Направления решения проблемы экологического страхования
Отмеченные выше проблемы экологического страхования, связанные прежде всего с неопределенностью страховых рисков, со значительными страховыми платежами со стороны страхователей и значительными выплатами со стороны страховщиков, методическими проблемами оценки наносимых ущербов, а также имеющийся экспериментальный материал организации экологического страхования в ряде регионов России позволяют выделить возможные направления решения проблемы экологического страхования:
1. Экологическое страхование целесообразно проводить специализированной либо многофункциональной страховой компанией с государственной или смешанной формой собственности, действующей как самостоятельный хозяйствующий субъект;
2. Экологическое страхование организации, входящей в состав одной или нескольких структур, сформировавшихся в условиях рыночных отношений России;
3. Экологическое страхование специально создаваемой региональной системой страхования. По мнению ряда специалистов, данное направление наиболее эффективно.
В основу создания системы экострахования должно быть заложено основное положение: система экострахования – это организационно-функциональное объединение хозяйствующих субъектов, имеющих согласованные цели и выполняющих скоординированные задачи для их достижения.
Основной участник системы – страховая организация, которая не только реализует механизм страхования, но и организует совместную деятельность привлекаемых организационных структур в условиях рыночных отношений.
Основные принципы создания региональной системы страхования:
1. Территориально-ведомственный принцип отбора участников системы – потенциальных страхователей, третьих лиц (выгодоприоб-ретателей).
2. Выход системы на межведомственный уровень с целью расширения состава участников и увеличения финансово-экономических возможностей.
3. Осуществление страховых операций на всех этапах жизненного цикла предприятия-страхователя начиная от технико-экономических обоснований и экологического обоснования лицензий на виды деятельности предприятий, оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы.
4. Реализация различных видов экострахования (от различных экологических рисков).
5. Включение в состав участников системы юридических лиц, заинтересованных в страховой защите указанных объектов.
6. Наращивание финансовых и страховых возможностей региональной системы путем организации ее взаимодействия с другими региональными системами страхования, коммерческими структурами и т.п., а также путем включения в ее состав новых структур и организации филиалов и дочерних компаний.
7. Создание страховых пулов, осуществление перестрахования, взаимного страхования.
При этом также должны выполняться самые детальные оценки и анализ потенциального страхового поля, статистических данных о загрязнении окружающей среды предприятиями, перспектив развития предприятий, а также страхового рынка.
Безусловно, организация страховой деятельности должна проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Успешному внедрению экологического страхования будет способствовать также снижение ставок страховых платежей и упрощение процедур экологического страхования.
Для введения государственного обязательного экологического страхования (в отличие от добровольного) потребуется специальный закон, который должен определить организации, специализирующиеся на осуществлении всех видов государственного экологического страхования.Эти же организации могут устанавливать порядок образования и функционирования государственного экологического страхового фонда.
Государственное обязательное экологическое страхование может функционировать на основе следующих положений:
· определение отраслей, подотраслей и предприятий, подлежащих страхованию в обязательном порядке;
· разработка отраслевых методик по экологическому страхованию;
· формирование банка статистических данных в тех отраслях, которые из-за нарушения экологической обстановки, бедствий, аварий и катастроф наносят наибольший ущерб окружающей среде;
· установление ставок страховых платежей с дифференциацией их по отраслям деятельности и объектам страхования, включая крупные концерны и корпорации;
· утверждение нормативных документов, определяющих перечень страховых случаев;
· определение законодательно установленной для юридических и физических лиц степени возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земли, леса и т.п., расходов по очистке загрязненных территорий.
На первом этапе лучше всего установить добровольную форму проведения экологического страхования. Нецелесообразно предписывать всем фирмам, корпорациям, предприятиям, учреждениям, организациям обязанность вступать в страховые отношения, чтобы получить лицензию на производственную деятельность и природопользование. В этом случае они должны были бы предоставить финансовую гарантию того, что возможный вред третьими лицам будет возмещен.
Второй этап должен быть посвящен укреплению финансово-кредитной системы, апробации механизма добровольного экологического страхования. Поскольку любой акт добровольного страхования определяется соответствующими договорами, правилами и нормами гражданского законодательства, необходимая разработка нормативной правовой базы и методической документации. Затем должны быть разработаны основы методик по обязательному экологическому страхованию, чтобы оно стало обычным явлением экономики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ