

Одна из острых современных проблем — нехватка чистой пресной воды.

В развивающихся странах от загрязнений воды ежегодно умирает до 9 млн. человек. По подсчетам ученых, уже в 2000 г. более 1 млрд. человек испытывали недостаток в питьевой воде. Вообще воды на Земле много. Гидросфера содержит примерно 1,6 млрд. км3 свободной воды; 1,37 млрд. км3 ее приходится на Мировой океан.

На континентах — 90 млн. км3, из них 60 млн. км3 воды находится под землей — почти вся эта вода соленая, 27 млн. км3 воды запасено в ледниках Антарктиды, Арктики, высокогорья.

Полезный запас доступных пресных вод, сосредоточенных в реках, озерах и под землей до глубины 1 км, исчисляется 3 млн. км3. Вся пресная вода при современных темпах использования ее в промышленности и сельском хозяйстве давно была бы истрачена, если бы не существовал ее круговорот в природе. Благодаря энергии Солнца вода с поверхности океана испаряется и в виде осадков разносится по всей планете. Насыщая почву влагой и питая все живое на Земле, вода снова стекает в океан. И цикл повторяются бесконечно, связывая воедино все водные ресурсы планеты.

Имеющейся пресной воды вполне хватило бы человечеству и сейчас, и в будущем.

  В среднем в мире для бытового водоснабжения в год расходуется 30 м3 воды на человека, из которых около 1 м3 предназначено для питья.  

Несмотря на громадное потребление воды для нужд промышленности и сельского хозяйства, мировых запасов чисто| воды хватило бы для 20—25 млрд. людей. Однако в ближайшем будущем нам угрожает водный кризис.

И не потому что воды не хватает, а потому, что человек загрязняет ее делает непригодной не только для питья, но и вообще для жизни всех обитателей водоемов и рек. Сберечь и оградить воду от вредных воздействий — значит сохранить жизнь Земле.

Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии. Ярким примером такой деградации являться Арал, который медленно умирает из-за отсутствия необходимого стока вод от двух мощных среднеазиатских рек. Деградированы степи Калмыкии в результате нерационального использования земли, перевыпаса скота, что полностью лишило почвы растительности, удерживавшей почвенный покров.

На загрязнение природной среды и истощение природных ресурсов существенно влияет увеличение населения Земли.

XX в. пережил демографическую революцию, когда благодаря достижениям медицинской науки, росту общего благосостояния резко увеличился рост народонаселения в результате сокращения смертности и повышения рождаемости.

Например, если в XIX в. за 100 лет население Земли прибавилось на 1 млрд., то в начале XX в. этот миллиард был достигнут за 30 лет, а во второй половине XX в. население увеличилось на 1 млрд. за 15 лет. В наше время темпы роста населения составляют 150 человек в минуту. В 1994 г. на земном шаре проживало 5,5 млрд. человек, к 2005 г. ожидается численность в 6 млрд. Причем 50% населения будет проживать в Азии, 22% — в Африке, 10% — в Латинской Америке, 8% — в Европе и 3% — в Северной Америке.

Развитые страны Европы и Северной Америки постепенно по количеству населения уступают место развивающимся странам Азии, Африки и Южной Америки. Такое перераспределение населения усилит экологические противоречия. В развивающихся странах будут ощущаться большие трудности с обеспечением экологической безопасности — в смысле затрат на внедрение безотходных технологий и создание систем очистных сооружений.

Поэтому так велика роль развитых стран в оказании помощи для создания системы экологической безопасности. Иначе говоря, назрела необходимость перераспределения средств экологической защиты между богатыми и бедными странами в решении всемирных проблем охраны окружающей среды

Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения природной среды, исходящих от хозяйственной деятельности человека, показывает, что они могут быть как объективными, так и субъективными.

Объективные:

1) предельная способность земной природы к самоочищению и саморегуляции. До определенного предела земная природа перерабатывает, очищает отходы производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия. Но возможности природы ограничены. Емкость природной среды уже не позволяет перерабатывать всевозрастающие масштабы отходов и их накопление создает угрозу глобального загрязнения окружающей среды;

2) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых вследствие этого постепенно расходуются человеком и перестают существовать;

3) отходность человеческого производства. В природе производство осуществляется по замкнутому циклу. Конечный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цикла. Производство же, в котором участвует человек, в своей массе и своей основе является отходным. Подсчитано, что для обеспечения жизнедеятельности человека в год расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Из них лишь 5—10% идут на продукцию, а 90—95% поступают в отходы, зачастую в виде несвойственных природе веществ. Это ведет не только к преждевременному истощению природной среды, но и к разрушению экологических систем;

4) необходимость познания и использование человеком законов развития природы. Особенность этой причины заключается в том, что законы развития природы, определяющие последствия человеческой деятельности, человек вынужден познавать не умозрительно или в лаборатории, а в процессе использования природы, путем накопления опыта ведения хозяйства.

Здесь следует назвать две особенности проявления результатов воздействия человека на природную среду. Первая касается времени: результаты производственно-хозяйственной деятельности, загрязнение или разрушение среды обитания могут проявиться не только в настоящем, но и в будущем, при жизни других поколений, когда виновник не сможет быть свидетелем пагубных последствий его господства над природой.

Вторая особенность относится к проявлению последствий хозяйственной деятельности в пространстве: антропогенное воздействие на природу в одном регионе, благодаря действующим законам единства и взаимосвязи природной среды, может повлиять на другие регионы. Тем не менее, часто создается ложное представление, о якобы безвредности той или иной деятельности человека.

Именно через печальный опыт хозяйствования в природе человечество познает пагубные последствия этой деятельности, понимает, что уничтожение лесов ведет к исчезновению почвенного покрова, уменьшению кислородного запаса планеты, исчезновению рек и озер; что массовое загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на будущих поколениях. Нынешнее молодое поколение уже ощущает на себе результаты загрязнения 70—80-х гг.

Субъективные:

1. недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;

2. дефекты экологического воспитания и образования населения страны.

До настоящего времени в России законы и постановления правительства носят декларативный характер. Механизм их исполнения не отработан. Административная и уголовная ответственность за экологические преступления для физических и юридических лиц, как правило, явление редкое. А ведь в развитых странах широко используются экономические рычаги, позволяющие предприятиям и организациям защищать природу с выгодой для себя. Это может быть снижение налогов, поощрение предприятия в случае снижения сбросов (выбросов), а также заключение с правительством выгодных договоров на выполнение крупных проектов.

Несмотря на достижения общественного и научно-технического прогресса, конец XX в., к сожалению, характеризовался

А) господством потребительской психологии человекапо отношению к природе. Несмотря на многочисленные дискуссии о рациональном природопользовании, которые усилились на рубеже двух веков, психология основной массы людей осталась на потребительском уровне.

Социологические опросы москвичей по важным социальным проблемам показали следующее: 50% назвали улучшение медицинского обслуживания, 44% — снабжение продуктами или улучшение жилищных условий. Проблема охраны окружающей среды не получила существенного процента в ответах.

Исследования, связанные с проблемами охраны окружающей среды, показывают тесную связь между охраной природы и состоянием не только здоровья человека, но и его нравственностью. Между человеком и природой существует диалектическая взаимосвязь. Преобразованная человеком природа, приспособленная для решения задач системы обратной связи, воздействует на человека, формирует его личность, его нравственный и духовный облик.

Оригинальные исследования о связи алкоголизма с загрязненностью окружающей среды проведены академиком А. В. Яблоковым. Им отмечено, что в нормальной экологической среде крысы предпочитают пить чистую воду, игнорируя при этом слабый раствор спирта. При загрязнении среды углекислым газом в нормах, свойственных крупным промышленным городам, крысы предпочитают пить разбавленный в воде спирт, а не чистую воду. Этот эксперимент наводит на грустные мысли.

Результатом недостаточного внимания общества к проблемам охраны окружающей среды стали

Б) экологическое невежество и экологический нигилизм. Общим у них является пренебрежение к знаниям и использованию экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды.

Экологическое невежество —нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды;

Экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами. К сожалению, невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией становятся опасными для существования всего живого на Земле.

В последнее время в обществе все более начинает проявляться иная форма взаимодействия с природной средой, которая называется охрана окружающей среды, как реакция на загрязнение природы, истощение природных ресурсов и угрозу разрушения экологических связей. В отличие от потребления это — осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Идея охраны природы возникла еще в XIX в. и рассматривалась как защита памятников природы и уникальных объектов от разрушения человеком. Будучи вторичной формой взаимодействия общества и природы, охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды.

Поэтому наряду с консервативной охраной природной среды в XX в. стала развиваться другая форма, получившая название рациональное использование природных ресурсов. В понятие «рациональное» вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Иначе говоря, рациональное — это экономное, бережное использование источников природного сырья, природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды.

Обязанности руководителя ОЭ

§ разрабатывать ресурсосберегающие и энергосберегающих технологий;

§ Внедрять малоотходную переработку сырья, развивать новые производства по использованию отходов;

§ повышать технологическую безопасность потенциально опасных производств;

§ внедрять новые технологии;

§ обеспечивать экологическую безопасность на предприятии:

§ составлять экологические программы;

§ регулярно проводить экологические экспертизы;

§ работать в сотрудничестве с городскими службами по экологическому контролю и медицинскими службами города;

§ обеспечивать экологическое образование и воспитания работников предприятия.

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 1

Введение в изучение курса БЖД.

Наши рекомендации