Человечество исчезнет в ноосфере.
Теперь нам остается поговорить о цикличности как форме существования и развития человечества. И здесь мы обратимся к уникальной по своей идее и содержанию книге Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1990). Уникальность ее, на наш взгляд, состоит в том, что автору удалось построить совершенно необычную концепцию исторического развития человечества. Я бы назвал ее квантовой. О квантовой идеологии в науке мы с вами уже вели разговор в разд. 1 темы 3, да и потом неоднократно к ней обращались. Тем не менее полезно еще раз напомнить ее суть.
Определенный запас внутренней энергии системы (запас внутренних сил) позволяет ей существовать, обеспечивая ее автономию и суверенитет. Изменение этого запаса (со знаком плюс или знаком минус), превышающего некую норму, приводит к скачкообразному изменению системы. Возникает новая автономия и новый суверенитет. Это касается всех систем в нашей Вселенной – от атома до макро- и мегаструктур. Л.Н. Гумилев показывает, что и развитие человечества вписывается в эту схему. Сегодня нет общепринятого определения для понятия «этнос». И, скорее всего, не будет никогда. Оно определяется исторической общностью людей, формирование которого связано с многочисленными факторами развития Земли и человечества. Здесь и изменения климата, орографии, почвенных и растительных зон, социальных и экономических условий, религиозных представлений, отношений к культурным ценностям, достижениям науки, возможно влияние космических процессов и явлений и т.п.
Нет надобности подробно комментировать эту увлекательную книгу. Ее лучше всего прочесть. Мы отметим только, что, по Л.Н. Гумилеву, развитие каждого этноса укладывается в несколько фаз, которые, следуя друг за другом, отмеряют его жизненный цикл.
1. Формирование этноса начинается с фазы пассионарного подъема и перегрева. Слово «перегрев» автор навряд ли ввел случайно. Этот физический термин позволяет понять этнос с энергетических позиций. Пассионарии, люди активные и страстные, «накаляют» этнос, подводят его к черте, у которой всем становится ясно, что так, как раньше, жить уже нельзя. Как пишет Гумилев, возникает императив (движущий, властно зовущий тезис): «Надо исправить мир, ибо он плох».
2. Вторая фаза, акматическая. Это своеобразный пик. Каждый хочет быть самим собой и не желает зависеть от существующих стереотипов жизни и общественных требований. Нарушается соподчиненность структурных элементов этноса, ломаются внутренние связи, уничтожается существовавший порядок, интересы этноса предаются. Старый этнос рушится.
3. Фаза надлома. Она формируется императивом «Мы устали от великих». Происходит освобождение не только от тех, кто не хочет или не может отказаться от старого, но и от пассионариев, с которых и начались все перемены. От них устали, они раздражают и мешают. Всем и так все ясно.
4. Фаза инерции. По существу, это период становления нового этноса. Здесь торжествует императив «Будь таким, как я». Уничтожаются последние остатки прежних структур и принципов жизни, но уже по инерции. Строятся новые отношения и новые правила общественного бытия. Происходит смена стереотипа поведения в масштабе всей этнической системы. Наблюдается спад пассионарности и идет интенсивное накопление материальных и культурных ценностей. По Гумилеву, для этой фазы придумано почетное название – цивилизация.
5. Фаза обскурации (От англ. obscure – темный, мрачный.) – сумерки этноса. Это период упадка. Здесь работает императив «Будь таким, как мы». Гумилев расшифровывает его очень ярко: «...не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция... Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться...». Это конечная стадия этноса. Этнос деградирует.
6. Мемориальная фаза. В этот период уже ничего не происходит. Остается только память о прошлом. Но это память не отдельных людей. Это память этноса. Гумилев называет ее «кристаллизованной пассионарностью», понимая под ней искусство, которое спасает данный этнос «от растворения среди соседей, от ассимиляции и связанных с ней унижений». До этой фазы доживают не все этносы.
Вот принципиальные стадии этнического цикла, или этногенеза. Наверное, вы увидели и почувствовали, что он удивительно хорошо совпадает с представлениями об экологической нише. Обратитесь еще раз к материалу темы 3. Конечно, циклы конкретных этносов могут быть существенно сложнее теоретической схемы, поскольку реальное их развитие часто находится под воздействием многочисленных внешних факторов, таких, например, как соседство других этносов или их составляющих, агрессия или оккупация и т.п. Подобного рода обстоятельства подробно рассмотрены Гумилевым и снабжены огромным числом исторических примеров. При формировании экологических ниш конкретные биоценозы тоже немало испытывают от превратностей судьбы. Однако суть эти превратности изменить не могут.