Правовые основы аудиторской деятельности
Проведение экологического аудирования в России регулируется Указами Президента РФ от 22 декабря 1993г. и от 24 декабря 1994 г., В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита, однако правовые инструментарии, необходимые для его осуществления, до настоящего времени практически отсутствуют.
Приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» который включает проверку системы внутреннего финансового контроля объекта, соблюдение законодательства и соответствия ему документации, проверку бухгалтерского учета и отчетности.
В связи с его ликвидации все функции были переданы Министерству природных ресурсов. В 2001 г. Министерство природных ресурсов РФ подготовило концепцию законопроекта «Об экологическом аудите». Согласно концепции целью разработки и принятия законопроекта «Об экологическом аудите» является создание действенного инструмента по проведению независимого анализа, оценки информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды.
Уже несколько лет идет работа над законопроектом «Об экологическом аудите». На заседании Государственного Совета 4 июня 2003 г. во вступительном слове Президент РФ В.В. Путин указал о необходимости законодательного регулирования.18 октября 2004 г. в Государственной Думе РФ по инициативе Комитета Государственной Думы по экологии состоялись парламентские слушания на тему «О законодательном обеспечении экологического аудита в Российской Федерации».
По итогам слушаний были составлены рекомендации, в которых, в частности, отмечалось, что необходимо разработать и принять
Федеральный закон «Об экологическом аудите». В рекомендациях нашли отражение основные вопросы экологического аудита: целесообразность установления в законе области применения экологического аудита; случаев проведения добровольного и обязательного экологического аудита; порядка его проведения и финансирования; юридического статуса заключения экологического аудита; системы взаимодействия аудиторских компаний с государственными органами контроля и надзора; ответственности аудиторов и аудиторских компаний за результаты их деятельности при предъявлении к ним претензий, признанных в установленном порядке обоснованными.
Однако на сегодняшний момент ситуация так и не изменилась, законопроекты не приняты, что подтверждает общую тенденцию угасания законодательства в области охраны окружающей среды, о которой пишут ученые.
В частности многие ученые указывают на то, что на экологический аудит могут быть распространены в качеств некой методологической основы нормы «Закона об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г за N 307, но данный закон направлен на правовую регламентацию общего аудита.Поэтому основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003г. № 432-СТ204. Экологический аудит системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14000 трактуется как систематический и документированныйпроцесс получения объективных доказательств для определения соответствия. Проведение такого аудита регламентируется в
Российской Федерации рядом государственных стандартов (на основе стандартов серии ISO 14000), в том числе:
– ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы».
– ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой».
– ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
В комментарии к этим стандартам указывается, что их применение позволяет как малым, так и крупным организациям любого профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) осуществлять всестороннюю проверку своей деятельности с целью выявления степени воздействия на окружающую среду с учетом особенности используемого сырья, технологических процессов, реализации продукции и даже утилизации ее после использования.
Программа экологического аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов.
Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленными экологической политикой и целями.
Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами.
Программы и процедуры экологическогоаудированиядолжнучитывать:
– приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия;
– периодичность проведения аудитов;
– эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской «команды»;
– активное использование результатов аудита;
– компетенцию аудиторов;
– общую методологию экологического аудирования и методику осуществления аудитов.
Экологический маркетинг
Маркетинг ‒ система управления предприятием, предполагающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений.
Это направление в менеджменте возникло в начале XX в. В США. Наибольшее распространение получило в 50-60-х гг. в связи с обострением проблемы сбыта и широким применением новых так называемых неценовых методов конкурентной борьбы (реклама, конкуренция качества, дифференциация продукта и др.).
Основная цель маркетинга ‒ создание условий для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей.
Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.
В развитии концепции маркетинга можно выделитьшесть этапов.
Первый этап концептуального развития маркетинга — административный. Этот этап первоначально имел посреднический характер.
Второй этап концептуального развития маркетинга — производственный. Одним из главных принципов предпринимательской деятельности с конца XIX в. стал принцип «больше хороших товаров по доступным ценам». Противоречия и недостатки производственной концепции рынка приводили в условиях плохо организованного сбыта к затовариванию и кризисам перепроизводства.
Третий этап концептуального развития маркетинга - сбытовой. Согласно данной концепции, фирма должна прилагать значительные усилия для того, чтобы сделать сбыт продукции как можно более эффективным и тем самым увеличить объемы продаж.
Четвертый этап концептуального развития маркетинга —маркетинговый. Реализация этого этапа развития маркетинга ознаменовалась в середине XX в. бурным развитием теории «спроса и предложения», первыми попытками сформировать цивилизованный рынок третьего тысячелетия. Основное отличие маркетинговой концепции рынка заключалось в предварительном изучении рынка сбыта до, а не после производства товара. Кардинальное значение имело появление принципиально нового направления рыночной экономики, основанного на формировании спроса. Научная основа нового прорыва в стагнирующей экономике включала в себя маркетинг и менеджмент.
Пятый этап концептуального развития маркетинга - социально-этический (социально ответственный) маркетинг появляется только в 70-е гг. во многом благодаря действиям общественности. Концепция социально-этического маркетинга основана на установлении нужд, потребностей, интересов целевых рынков и обеспечении желаемой удовлетворенности более продуктивными, в отличие от конкурентов, способами, при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом.
Однако растущая взаимозависимость экономических,экологических и социальных интересов в конечном счете привела к тому, что в число задач, изначально решавшихся маркетингом, вошли серьезные социально-экономические и экологические ‒ защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизацияусловий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих, инженерно-технического персонала и рабочих в свете требований научно-технического прогресса, проблемы расширения участия трудовых коллективов в управлении предприятием при одновременном повышении уровня ответственности менеджеров.
Шестой этап концептуального развития маркетинга - экологический. На данном этапе стали разрабатывать и реализовывать программы по снижению антропогенной нагрузки на природную среду: переработка вторичного сырья и других отходов производства, утилизация городского мусора, внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий и иных экологически и социально-этически ориентированных нововведений. Следствием такого развития организаций явилось зарождение нового направления в маркетинге, получившего название «экологический маркетинг».
Развитие нового движения «зеленый маркетинг», или «экологический маркетинг», появилось в Европе к началу 80-х гг., когда было установлено, что некоторые товары опасны для окружающей природной среды. В результате были разработаны товары нового типа — «зеленые» товары, которые наносили меньший вред окружающей среде.
Экологический маркетинг, возникший из-за необходимости достижения равновесия между экономическими интересами предприятия и эколого-социальными потребностями общества, можно определить как экологически безопасную деятельность, связанную с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения потребностей населения, учитывающую экологические последствия.
Управление экологическим маркетингом основано напринципах социально-этического маркетинга, который направлен на деятельность, обеспечивающую сосуществование человечества и природы.
Задача экологического маркетинга - максимальное повышение качества жизни. Экологическому маркетингу свойственны положения всех основных устоявшихся концепций маркетинга: совершенствование производства; совершенствование товара; маркетинг партнерских отношений; маркетинг, ориентированный на стоимость; социально-этический маркетинг.
Поэтому важной особенностью экологического маркетинга является реализация принципов общего маркетинга в аспекте двусторонних отношений между товаропроизводителем и потребителем: первый должен оказывать услуги (в виде поставки товаров), а второй ‒ определять требования экологичности товаров и услуг через общественное сознание, мнение, решение и оформление их в законах и нормативах (табл. 5.1). Причем эта двусторонняя связь должна быть сбалансированной (при известных критериях и ограничениях).
Таблица 5.1
Особенности общего и экологического маркетинга
Экологический маркетинг использует те же методы, что и маркетинг в целом, и может быть классифицирован по уровням, функциям, формам, целям, ресурсам и т. д. (табл. 5.2). Экологический маркетинг выполняет функции инструмента обеспечения целей экологического менеджмента, т. е.подчинен идеологии экологического менеджмента и призван изучать, анализировать, оценивать, обосновать факторы условия экологизации воспроизводственного процесса на уровне деятельности предприятия и во взаимоотношениях потребителем его продукции
Основные функции экологического маркетинга включают всебя изучение спроса на экологически чистую продукцию ценообразование, рекламу и стимулирование, планирование сбыта экологически чистого ассортимента торговых операций, организацию экологически безопасного обслуживание потребителя.
Для функций экологического маркетинга характерно нестолько продавать, сколько приобретать новые технологии с целью экологизировать свое производство на основе передовых достижений и в последующем соответствовать требованиям экологизации общества в целом, быть конкурентоспособным, сохранять свою нишу в воспроизводственном процессе и системе разделения труда с учетом экологических требований.
Разработка экологически ориентированной концепции маркетинга.
Маркетинговая экологическая политика.
При разработке экологически ориентированной концепции маркетинга следует исходить из ряда основополагающих положений:
1. Определение цели маркетинга с учетом экологическихтребований.
2. Закрепление концепции маркетинга в философиипредпринимательства и общей системе целей предприятия.
3. Формулирование цели маркетинга таким образом,чтобы она получала количественное выражение в важных для предприятия аспектах:
- экономическом аспекте (например, достижении определенного количества процентов доли на экологически ориентированных рынках за определенный промежуток времени);
- психологическом аспекте (например, создание или упрочение имиджа предприятия, которое способно решать проблемы в определенных сферах экологии).
4. Определение целевых приоритетов с конкретнойпривязкой и согласованием:
- по видам или группам выпускаемых изделий;
- по клиентам или группам клиентов;
- по регионам.
5 Интегрированное планирование мероприятий в областимаркетинга.
Таблица 5.2
Виды экологического маркетинга
В производственной политике :
‒ производство и предложение на рынке товаров,требующих меньше сырья и пригодных для вторичного использования;
‒ фиксирование экологичности продукции соответствующей экологической маркировкой;
‒ достижение максимально возможной функциональности упаковки и тары и изготовление их из материалов, причиняющих наименьший вред окружающей среде;
‒ обеспечение экологичного использования продаваемых товаров через службы сервиса и консультации (экологические сервисные пакеты, специальные семинары по экологии).
В коммуникационной политике:
‒ учет современных тенденций экологизации рынка и, вчастности, возрастания экологической сознательности потребителей продукции и усиление этих тенденций посредством рекламных мероприятий и развития связей с общественностью;
‒ расширение известности и улучшение имиджапредприятия как компетентно решающего проблемы в области экологии, используя для этого рекламу и экологическую аргументацию с ориентацией на целенаправленно выбранные группы потребителей;
‒ обеспечение объективности и убедительности изложения
этих аргументов и предоставление возможности их проверки;
‒ уменьшение недоверия общественности и населения кдеятельности предприятия в области охраны окружающей среды и природопользования путем проведения соответствующих широкомасштабных акций.
Политика в области распределения:
‒ согласование между предприятием и торговыми организациями каналов сбыта, которые делают возможными системы обратной связи, благоприятно воздействуют на окружающую среду (ретродистрибутивные каналы);
‒ развитие экологически ответственного поведения потребителей путем создания центров вторичного использования материалов и консультирования в торговле;
‒ приоритетный выбор экологичных транспортных средств, используемых для материально-технического снабжения.
В ценовой политике:
‒ проведение экологически ориентированной дифференциации цен;
‒ перевод калькуляции в доступную для торговли и потребителей форму в случае, если внедрение экологичныхтехнологий производства неизбежно ведетк росту цен;
‒ проведение проверки возможностей удешевления более
экологичной продукции путем применения смешанной
калькуляции.
6. Анализ и уточнение всех других отдельных мероприятий вкомплексной политике предприятия для выяснения возможностей интегрированного, общего варианта, проявляющего свои преимущества в экологических аспектах.
7. Проверка и совершенствование организации и контроля
маркетинга:
‒ создание соответствующей стратегической структуры и системы;
‒ внедрение экологического сознания на всехуровнях управления на предприятии (формирование воли в коллективе руководителей, мотивация и обучение сотрудников);
‒ постоянное информирование и повышение квалификации сотрудников с учетом возрастающих экологических требований;
‒ формирование идентичного менталитета и чувства коллективной солидарности в отношении экологи
чески обоснованного поведения.
8. Создание организационных предпосылок для
успешной реализации разработанных стратегий:
‒ осуществление структурных изменений в системе;
‒ назначение ответственных за все экологическиевопросы на уровне руководства предприятием (например, в качестве уполномоченного по экологическим вопросам).
9. Создание и развитие системы производственногоэкологического контроля, используя дополнительные на правленные на решение экологических задач инструменты контроля (например, системы мониторинга).
10. Разработка и введение в практику деятельности предприятия особых стимулов для достижения определенны целей (например, посредством специальных скидок).
Маркетинговая политика разрабатывается в целях закрепления действующих принципов маркетинговой деятельности компании, исходя из специфики ее функционирования в конкретном рыночном секторе, и является инструментом, влияющим на формирование рыночной цены.
Именно в данном документе обосновывается размер применяемых компанией цен или скидок, а также экономическая значимость и эффективность проводимых компанией маркетинговых и рекламных мероприятий и акций. В маркетинговой политике зафиксированы такие элементымаркетинговой деятельности компании, как:
‒ организация сбора и анализа маркетинговой информации;
‒ проведение промоционных и трейд-маркетинговыхмероприятий, мерчендайзинг;
‒ стимулирующие программы для дистрибьюторов ипосредников;
‒ ассортиментная политика;
‒ организация взаимоотношений с коммерческимиагентами и розничными структурами.
По своему содержанию маркетинговая политика организации включает в себя товарную и ценовую политику, а также политику сбыта и продвижения товара на рынке .
Разработка экологически ориентированной маркетинговойполитики является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности, социальной и экологической ответственности предприятия. Политика экологического маркетинга — это базис для реализации и развития всей системы экологического маркетинга в организации.
Чтобы экологическое управление стало неотъемлемойчастью маркетинговой политики, нужны эффективная маркетинговая стратегия и общение с потребителем. Поэтому организации при реализации маркетинговой политики используют все элементы маркетинг-микса: как сам продукт, так и его распределение, коммуникации и цену, чтобы объяснить потребителю, какие дополнительные преимущества они получат, покупая при прочих равных конкурентных качествах экологически чистый продукт.
Стратегический план маркетинга экологически безопасных производств может включать в себя следующие задачи и действия:
- обеспечение эффективности производства и доведение до минимума уровня загрязнений;
- гармоничное встраивание новых производств в природную и социальную среду;
- обеспечение чистоты, безопасности и рентабельностипродукции в соответствии с требованиями потребителей;
- понимание всеми сотрудниками фирмы требований иправил по охране окружающей среды;
- создание новых товаров и технологических процессов, отличающихся минимальным уровнем загрязнения, безопасности и оптимальной рентабельности;
- снабжение материалами, пригодными к повторнойутилизации и причиняющими минимальный вред окружающей среде;
- обеспечение окупаемости мер по предотвращениюзагрязнений;
- реализацию мероприятий по профилактикепрофессиональных заболеваний и обеспечению безопасных условий труда;
- предварительную экологическую экспертизу проектов дляоценки их воздействия на окружающую среду.
Товарная политика в экологическом маркетинге предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш
(сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров; исследование жизненного цикла продукции и рынка. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой
эффективностью товаров.
Одним из основных направлений экологического менеджмента на сегодня является фокусирование не столько на производственных процессах на территории конкретного предприятия, сколько на продукции как результате этих процессов и оценке ее жизненного цикла. С изготовлением продукции, ее использованием, утилизацией или захоронением связаны
разнообразные потоки вещества, энергии, информации и, какследствие, воздействия на окружающую среду. Техногенный круговорот атомов имеет в настоящее время огромный размах, поэтому в условиях постоянно растущих объемов производства и рынков сбыта целью оптимизации производства являются инновационные технологии и продукты, характеризующиеся
небольшимиматериало- и энергоемкостью и низким уровнем негативного воздействия на природу.
Жизненный цикл ‒ последовательные или взаимосвязанные стадии продукционной системы от приобретения сырья или разработки природных ресурсов до утилизации продукции. Жизненный цикл проходит следующие стадии: снабжение, сырье, процесс производства, конечный продукт, сбыт, продажа, потребление, отходы.
Процедура оценки жизненного цикла включаетследующие элементы
‒ постановку цели исследования и определение границ системы;
‒ выполнение инвентаризационного анализа жизненного цикла (сбор информации и количественную оценку входных и выходных потоков веществ и энергии);
‒ собственно оценку жизненного цикла, т. е. выявление и оценку величины и значимости существующих и потенциально возможных воздействий;
‒ интерпретацию результатов, анализ альтернатив, разработку заключений и рекомендаций, анализ их качества (критический анализ).
‒ Оценка жизненного цикла, подобно экологическойбухгалтерии и экобалансам, основывается на анализе потоков материи. Однако от названных инструментов ее отличает, во-первых, более широкий охват исследования, затрагивающего всю цепочку создания ценности продукта; во-вторых, в рамках оценки жизненного цикла производится не только сбор информации о материально-энергетических потоках, но и их привязка к воздействиям на окружающую среду, конкретным экологическим проблемам, а также их оценка; в-третьих,данный метод позволяет сравнивать между собой разнородные экологические проблемы, такие как потепление климата и кислотные дожди.
В конечном итоге оценка жизненного цикла позволяетобосновать предпочтительность определенных технологических альтернатив производства, дистрибуции, утилизации и других стадий жизненного цикла продукции, отдельных видов продукции (при сравнительных оценках) и потому может использоваться как база для принятия решений при проектировании продукции, разработке стратегии организации.
Результаты оценки жизненного цикла могут использоваться при выработке экологической политики на региональном и национальном уровнях, например, через обоснование необходимости введения запрета на применение конкретных видов сырья, технологий, продуктов, выбор экологичных видов транспорта, систем энергоснабжения. Помимо перечисленного оценка жизненного цикла помогает выявить критерии для экологической маркировки, которая является инструментом менеджмента, используемым для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования.
Экологическая маркировка ‒ это процедураприсвоения экологического знака продукции, которая обладает определенными экологическими преимуществами перед аналогами в пределах определенной группы однородной продукции .
В настоящее время маркировка приобретает все большуюзначимость в контексте международной торговли. В европейских странах отсутствие экомаркировки на продукции ведет к снижению цены на нее на 20-30%.
Экологическая маркировка является добровольной иможет быть использована общественными или частными агентствами. Присвоение права на экологический знак отличается от сертификации на соответствие требованиям стандартов.
В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики организации, ориентированного на развитие рынка и направленного на поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами. Задачи экологической производственной политики состоят в дифференциации существующих продуктов с точки зрения экологической приемлемости, в замене или отказе от «вредных» для природы продуктов, инноваций или их составляющих посредством переориентации производственного процесса на требования, отвечающие охране окружающей среды.
Высококачественные продукты различаются в зависимости от следующих уровней экологического качества:
1. Высокое качество основной полезности товара - приемлемость потребления, долговечность, способность к техническому обслуживанию, пищевая ценность, вкус, внешний вид.
2. Экологическое качество продукта в целом - отсутствие содержания вредных веществ; его использование, применение или потребление не приводитк возникновению остаточных материалов, и условия эксплуатации не оказывают значительного отрицательного воздействия на природную среду.
3. Экологическое качество производства, при которомобеспечиваются минимизация использования материалов и энергии, замена дефицитного сырья и энергии на сырье (энергию), имеющиеся в достаточном количестве, снижение выбросов (сбросов)и отходов всех видов.
4. Экологическое качество устранения отходов. В этомслучае применяются продукты, пригодные к рециклированию(вторичному использованию) благодаря отказу от сопряженных материалов, проблемных с позиции их рециклирования, или посредством применения материалов, для которых уже существует система рециклирования.
Для оценки экологичности продукция рассматривается иопределяется степень ее воздействия на окружающую среду напротяжении всего жизненного цикла продукта: от добычи сырья для его производства до окончательной утилизации.
Основная цель экологической маркировки — выделениесреди группы однородной продукции той, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду. Цель мероприятий по присвоению экологического знака — организация соревнования между
группами продуктов, наносящих ущерб окружающей среде.
Экологическая маркировка — один из видов экологическойдекларации. Маркировка может иметь форму знака, графического изображения, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного, публичного объявления. Стандарты запрещают использовать экологическую маркировку с нечеткими, неконкретными формулировками, такими, например, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «незагрязняющая», «зеленая», «благоприятная для
природы» и т. п.
Согласно ISO 14020:1998 экологическое заявление - этовысказывание или символ, указывающий на экологический аспект продукции, ее элемента или упаковки. Экологическое заявление может быть нанесено на этикетки, продукцию или упаковки, включено в сопроводительную документацию на продукцию, распространено посредством технических бюллетеней, рекламы, публикации, телемаркетинга, а также с использованием цифровых или электронных средств, таких как интернет.
Экологическая маркировка со знаком «экологическичистый» производится по разработанным и идентифицированным экологическим критериям для групп однородной продукции аккредитованными органами по экологической сертификации. Разработка критериев базируется на принципах; объективность, высокие экологические стандарты, анализ жизненного цикла продукта. Критерии экологической чистотыдолжны основываться на значениях показателей воздействияпродукции (услуг) на окружающую среду на всех стадиях ее жизненного цикла. Критерии должны быть достижимы или иметь реальные предпосылки для их достижения и измеряемы с определенной точностью. В практике бизнеса выделяют следующие критерии экологичности:
- сырье, из которого производился продукт: болееэкологичным является сырье с наименьшим содержанием синтетических компонентов;
- процесс производства с наименьшей антропогеннойнагрузкой на окружающую среду, т. е. преимущественное использование малоотходных и безотходных технологий;
- возможность легкой переработки или регенерацииконечного продукта, при этом промежуточные продукты должны также обладать подобными свойствами;
- способность упаковочного материала регенерироваться.Основные принципы экологической маркировки, определены в ISO 14020:1998, просты, но взыскательны. Во-первых, экологические знаки и декларации должны быть точными, проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение. Во-вторых, экологическая маркировка и декларация должны основываться на объективных критериях и методах оценки, обеспечивающих достаточную точность и воспроизводимостьиспользуемых данных. В-третьих, информация, используемая для обеспечения экологической маркировки, должна быть доступной для заинтересованных сторон. В-четвертых, процедуры и критерии экологической маркировки не должны создавать дополнительных препятствий в торговле, дискриминации в приобретении своих или иностранных изделий и услуг. В-пятых, информация по характеру экологичности продукции и услуг в декларации должна быть представлена потребителю непосредственно производителем.
В программы экологической маркировки включают:перечень групп однородной продукции, имеющих право на маркировку; критерии экологической чистоты; функциональные характеристики продукции;
порядок сертификации продукции;требования периодического пересмотра программ; источники финансирования программ экологической маркировки; периодическая проверка соответствия продукции критериям.
Процедура для установления требований к программамэкологической маркировки включает:
1. Консультацию с заинтересованными сторонами.Уполномоченный орган, ответственный за формирование и реализацию программ экологической маркировки, должен разработать определенный механизм консультаций, упрощающий участие заинтересованных сторон.
2. Выбор группы однородной продукции. На этом этаперассматриваются потенциальные кандидаты среди групподнородной продукции. По завершении оценки уполномоченный орган в состоянии заявить, какая группа однородной продукции по характеристикам экологичности более всего предпочтительна для рынка.
3. Выбор и разработку критериев экологически чистойпродукции. Работы по выбору критериев основаны на технической и научной методологии. Окончательное решение по критериям является результатом консультаций между уполномоченным органом и заинтересованными сторонами.
При установлении критериев должны учитываться местные,региональные и глобальные требования охраны окружающей среды, возможности доступных технологий и экономические факторы.
4. Выбор функциональных характеристик продукции.Характеристики, которые делают продукцию полезной для потребителя, не должны компрометироваться оценками экологичности.
5. Отчетность и публикации. Когда группы однороднойпродукции, критерии и характеристики установлены, они должны быть опубликованы.
6. Проведение изменений критериев экологическойчистоты. Если продукция уже отмечена экологическим знаком, что при наличии новых факторов, связанных с критериямиэкологической чистоты, может быть пересмотрено решение о его присуждении.
Сегодня производство экологических товаров и услугстало мощным растущим сектором мирового рынка. В настоящее время ассортимент экологически чистой продукции составляет около 400 наименований и требования по сертификации и маркировке постоянно увеличиваются. Наиболее популярны следующие категории: — кофе, чай, фрукты и овощи, представленные как в свежем, так и в обработанном виде; некоторые специи,
сухофрукты и орехи; сезонные продукты — свежие фрукты и овощи, пользующиеся повышенным спросом в определенные периоды года;
экологически чистые заменители традиционных продуктов: хлебобулочные изделия, молочная и мясная продукция, экологически чистые напитки и вина
и т. д.; экологически чистые продукты для детей (детское питание, каши и т. д.); экологически чистые одежда и косметика.
Таким образом, влияние экологического фактора навозможности конкуренции и развитие международной торговли, включая экспортное производство, становится одной из доминант XXI в. и страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются наиболее конкурентоспособными.
Ценовая политика в экологическом маркетинге имеетспецифический, не похожий на другие стратегии ценообразования характер. Формирование цены на продукцию зависит от типа рынка и уровня конкуренции на нем.
В процессе формирования цен учитываются следующиефакторы:
1. Постановка задач ценообразования:завоевание лидерства по доле рынка (максимально возможное снижение цен), что способствует привлечению по возможности большого количества потребителей продукции; максимизация текущей прибыли (цены, которые обеспечивают максимальную прибыль), что связано с модой и увеличением населения, заботящегося о своем здоровье; завоевание лидерства по качеству товаров (установлениевысоких цен благодаря экологическому компоненту - соблюдение экологических принципов и стандартов при изготовлении и продаже продукции).
Как показывает анализ ценовой политики за периодразвития «зеленой волны», основной стратегией ценообразования на экологическую продукцию была стратегия «снятия сливок», которая предполагала установление максимально высокой цены на продукцию для получения наибольшей прибыли.
Покупатели склонны смириться с рвением компании«снять сливки» в том случае, если они придают особенное значение тем различиям, за которые компания желает получать премиальную цену (экологически чистое производство, безопасность для здоровья и окружающей среды). Данные различия определяются повышением стоимости за счетиздержек производства на очистку и применени<