Экономический механизм ООС и природопользования
Одной из форм государственного управления в области охраны окружающей среды в РБ - экономический механизм.
Три типа экономического механизма природопользования:
1) Ограничивающий, или догоняющий — это довольно мягкий в экологическом отношении механизм, который направлен на ликвидацию негативных экологических последствий, слабо влияя при этом на темпы и масштабы развития производств, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды.
2) Жесткий, или подавляющий механизм, который посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет масштабы развития производства определенных отраслей и подкомплексов, однако в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.
3) Стимулирующий механизм, благоприятствующий развитию экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности, способствующий увеличению производства на базе новых технологий, позволяющих улучшить использование и охрану природных ресурсов.
Контроль в области ООС, рационального использования природных ресурсов
Контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством РБ о контрольной (надзорной) деятельности в РБ и настоящим Законом.
Контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальными органами, иными специальными уполномоченными республиканскими органами государственного управления, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – государственные органы, осуществляющие контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов) в пределах их компетенции.
Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устанавливается Советом Министров РБ.
Административная ответственность в области ООС
Административная ответственность – вид юр.ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.
Административная ответственность имеет особенности:
- ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;
- субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юр., так и физ.), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;
- ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;
- применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);
- применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;
- предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;
- наложение штрафа и др. взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.
Уголовная ответственность в области ООС
Экологическое преступление – общественно опасное, предусмотренное уголовным законом деяние, посягающее на общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.
Виды:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- исправительные работы;
- ограничение свободы;
- арест;
- обязательные работы;
- лишение свободы.
Экологические резервы
Государственные природные заповедники - природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Закон РБ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет заповедники как исключительно природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения, которые выполняют следующие задачи:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов;
- осуществление экологического мониторинга;
- выполнение научно-исследовательских работ;
- ведение эколого-просветительской работы и т.п.