Изучение и охрана лесных млекопитающих.
Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. Значение сохранения млекопитающих для генофонда. Редкие виды млекопитающих своей местности. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Промысловые виды. Охрана и использование млекопитающих. Законы по охране млекопитающих.
Практическая работа:
Учет численности отдельных видов по сезонам. Разъяснительная работа о соблюдении сроков охоты. Изучение влияния антропогенных преобразований природы на млекопитающих. Пропаганда охраны млекопитающих.
Изучение и охрана естественной растительности.
Характеристика растительности своей местности. Растительные сообщества. Лесные сообщества. Видовой состав лесного сообщества своей местности. Редкие и охраняемые растения местности. Рациональное использование растений и растительных ресурсов. Растения «часы», «барометры», «биоиндикаторы». Охрана растений.
Практическая работа:
Изучение растительности своей местности. Выявление редких и охраняемых растений. Картирование мест произрастания редких растений. Наблюдение за деградацией растительности под влиянием различных факторов деятельности человека. Изучение полезных свойств местных растений. Проведение пропагандистской работы по охране растений и их правильному использованию.
Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных.
Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Опылители растений. Создатели почвы. Значение сохранения беспозвоночных животных для генофонда. Тематика и методика наблюдений за беспозвоночными животными. Охрана беспозвоночных животных.
Практическая работа:
Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием видового состава беспозвоночных животных. Наблюдение за насекомыми. Картирование муравейников. Участие в операции «Муравей». Пропаганда идей охраны беспозвоночных животных.
Изучение и охрана амфибий и рептилий.
Значение амфибий и рептилий в природе и жизни человека. Причины сокращения численности земноводных и рептилий в природе. Амфибии и рептилии своей местности и их охрана.
Практическая работа:
Экскурсия в природу с целью изучения видового состава амфибий и рептилий и их жизни. Разъяснительная работа о значении амфибий и пресмыкающихся, о важности их охраны.
Изучение и охрана памятников.
Понятие памятники природы. Памятники природы области. Необходимость выявления и охраны памятников природы. Памятники природы на территории лесхоза.
Практическая работа:
Экскурсия к памятникам природы. Нанесение на план местности памятников природы. Паспортизация памятников природы своей местности. Оформление стенда для школьного музея. Помощь работникам лесхоза в уходе и охране за памятниками природы.
Исследовательская работа
· исследовательская работа «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения
леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования»;
· исследовательская работа «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области» с
указанием конкретных примеров;
· исследовательская работа «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране»;
· Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми;
· исследовательская работа «Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев в питомниках (в
открытом грунте) и в теплицах»
• исследовательская работа ««Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | |||||
Первый год обучения | |||||||
Мой край. Легенды и рассказы старожилов. | |||||||
Значение охраны природы. История охраны природы. | |||||||
Охрана природы в России. Законодательство России по охране природы. | |||||||
Природоохранные организации и их задачи. Чем могут помочь школьники в деле охраны и правильного использования природных ресурсов страны. | |||||||
Практическая работа: Знакомство с литературой по охране природы; подбор материалов для сообщений на занятиях кружка. | |||||||
Общие понятия о лесе: что такое лес, лиственные и хвойные породы; древостой (семенной и вегетативный, чистый и смешанный, простой и сложный, естественный и искусственный); главные породы, второстепенные и нежелательные; ярусность; искусственные и естественные насаждения; типы леса. | |||||||
Практическая работа: Изучение структуры лесонасаждений. Определение родовой и видовой принадлежности хвойных пород своей местности по хвое и шишкам. | |||||||
Практическая работа: Определение основных видов лиственных пород своей местности по листьям, побегам, плодам и семенам. | |||||||
Практическая работа: Определение возраста деревьев по годичным кольцам. | |||||||
Исследовательская работа « Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями» | |||||||
Исследовательская работа « Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями» | |||||||
Планетарная роль растений | |||||||
Значение леса в создании запаса биологической массы | |||||||
Лесная аптечка. Что взять с собой в поход. | |||||||
Практическая работа: «Организация подкормки птиц и зверей.» | |||||||
Практическая работа: «Изготовление и развешивание кормушек.» | |||||||
Практическая работа: «Наблюдение за поведением птиц у кормушек.» | |||||||
Памятники природы на территории лесхоза. | |||||||
Практическая работа: Экскурсия к памятникам природы. Нанесение на план местности памятников природы. | |||||||
По экологической тропе. | |||||||
Рисунки на тему «По экологической тропе» | |||||||
Выставка работ на тему: «Экологическая тропа» | |||||||
Парад лесных ягод. | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Птиц» | |||||||
Основные положения законов об охране леса. | |||||||
Охрана леса от пожаров и лесонарушений. | |||||||
Практическая работа: Подбор материалов для бесед, выпуска листовок по охране леса. | |||||||
Практическая работа: Выпуск листовок и проведение бесед в младших классах. | |||||||
Исследовательско - проектная работа на тему: «Экологический мониторинг воздушной и водной сред села Занино - Починки» | |||||||
Исследовательско - проектная работа на тему: «Экологический мониторинг воздушной и водной сред села Занино - Починки» | |||||||
Исследовательско - проектная работа на тему: «Экологический мониторинг воздушной и водной сред села Занино - Починки» | |||||||
Практическая работа: Выпуск листовок и проведение бесед в младших классах. | |||||||
Практическая работа: Огораживание муравейников. | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый берег» | |||||||
Подведение итогов первого года | |||||||
Второй год обучения | |||||||
Мой край. Легенды и рассказы старожилов. | |||||||
Практическая работа: сбор данных у старожилов по истории природы края, ее охране и рациональному использованию. | |||||||
Практическая работа: Составление картосхем природных объектов края, памятников и достопримечательностей природы, подлежащих охране. | |||||||
Пропаганда идей по охране природы. | |||||||
Практическая работа: Выяснение главных природоохранных проблем района. Оформление стенда по охране природы. | |||||||
Влияние леса на природную среду | |||||||
Оздоровительное и санитарно-гигиеническое значение леса | |||||||
Лес. Основные лесообразующие породы, их рост и развитие | |||||||
Методика постановки опытов в лесном хозяйстве. | |||||||
Исследовательская работа «Выявление очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования» | |||||||
Исследовательская работа «Выявление очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования» | |||||||
Исследовательская работа «Выявление очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования» | |||||||
Грибное лукошко. | |||||||
Грибное лукошко. | |||||||
По экологической тропе. | |||||||
Рисунки на тему «По экологической тропе» | |||||||
Исследовательская работа Тема: «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку» | |||||||
Исследовательская работа Тема: «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку» | |||||||
Исследовательская работа Оформление работы | |||||||
Лесная аптечка. Что взять с собой в поход. | |||||||
Писатели и поэты о лесе. | |||||||
Культура общения с природой. | |||||||
Правила поведения в лесу. | |||||||
Мой любимый уголок леса. | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Воды» | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Практическая работа: Проведение фенологических наблюдений. Оформление дневников наблюдений. Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
Практическая работа: Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
Практическая работа: Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
71. | Исследовательская работа: «Изучение видового разнообразия древесных и кустарниковых пород лесного участка». | ||||||
Исследовательская работа: оформление результатов работы. | |||||||
Практическая работа: Огораживание муравейников. | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый берег» | |||||||
Подведение итогов работы за год | |||||||
Третий год обучения | |||||||
Мой край. Легенды и рассказы старожилов. | |||||||
Охранная зона. | |||||||
Основы лесоведения и лесоводства | |||||||
Основы лесоведения и лесоводства | |||||||
Естественное возобновление леса и лесоразведение | |||||||
Вредители леса и меры борьбы с ними | |||||||
Практическая работа: Вредители леса и меры борьбы с ними | |||||||
Болезни леса и меры борьбы сними | |||||||
Практическая работа: Болезни леса и меры борьбы сними | |||||||
Подготовка к открытому уроку «Войди в лес другом» | |||||||
Подготовка к открытому уроку «Войди в лес другом» | |||||||
Участие в открытом уроке «Войди в лес другом» | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми Оформление работы. | |||||||
По экологической тропе. | |||||||
Рисунки на тему «По экологической тропе» | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Птиц» | |||||||
Практическая работа: Изучение птичьих голосов» | |||||||
Лесная аптечка. Что взять с собой в поход. | |||||||
Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. | |||||||
Значение сохранения млекопитающих для генофонда.. | |||||||
Редкие виды млекопитающих своей местности. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Промысловые виды | |||||||
Охрана и использование млекопитающих. Законы по охране млекопитающих. | |||||||
Практическая работа: Учет численности отдельных видов по сезонам. | |||||||
Практическая работа: Разъяснительная работа о соблюдении сроков охоты. Пропаганда охраны млекопитающих. | |||||||
Практическая работа: Изучение влияния антропогенных преобразований природы на млекопитающих. | |||||||
Практическая работа: Огораживание муравейников. | |||||||
Практическая работа: Огораживание муравейников. | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый берег» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый родник» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Подведение итогов работы за год | |||||||
Четвёртый год обучения | |||||||
Мой край. Легенды и рассказы старожилов. | |||||||
Практическая работа: Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
Практическая работа: Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
Практическая работа: Работа в школьном питомнике и дендрарии. | |||||||
Лесные почвы. | |||||||
Практическая работа: Описание почвенного разреза по готовому монолиту и определение типа лесной почвы | |||||||
Практическая работа: Описание почвенного разреза по готовому монолиту и определение типа лесной почвы | |||||||
Исследовательская работа ««Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть». | |||||||
Исследовательская работа ««Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть». | |||||||
Исследовательская работа ««Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть». | |||||||
Подготовка к областному конкурсу «Дни экологической безопасности» | |||||||
Подготовка к областному конкурсу «Дни экологической безопасности» | |||||||
Участие в областном конкурсе «Дни экологической безопасности» | |||||||
Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Сезонные явления в жизни птиц. Особенности охраны птиц. | |||||||
Значение птиц в борьбе с вредителями леса, привлечение птиц. Видовой состав лесных птиц своей местности. | |||||||
Охраняемые виды птиц. Законы по охране птиц. | |||||||
Практическая работа: Изучение видового состава лесных птиц своей местности, их питания, суточной активности, особенностях гнездования. | |||||||
Практическая работа: Особенности влияния антропогенных изменений природы на птиц. Пропаганда значения птиц. | |||||||
Мелодии леса – птицы. | |||||||
Практическая работа: «Изучение птичьих голосов» | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Птиц» | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику. | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
По экологической тропе. | |||||||
Рисунки на тему «По экологической тропе» | |||||||
Практическая работа: Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием видового состава беспозвоночных животных. | |||||||
Практическая работа: Наблюдение за насекомыми. Картирование муравейников. Участие в операции «Муравей». | |||||||
Исследовательская работа «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране» | |||||||
Исследовательская работа «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране» | |||||||
Исследовательская работа «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране» | |||||||
Практическая работа: Подбор и изучение литературы по лекарственным растениям. | |||||||
Практическая работа: Выявление и изучение лекарственных растений своей местности. Правила сбора лекарственных растений. | |||||||
Практическая работа: Сбор лекарственных растений. | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый берег» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый родник» | |||||||
Подведение итогов работы за год | |||||||
Пятый год обучения | |||||||
Мой край. Легенды и рассказы старожилов. | |||||||
Охранная зона. | |||||||
Основы лесоведения и лесоводства | |||||||
Основы лесоведения и лесоводства | |||||||
Изучение и охрана насекомых и других беспозвоночных животных | |||||||
Изучение и охрана амфибий и рептилий | |||||||
Изучение и охрана памятников природы | |||||||
Памятники природы на территории лесхоза. | |||||||
Практическая работа: Экскурсия к памятникам природы. Нанесение на план местности памятников природы. | |||||||
Практическая работа: Паспортизация памятников природы своей местности. Оформление стенда для школьного музея. | |||||||
Практическая работа: Помощь работникам лесхоза в уходе и охране за памятниками природы. | |||||||
Практическая работа: Изучение растительности своей местности. Выявление редких и охраняемых растений. Картирование мест произрастания редких растений.. | |||||||
Практическая работа: Наблюдение за деградацией растительности под влиянием различных факторов деятельности человека. Изучение полезных свойств местных растений | |||||||
Практическая работа: Проведение пропагандистской работы по охране растений и их правильному использованию. | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми | |||||||
Исследовательская работа Наблюдения за хвоей и листогрызущими насекомыми Оформление работы. | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение конкурса плакатов на противопожарную тематику | |||||||
Проведение мероприятия «День Земли» | |||||||
Проведение мероприятия «День Птиц» | |||||||
Проведение мероприятия «День Воды» | |||||||
Акция « Мы помним!» | |||||||
Понятие о лесном биоценозе. Основные хвойные и лиственные породы леса своей местности. Деревья – свидетели истории. | |||||||
Лесные сообщества. Видовой состав лесного сообщества своей местности. | |||||||
Лес и здоровье человека. | |||||||
Исследовательская работа: Влияние атмосферного воздуха на здоровье человека» | |||||||
Исследовательская работа: Влияние атмосферного воздуха на здоровье человека» | |||||||
Культура общения с природой. | |||||||
Практическая работа: Экскурсия в природу с целью изучения видового состава амфибий и рептилий и их жизни. | |||||||
Практическая работа: Амфибии и рептилии своей местности и их охрана. | |||||||
Практическая работа: Разъяснительная работа о значении амфибий и пресмыкающихся, о важности их охраны. | |||||||
Исследовательская работа: Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев в питомниках» | |||||||
Исследовательская работа: Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев в питомниках» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый лес» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый берег» | |||||||
Практическая работа: Проведение природоохранных акций «Чистый родник» | |||||||
Заключительное занятие. Подведение итогов. | |||||||