Регулирование деятельности предприятия по обращению с отходами

Общие правовые принципы

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических ре­гламентах и другой нормативно-технической документации.

В соответствии с ГОСТ 30772 20111 отходы — это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятель­ности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследова­тельская и другая деятельности, в том числе — потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления. Вопросы обращения с отходами регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами.

Отходы производства — это остатки сырья, материалов, веществ, из­делий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, вы­полнения работ (услуг) и утратившие полностью пли частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавлива­емые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наря­ду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообраз­ные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности ра­ботников предприятия.

Отходы производства и потребления требуют для складирования значительных площадей, они загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захороне­ние их в соответствии с действующим законодательством

В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обраще­нием с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- в случае возникновения или угрозы возникновения аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, не­медленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области обращения с отходами (п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2005г. N 199-ФЗ).

В области государственного управления обращения с отходами действует Государственный кадастр отходов.

Понятие о государственном кадастре отходов, а также требование о необходимости его ведения по единой для Российской Федерации системе в порядке, определенном Правительством РФ, закреплено ст. 20 Федераль­ного закона «Об отходах производства и потребления».

Государственный кадастр отходов состоит из:

- Федерального классификационного каталога отходов (ФККО);

- Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО);

- Банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (банк данных).

Порядок ведения государственного кадастра отходов установлен поста­новлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственною кадастра отходов и паспортизации опасных отходов». Основными задачами создания и ведения Кадастра являются:

- обеспечение взаимодействия между природопользователями,осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, и органами управления;

- обеспечение органов управления полной и достоверной информацией об отходах, образующихся на территории Российской Федерации, объектах размещения отходов, эксплуатирующихся в России, а также о существующих технологиях использования и обезвреживания отходов;

- обеспечение природопользователей и всех заинтересованных сторон достоверной информацией о видах отходов, об объектах размещения отходов, эксплуатирующихся в России (из ГРОРО), о существующих технологиях использованиям обезвреживания отходов (из банка данных), что позволит производителям отходов подо­брать наиболее экономически целесообразный способ размещения отходов а не их захоронению;

1. Установление связи между производителями отходов и их потенциаль­ны-ми переработчиками (посредством информационных ресурсов банка дан­ных о технологиях использования и обезвреживания отходов) с целью созда­ния рынка отходов, обладающих ресурсной ценностью, и продукции, произведенной в результате использования отходов.

2. Данные информационных ресурсов Кадастра, полученные заинтересо­ванными сторонами в установленном порядке, являются связующим звеном в единой системе государственного регулирования экологически безопасно­го обращения с отходами и могут быть использованы для создания производ­ной информации, разработки новых нормативно-правовых документов по совершенствованию системы государственного управления отходами.

3. Государственный реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированную информацию об объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.), существующих и эксплуатирующихся на территории Российской Федерации.

4. Согласно статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

- создание объектов размещения отходов допускается на основании раз­решений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

- определение места строительства объектов размещения отходов осу­ществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации, и при наличии положительного заключения государствен­ной экологической экспертизы;

- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздей­ствия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния ок­ружающей среды в порядке, установленном специально уполно­моченными федеральными органами исполнительной власти в области обра­щения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

5. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль их состояния и воздействия на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- запрещается захоронение отходов па территориях городских и других по­селений, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязне­ния мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

7. Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в настоящее время ведется согласно приказу МПР России от 11.09.2003 г. № 829 «О ведении го­сударственного реестра объектов размещения отходов». Приказ был принят во ис­полнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и в целях ведения государственного кадастра от­ходов в части государственного реестра объектов размещения отходов (за исклю­чением вопросов, касающихся обращения с бытовыми отходами).

8. Территориальные органы МПР России:

- ведут ГРОРО на уровне соответствующего субъекта Российской Феде­рации на основании информации об условиях и конкретных объектах разме­щения отходов;

- ежегодно представляют (до 20 декабря текущего года) в Управление нор­мирования в области охраны окружающей среды МПР России данные по изме­нениям ГРОРО на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Управление нормирования в области охраны окружающей среды МПР России обеспечивает:

- ведение ГРОРО на федеральном уровне;

- организацию работ и методическое сопровождение ведения ГРОРО по субъектам РФ;

- контроль данных, представляемых территориальными органами МПР России по субъектам РФ;

- периодическую публикацию ГРОРО на федеральном уровне, в том числе в глобальной информационной сети Интернет.

Для каждого объекта размещения отходов составляется карта – характеристика объекта размещения отходов с учетом кодирования информации для машинной обработки данных ГРОРО.

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) - свод сис­тематизированных сведений по составу и свойствам отходов производства и потребления.

До 2003 г, использовался каталог, утвержденный По­становлением Правительства Российской Федерации от 01.07.96 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опас­ных отходов». Каталог был утвержден приказом Госкомитета по охране ок­ружающей среды от 27 ноября 1997 г. №527. Необходимость в разработке нового ка­талога в определенной мере была связана с присоединением России к Базельской конвенции о трансграничной перевозке опасных отходов.

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производ­ства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Россий­ской Федерации от26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государст­венного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». В России используется новый федеральный классификацион­ный каталог отходов (ФККО), который был введен приказом МПР России от 18 июля 2014 г. N 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» взамен приказаот 2.12. 2002 г. № 786.

В ФККОодинадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки.

Первыешесть цифр и пользуются для кодирования происхождения отхода. Седьмая и восьмая цифры - для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Девятая и десятая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций. (Одинадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды).

Лабораторией охраны природы ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработан Каталог отходов структурных подразделении филиалов ОАО «Российские железные дороги». Информационная база каталога включает сведения о технологиче­ском процессе, в результате которого образуется отход, его агрегат­ном состоянии, классе опасности отхода, а также классификацион­ный код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.

Каталог состоит из двух разделов. В первый раздел включены отходы, вошедшие в Федеральный классификационный каталог от­ходов и имеющие класс опасности отхода, во втором разделе представлены отходы, не имеющие класс опасности и требующие его определения. В дальнейшем каталог будет дополняться и перерабатываться с соответствии с новыми требованиями природо­охранного законодательства Российской Федерации ив связи с применением в структурных подразделениях ОАО «РЖД» новых технологий и материалов.

Регулирование деятельности предприятия по обращению с отходами - student2.ru Каталог отходов ОАО «РЖД» предназначен для использования при разработке про­екта нормативов образования отходов и лимитов на размещение от­ходов, при получении лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, заполнении различных видов статистической отчетности в области обращения с отходами и др.

Банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания является основой Кадастра. В настоящее время такой банк создан, и ресурсы его находятся в свободном доступе в сети Интернет по адресу:www. ecocom. ru.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятель­ность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы обра­зования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении этих показателей деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные от­ходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасны­ми свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, вы­сокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекци­онных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веще­ствами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специ­ально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 14 федеральною закона «Об отходах произ­водства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны под­твердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является доку­ментом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответству­ющего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности")и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.

Статья 9 федерального закона "Об отходах производства и потребления" предписывает, что деятельность но обращению с опасными отходами подле­жит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружаю­щей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуще­ствляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезврежен­ных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистический учет в области обращения с отхо­дами осуществляется по форме 2 -ТП (отходы).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Россий­ской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголов­ную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Таким образом, юридические лица и частные предприниматели, в про­цессе деятельности которых образуются отходы, обязаны:

- вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, передан­ных другим лицам или полученных от других лиц, а также размешенных отходов;

- установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвре­женных, переданных другим лицам или полученных от других лиц;

- составить паспорта на опасные отходы;

- разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение;

- получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отхо­дами.

Учет отходов ведется с использованием федерального классификацион­ного каталога отходов, который представляет собой перечень и коды образующихся в Российской Федерации отходов.

Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлеж­ность отходов к отходам соответствующего вида и класса, опасности, со­держащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими ли­цами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется:

- на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

- на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды.

Форма паспорта опасного отхода, заполняется отдельно на каждый вид отхода.

Этот документ является обязательной составляющей частью технической документации на любые отходы на всех этапах их жизненного цикла. Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и подчинения; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; научно-технических и инженерных обществ, по роду деятельности связанных с получением, хранением, переработкой и захоронением отходов, а также для департаментов (ведомств) и других государственных и региональных органов управления и служат основанием для принятия различных технологических, экономических, юридических и других решений в отношении паспортизуемых отходов(о возможности трансграничного перемещения данного отхода, начисления платежей и установления штрафных санкций за размещение отходов, сверхнормативное производство опасных отходов и других).

Паспорт содержит достоверную информацию обязательного характера, необходимую для принятия решений о порядке обращения с отходами в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о необходимых и целесообразных способах их использования в качестве сырья, для производства товарной продукции или о целесообразности переработки отходов в соответствующее сырье.

Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте, несет руководитель предприятия - производителя данного отхода, что юридически должно быть зафиксировано в "Заявлении производителя отходов".

Информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из компетентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соответствии с требованиями действующей нормативной документации. Достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы.

Ответственность за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся опасные отходы.

Паспорт состоит из следующих обязательных разделов:

- наименование отходов;

- наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;

- количество паспортизуемых отходов;

- перечень опасных свойств отходов;

- происхождение отходов;

- состав отходов и токсичность их компонентов;

- рекомендуемый способ переработки отходов;

- пожаро- и взрывоопасность отходов;

- коррозионная активность отходов;

- реакционная способность отходов;

- необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;

- ограничения по транспортированию отходов;

- дополнительная информация;

- заявление производителя отходов.

Опасные свойства устанавливаются согласно Базельской конвенциитребованиям соответствующих государственных стандартов:

- токсичность — это способность вызыватьсерьезные, затяжные или хроническиезаболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу;

- пожароопасность определяется посоответствующим государственным стандартам, устанавливающим требования но пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:

-способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60°С в закрытом сосуде или выше 65,5°С в открытом сосуде;

- способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении;

- способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении воздухом, а затем самовозгораться;

- способности отходов самовозгорать­ся при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы опасных количествах;

- взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химическим реакциям с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим государственным стандартам, устанавливающим требования о взрывоопасности;

- высокая реакционная способность- это содержание органических веществ, которые имею двухвалентную структуру –О-О- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в которой один или оба атома водорода замещены органическими радикалами;

- содержание возбудителей инфекционных болезней – это наличие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевание у людей или животных.

Паспорт заполняют лица, назначаемые руководителем предприятия, на котором образовались отходы и подписывает руководитель предприятия.

Паспорт составляют и регистрируют в сроки, предшествующие вывозу первой партии либо любой части партии паспортизуемых отходов за пределы предприятия, на котором они образовались.

По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, паспорт подлежит обновлению и перерегистрации.

Копии зарегистрированных паспортов в обязательном порядке предоставляют предприятию, транспортирующему данную партию или любую часть партии отходов, а также каждому грузополучателю данной партии (части партии) отходов.

При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.

По истечении одного календарного года с момента регистрации и при изменении технологического регламента процесса, в котором образовались данные отходы, паспорт считают утратившим силу.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» предусмотрены санитарно-эпидемиологические требова­ния к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления:

- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и спо­собы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды оби­тания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными прави­лами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребле­ния устанавливаются органами местного самоуправления при наличии сани­тарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам;

- в местах централизованного использования, обезвреживания, хране­ния и захоронения отходов производства и потребления должен осуществ­ляться радиационный контроль.

Для получения документа «Разрешение на передачу отходов» необходимо составить заявку. В заявку включаются: местоположение предприятия; занимаемая площадь; состав предприятия (структурные подразделения); технологическая схема (способы складирования, размещения, захоронения, утилизации отходов); перечень использованного оборудования и его производственных мощностях; мощность очистных сооружений (при наличии технологии утилизации отходов). Кроме того приводятся сведения об отходах: перечень принимаемых отходов; физико-химическое состав; количество отходов (объём); данные по ежегодному поступлению отходов в хранилище и остаток на конец года; обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией); химический состав по основным компонентам отхода.

Далее указывается наименование и адрес предприятия, организации, получающего отход, номер и дата получения «Лицензии» предприятием-получателем отхода.

Внизу утвержденного документа «Разрешение на передачу отходов» территориальным органом Министерства природных ресурсов, слева проставляется ФИО исполнителя, номер его служебного телефона и дата заполнения документа, справа ФИО руководителя предприятия, подпись, заверенная печатью и дата подписания документа.

Документ «Разрешение на передачу отходов» является основанием для санкционированной передачи отходов в пределах разрешённой массы. За передачу этих отходов предприятие платежи не осуществляет. Если количество переданных отходов по форме 2тп-отходы больше, чем утверждённая разрешённая масса, то разность при расчёте платы за загрязнение окружающей среды приравнивается к сверхлимитному размещению на не отведенной территории. Если на передачу отходов не получено «Разрешение на передачу отходов», то вся масса переданных отходов при расчёте платы за загрязнение окружающей среды будет приравнена к сверхлимитному размещению на не отведённой территории.

В случае необходимости до расчёта платы за загрязнения окружающей природной среды «Разрешение на передачу отходов» может быть скорректировано по инициативе предприятия. Для этого предприятие должно снова представить «Заявку на получение разрешение на передачу отходов на_____ год» в территориальный орган Росприроднадзора. Корректировка может заключаться в изменении номенклатуры (перечня) отходов, предприятия-получателя отходов и разрешенной массы.

Наши рекомендации