Всего максимально может быть 45 баллов
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Уч. г.
Муниципальный этап
Класс
(задания с ответами)
Задание 1: Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных, за правильный ответ 1 балл,(вопросы 1-12) | ||||
Общие знания по экологии | ||||
1. | Процесс разложения органических остатков в почве называется: | а) гумификация; б) минерализация; в) урбанизация; г) стратификация. д) эвтрофикация | ||
2. | Деление живых организмов на автотрофов и гетеротрофов обусловлено типом: | а) размножения; б) питания; в) передвижения; г) дыхания д) строения ядер | ||
3. | Устойчивое развитие экосистем достигается в основном за счет: | а) биологического разнообразия; б) экологического мониторинга; в) международной политики; г) стабилизации круговорота воды; д) увеличения количества цепей питания. | ||
4. | В экосистеме разлагают органические соединения до неорганических веществ | а) автотрофы; б) продуценты; в) консументы; г) редуценты; д) эксплеренты | ||
5. | Какая из перечисленных экосистем наиболее продуктивна: | а) тундра; б) широколиственные леса; в) степь; г) тропические леса; д) тайга | ||
6. | Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется: | а) биосферой; б) тропосферой; в) биогеоценозом; г) экосферой; д) литосферой | ||
7. | Отношения типа «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит: | а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти; в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина; д) оказывает положительное влияние | ||
8. | Верное соотношение численности и биомассы растений и животных в биосфере | а) в биосфере число видов растений больше, а биомасса их меньше чем животных; б) число видов растений и животных примерно равно; в) биомасса растений на суше больше, а в океане меньше, чем животных; г) животных больше, чем растений, поэтому их биомасса больше д) в океане биомасса растений и животных равная | ||
9. | Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает: | а) видовое разнообразие; б) плодовитость; в) плотность популяции; г) численность; д) устойчивость популяции | ||
10. | Что такое трофическая цепь | а) цепь питания, образованная микроорганизмами, способными фиксировать энергию химических связей в процессе окисления азота, углерода и т.д.; б) цепь питания, образованная организмами, через которые происходит передача вещества и энергии; в) цепь питания, которая идет от мертвого органического вещества к микроорганизмам, затем к детритофагам и их хищникам; г) пастбищная цепь; д) цепь питания, которая начинается от растений и идет далее к растительноядным животным и их хищникам | ||
11. | Укажите ООПТ Республики Татарстан, имеющее статус биосферных: | а) Волжско-Камский заповедник; б) заказник «Чатыр Тау»; в) государственный природный заказник «остров Свияжск» в) национальный парк «Нижняя Кама»; г) памятник природы «Истоки Казанки». | ||
12. | Организмы, предпочитающие местообитания освещенные ярким солнечным светом, называются: | а) гелиофобами; б) галофобами; в) галобионтами; г) гелиобионтами; д) галофитами. | ||
Задание 2. Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных, за правильный ответ 1 балл: (вопросы 13-18) | ||||
13. | Дождевые черви являются: | а) детритофагами, б) автотрофами, в) фитофагами, г) редуцентами, д) консументами, е) мезотрофами | ||
14. | Какие типы растительности Татарстана относятся к зональным типам: | а) широколиственные леса; б) пойменные луга; в) сосновые леса; г) лесостепь; д) сфагновые болота. | ||
15. | Размножение, линька, сезонные миграции – это адаптации к: | а) световому режиму; б) тепловому режиму; в) водному режиму; г) режиму осадков; д) антропогенным воздействиям. | ||
16. | Парой хищник-жертва могут являться: | а) слепень и лошадь; б) лисица и куропатка; в) бычий цепень и корова; г) гриб - трутовик и береза; д) росянка и комар | ||
17. | К числу видов, встречающихся в экосистемах луговых степей, не относятся: | а) ковыль перистый; б) шалфей мутовчатый; в) ландыш майский; г) папоротник-орляк; д) чабрец ползучий. | ||
18. | Выберите из предложенных растений типичных нитрофилов: | а) клюква болотная; б) крапива двудомная; в) башмачок настоящий; г) чистотел большой д) сосна обыкновенная | ||
Задание 3 Установите соответствие между приведенными терминами (или примерами) и их толкованием (определением). За каждое правильное соответствие – 0,5 баллов, максимально – 2 балла(вопросы 19-22) | ||||
19. | 1. Мезотроф 2. Стенофаг 3. Фаготроф 4. Герпетобионт 1–Б; 2 – Г; 3 – А; 4– В | А) Гетеротроф, поедающий другие организмы; Б) Организм, с умеренными потребностями в питательных веществах; В) Организм, обитающий на поверхности почвы и в подстилке; Г) Организм, имеющий узкую пищевую специализацию | ||
20. |
| А) борьба с клещами Б) борьба с насекомыми-вредителями; В) борьба с сорняками; Г) борьба с патогенными грибами | ||
21. | 1. Интродуценты 2. Рудералы 3. Фитонциды 4. Ксерофилы 1 – В; 2–А; 3– Г; 4– Б | А) Сорная растительность; Б) Организмы, приспособленные к жизни в условиях недостатка воды; В) Организмы, перенесенные за пределы своего ареала; Г) Бактерицидные вещества, выделяемые растениями. | ||
22. | 1 В.Н. Сукачев; 2 Э. Геккель; 3 А. Тэнсли 4 К. Раункиер 1– Г; 2– В; 3–А; 4 –Б | А) предложил термин «экосистема»; Б) предложил классификацию жизненных форм растений; В) предложил термин «экология»; Г) предложил термин «биогеоценоз» | ||
Задание 4. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко письменно его обоснуйте (выбор правильного утверждения «да» или «нет» – 1 балл, обоснование ответа – 1 балл, максимально – 2 балла.) вопросы с 23 по 29 | ||||
23. | Азот из атмосферы может поступать в почву и воду за счет фотосинтеза Нет. Азот из атмосферы может поступать в почву и воду только за счет азотофиксации, которая проходит при участии бактерий-азотофиксаторов | ||||||||||
24. | Между организмами в биоценозе существуют не только трофические, но и топические связи. Да. Трофические обусловлены пищевыми отношениями («trophe»-пища), топические – характеризуют любое, физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. | ||||||||||
25. | Загрязнение окружающей среды пестицидами относится к физическому типу загрязнений. Нет. Пестициды (ядохимикаты) – химические вещества, применяемые для борьбы с патогенными организмами или сорными растениями. | ||||||||||
26. | Биогенное вещество биосферы создается и перерабатывается совокупностью живых организмов. Да. По В.И. Вернадскому (1935) биогенные вещества биосферы – это вещества, происхождение которых связано с жизнедеятельностью организмов (это известняк, нефть, уголь), биогенный дословно обозначает «порожденный жизнью» | ||||||||||
27. | Биоиндикация – это изменение состояния окружающей среды индикационными организмами в данном местообитание. Нет. Это процесс определения или индикации состояния окружающей природной среды при помощи определенной группы видов живых организмов; | ||||||||||
28. | Бурый медведь в Республике Татарстан является охотничье-промысловым видом. Нет. Этот вид в республике охраняется. | ||||||||||
29. | Оптимальная плотность популяции определяется абиотическими факторами среды. Нет. Она определяется верхним и нижним пределом плотности, при которых популяция не может существовать и оптимальными значениями рождаемости и выживаемости | ||||||||||
Задание 5 Обоснуйте свой ответ с объяснениями (Системные задачи) | |||||||||||
30. | Задача 1. Укажите категорию особо охраняемой природной территории, о которой идет речь: «Эти территории сочетают охрану природной среды и частичное использование ее для познавательного отдыха населения и туризма». Обоснуйте правильный ответ. А) заповедник Б) заказник В) национальный парк Верный ответ: В) Определение национального парка – «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма» Неверные ответы: А) заповедник – это территория полностью выведена из хозяйственного пользования, поэтому никакого туризма там быть не может; Б) заказник – это участок, в пределах которого запрещены формы хозяйственной деятельности, для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, поэтому использования в культурных или туристических целях они не используются. Оценка решения задачи.
| ||||||||||
31. | Задача 2 – Дайте развернутый ответ: «Перечислите преимущества, которые дает насекомым общественный образ жизни». Ответ. Общественный образ жизни открывает насекомым целый ряд возможностей: - семьи способны строить крупные жилища, что повышает степень защищенности взрослых насекомых, потомства и запасов пищевых ресурсов; - в жилищах поддерживается оптимальный микроклимат; - совместно легче защищаться от врагов, находить и добывать пищу; - всем общественным насекомым характерен полиморфизм и разделение функций: бесполые рабочие особи, выполняющие ряд обязанностей (охрана жилья, поиск и сбор пищи, уход за потомством) и обладающие половой функцией особи (матки, трутни-самцы), ответственные за размножение и избавленные от необходимости тратить силы на другие обязанности, что снижает вероятность гибели колонии. Оценка решения задачи 2.
|
Вопросы с 1 по 18 – по 1 баллу – максимально 18 баллов
Вопросы с 19 по 22 – по 2 балла (4 вопроса) – максимально 8 баллов
Вопросы с 23 по 29 – по 2 балла (7 утверждений) – максимально 14 балла
Вопрос 30 – системная задача с обоснованием верного и развернутого ответа с объяснением – максимально 5 баллов
Вопрос 31 – системная задача с обоснованием верных и неверных ответов – максимально 5 баллов