Окружающая среда как объект использования и охраны.
Объектом правового регулирования взаимодействия общества и природы является не только естественная среда обитания, но и окружающая среда. В содержание понятия окружающей среды, как мы отметили, входят элементы естественной среды, соединенные с продуктами, созданными человеческой деятельностью. Это — среда населенных пунктов, городов, промышленных зон, сельскохозяйственных, курортных и рекреационных зон. С одной стороны, непосредственными объектами ее правовой охраны являются части природной среды (земля, ее недра, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир).
Законодательство предусматривает различные меры по оздоровлению окружающей среды, сущность которых заключается в том, чтобы восстановить естественный ход оборота веществ в природе.
К стратегическим задачам в данной области относятся:
- поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения физического, психологического и социального благополучия населения всей страны;
- сохранение биосферного равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях;
- сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия дикой природы, ландшафтно-архитектурных особенностей сельской местности и городов как бесценного, неотъемлемого достояния страны, основы национальной культуры,
- обеспечение экологической безопасности страны и планеты в целом как приоритетная задача государственного значения.
Основные направления оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов предусматривали следующие меры:
- запретить строительство, расширение и реконструкцию объектов, приводящих к ухудшению экологической обстановки;
- прекратить размещение экологически опасных производств в городах Минске, Могилеве, Новополоцке, Мозыре, Гомеле, Бобруйске, Гродно, Светлогорске до нормализации в них экологической обстановки;
- обеспечить экологически обоснованное размещение и дальнейшее развитие производительных сил республики, проведение экологической экспертизы всех проектов и важнейшие из них выносить на обсуждение широкой общественности;
- разработать мероприятия по созданию санитарно-защитных зон предприятий и производств, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека и санитарно-гигиенические условия жизни населения;
- создать единую систему технических норм, стандартов и правовых требований хозяйственной деятельности, научно обоснованных нормативов по допустимым антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей среды; разработать стандарт качества природной среды;
- разработать систему мониторинга природного комплекса Беларуси с внедрением автоматизированных систем наблюдения и контроля в крупных промышленных центрах республики, и в первую очередь в городе Минске.
7 Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы.
Право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использования и охраны.
Несколько дискуссионными представляются положения по вопросам собственности, изложенные в некоторых Законах РБ.
Так, статья 2 Закона РБ от 05.05.1998 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства" к указанным объектам относит природные ресурсы:
- земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами РБ передаче в частную собственность;
- недра;
- воды;
- леса;
- особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;
- дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу РБ;
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу РБ;
- воздушное пространство РБ;
- радиочастотный ресурс.
Отличия по содержанию права собственности вытекают из целей и задач, стоящих перед обществом. Их можно подразделить на пять основных видов:
- особый режим использования природных объектов существенно отличается от использования имущества: природные объекты должны эксплуатироваться в точном соответствии с их целевым назначением, которое определяется как установлением категорий, так и целевым назначением при предоставлении в хозяйственную эксплуатацию; приемы хозяйственной эксплуатации должны осуществляться не во вред механизму экологического взаимодействия объективных законов природы, в силу которых функционирует данный природный объект;
- контроль за природными объектами должен быть направлен на экологически правильную хозяйственную эксплуатацию, что требует систематического надзора и принятия мер к устранению нарушений. Поэтому предусмотрена система государственного контроля по всем видам природных объектов;
- поскольку природные объекты представляют собой естественные организмы, необходимо непрерывное наблюдение за их развитием, в связи с этим предусмотрена особая система — мониторинг;
- если имущество в ходе неправильной эксплуатации было подвергнуто порче, то причиненный имущественному объекту вред можно сразу обнаружить. Вред же, причиненный природному объекту, обнаруживается, как правило, спустя значительное время.
В содержание входит:
- владение
- пользование
- распоряжение
Особенность: гос-во, как основной субъект компонентов природной среды не осуществляет правомочие пользование (только владеет и распоряжается).