Вселенная «звучит». Ее звучание проявляется в циклах, которые взаимодействуют по механизму резонанса.
Правила для живых и мертвых
...Чайник закипел тоненьким голосом.
– Как его кричи! – сказал Дерсу.
– Худой люди…
– Посмотри, – сказал Дерсу, указывая на огонь, – его тоже все равно люди.
В.К. Арсеньев
• Основой Мира является жизненный цикл.
• Он описывает развитие как живой, так и косной материи.
• Все циклы образуют единую резонансно взаимодействующую систему.
• Основу этой системы составляют перворитмы Вселенной.
• Каждый жизненный цикл протекает нормально, если находится в резонансе с порождающей его ритмикой.
• Поэтому каждый объект и его «дело» должны быть согласованы с окружающим его миром, особенно с ближайшими окрестностями.
• Наверное, это и есть карма, поскольку каждый человек до рождения формируется в условиях определенного места и времени, в рамках «работающего» в этот период резонансного поля.
• Соответствуй своему резонансу, живи по карме.
• Не мешай жить по карме другим людям, а также окружающей их и тебя живой и неживой природе.
• Помни, что резонансное соответствие должно быть и в мире информации, и в мире духовном.
Тема 6. МИР ИНФОРМАЦИИ
Информация проникает во все поры жизни людей и обществ... Жизнь невозможна ни в вещественно-энергетическом, ни в информационном вакууме.
А.И. Берг
Информация и разум
...Хотя нас интересуют явления реального мира, мы можем работать только с тем, о чем мы можем размышлять.
У. Рейтман
В одной из научно-популярных передач TV была сформулирована такого рода задача.
1. Представьте себе гигантский компьютер с практически беспредельными возможностями.
2. В него в качестве исходных данных закладываются все знания об электричестве, которыми обладал М. Фарадей.
3. Спрашивается: сможет ли наш компьютер вывести уравнения Д. Максвелла, приведя нас к пониманию того, что электромагнитное поле является материальным носителем взаимодействия?
Сразу отметим, что М. Фарадей знал много даже по современным меркам. Кроме того, это был гениальный ученый. А.Г. Столетов, в частности, оценивал его личность очень высоко: «Никогда со времен Галилея свет не видел стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея».
В то же время Д. Максвелл опирался на работы М. Фарадея, тщательнейшим образом изучал его «Экспериментальные исследования по электричеству». Он писал: «Я решил не читать ни одного математического труда из этой области, пока не изучу вполне основательно это сочинение».
Таким образом, вопрос задачи сводится к тому: смог бы архивсесильный компьютер заменить Д. Максвелла? Автор этой задачи ответил на этот вопрос без всяких колебаний – нет. И я полностью с этим ответом согласен.
Дело в том, что информация информации рознь. Есть новое знание, которое выводится из известных постулатов и фактов. Для него в науке даже существует название – легислативные истины. Это как бы кирпичики в строящемся «здании науки». Но есть другое знание – прорыв в новое: идеи, постулаты, принципы. Представим себе, что мы решили обойти Землю. По суше мы двигаемся пешком. Этому нас научила мать, хотя способность к такой форме передвижения была заложена в нашем Я. Но вот мы подошли к берегу океана. Все! Дальше мы идти не умеем. Нужен прорыв в новое. Нужно выйти за рамки возможностей сухопутного существа. Подобного рода прорыв человек сделал в небо, потом в космос и во многое, многое другое.
Здесь ничего нельзя было вывести. Такое знание приходит извне. Но, чтобы это новое «поймать», ловец должен настроиться на соответствующую волну общего, вероятно, внешнего информационного поля. Помните, мы ссылались на книгу Сатпрема о Шри Ауробиндо: ум – это не орудие познания, а лишь организатор знания. Знание приходит из другого источника.
Но этот источник доступен не каждому и открыт не в любое время. Человек должен быть подготовлен к его восприятию.
Об информации написано очень много. Это и философские труды, и работы в области логики, математики, техники и т.д. Мощный толчок в развитии «информационного дела» дали исследования Н. Винера, К. Шеннона, Р. Хартли, Д. Пирса, Л. Брюллюэна и др. Сегодня мы пришли к этапу компьютеризации всей нашей жизни, к лидерству исследований в области, которую принято называть информационными технологиями. Пожалуй, именно здесь в наши дни находится передний край науки и практики. «Информационное здание» строится с потрясающими темпами: этаж за этажом, все выше и выше. Мы с вами уже живем в информационном небоскребе, хотя кто-то на самом верху, а кто-то еще на первых этажах и даже не умеет пользоваться лифтом. Но это обстоятельство не меняет сути дела. Здание-то общее и все эксплуатируют его в той или иной мере.
Поэтому мы будем говорить не о том, что внутри здания, а о том, что может быть снаружи, где спрятаны все будущие прорывы в новое, откуда человек черпает озарения.
Возможно, это приведет нас к столкновению с тем, что называется душой. Ведь при обсуждении триединства мира (см. разд. 4 темы 1) мы увидели, что Мир материи связан с Миром духовным через Мир информации. Возможно, что ближе всего к этому подошли Шри Ауробиндо и Мать (см. ссылки в теме 1).
Первый шаг – это вхождение в состояние, которое называется безмолвием ума. Человек освобождает свой мозг от внешних и внутренних раздражителей, его сознание выпутывается из всяких видов деятельности, он настраивается на прием свыше. Он перестает думать «и вдруг мысль пересечет его ум, даже не мысль, а легкий щелчок, и он точно знает, что ему нужно делать и как это должно быть сделано – вплоть до малейших деталей» [76].
Вход в состояние безмолвия ума освобождает человека от предвзятого, от тех догм, научных и ненаучных, в которых он был воспитан, чему был обучен, во что веровал и чему поклонялся. Его ум становится свободным. И только тогда он получает на свои вопросы ответ ясный и неопровержимый.
Д. Максвелл изучал М. Фарадея, загружал себя вопросами, но сознательно ничего не читал по математическим интерпретациям экспериментов М. Фарадея.
У самого же М. Фарадея таких интерпретаций не было, поскольку, во-первых, он не очень хорошо владел математическим методом, а во-вторых, считал, что даже самое сложное можно изложить без языка «иероглифов». По выражению А. Эйнштейна, его «ум никогда не погрязал в формулах».
Таким образом, Д. Максвелл оказался над догмами существовавших в его время математических интерпретаций работ М. Фарадея. Он удержал свой ум в чистоте. Поэтому и результат был выдающимся. Обнаружилось новое явление – поля, создаваемые движущимися зарядами, оказались способными покидать источник и «самостоятельно путешествовать в пространстве». Математическое оформление такого поля связано с шестью числами в каждой точке пространства. Представить себе это невозможно, это выходит за пределы наших способностей к абстракциям и тем более к чувственным восприятиям. Д. Максвелл вышел за рамки тогдашней науки. Внутри этих рамок ничего такого просто не было и быть тогда не могло. В связи с работами Д. Максвелла Р. Фейнманн писал: «Надо иметь достаточно воображения, чтобы думать о чем-то, никогда прежде не виданном, никогда прежде ни слышанном. В то же время приходится... надевать на мысли смирительную рубашку...».
Не правда ли, как удивительно хорошо слова выдающегося физика согласуются с разработками в «области божественного материализма» Шри Ауробиндо и Матери. Авторы исследований по Сверхсознательному объясняют технику достижения безмолвия ума. Но высокое творческое состояние, напряженность творческого поиска – это естественный путь вхождения в такое безмолвие. Разум бьется как в клетке, бьется, бьется, ... бьется тщетно. Наступает усталое безразличие, своего рода апатия мышления. Вы переключаетесь на что-то другое, но обязательно пассивное и вялое, если и делаете что-то, то как сквозь сон, как через пелену, общаетесь через «да», «нет», совершенно не вникая ни в какие обстоятельства, вы как бы тупеете. И вот тут-то вас и поджидает озарение, ваше вдруг. Оно может быть большим или малым, личным или общественным. Но все равно оно ваше, потому что именно вы его выстрадали и нашли. И здесь нельзя вмешивать ум, иначе находка может пропасть, вернее, вы потеряете ее. Это похоже на то, как будто вы увидели вдалеке среди деревьев и кустарника прекрасный гриб. Он мелькнул. Но, если вас что-то или кто-то отвлечет – разговор, шорох, зверек и т.п., – вы этот гриб потеряете и, самое обидное, можете больше не найти.
Ищущий «вытягивает свои мысли» из некоего пространства. Он должен все время находиться в состоянии открытости по отношению к нему. Вот основное требование при поиске нового. Про время основатели учения о Сверхсознательном ничего не говорят.
Безмолвие ума открывает путь в пространство. Вот и все. Там кладовая новой информации.
Теперь вспомните наше обсуждение прошлого, настоящего и будущего (см. тему 4). Будущее – это только время, направленное к нам, прошлое – это время, связанное с пространством (овеществленное время), а настоящее – это только пространство (пространство без времени). Таким образом, можно вывести утверждение, что если новая информация присуща только пространству, то она безвременна, т.е. вечна. Но ее по частям можно брать (изымать из пространства) и с помощью времени переводить в новую кладовую – в прошлое.
Этот перевод очень любопытен. Он меняет качество найденной информации, которая вычленяется из Невыразимого, отрывается от Целого с помощью процедуры вычленения, т.е. через придание ей какой-то формы, выдуманной формы. Например, у Д. Максвелла такой формой являются уравнения. Мы знаем, что это искусственное и сугубо индивидуальное действие. Но другого способа использовать «находку» просто нет, по крайней мере, для нас с вами, для людей.
Таким образом, из единого информационного пространства вне нас мы вырываем кусочек и перетаскиваем его к себе, в свое Я и в «здание» науки и практики человека. Извне перемещаем внутрь.