Этапы реализации экологического нормирования
В развитии идей экологического нормирования условно можно выделить три этапа.
Первый - предыстория. С одной стороны, он связан с существованием системы гигиенического нормирования токсикантов в воздухе, воде, продуктах питания и почве, развивавшейся с 30-х годов. Гигиеническое нормирование явилось либо отправной точкой, либо аналогом для экологического. С другой стороны, этот этап связан с работами С.С.Шварца и Н.С.Строганова, сформулировавших основополагающие для экологического нормирования положения (принцип антропоцентризма в оценке экосистем, критерии хорошего биогеоценоза).
Второй - этап теоретических исследований.Он связан с работами на уровне постановки проблемы и генерации различных подходов к нормированию (работы В.Д.Федорова, А.П.Левича, Д.А.Криволуцкого, Ю.А. Израэля, Ю.Г.Пузаченко, А.М.Гродзинского). В этот же период появляются и весьма развернутыеконцепции системы экологического нормирования(работы А.Д. Александровой, О.Ф. Садыкова и др.).
Третий - этаппрактической реализации. Он связан с проведением экспериментальных работ, в том числе - по анализу зависимостей доза-эффект на экосистемном уровне (работы Ю.А. Израэля, А.М. Степанова, А.Д. Арманда, В.С. Николаевского, А.Д. Покаржевского, Н.Г. Булгакова).
В экологическом нормировании, как в историческом плане, так и для современного состояния, можно выделить два существенно различающихся подхода - гигиенический и экологический.
Первый подход сохраняет основные черты методологии гигиенического нормирования, а именно:
предельные нагрузки устанавливаются для отдельных веществ (либо их смесей, но с известным соотношением компонентов);
лабораторные эксперименты - основа для получениянормативов;
параметры организменного, а не экосистемного уровня.
Такой подход означает полное ассимилирование схемы гигиенического нормирования с той лишь разницей, что объектом выступает не человек, а другие биологические виды.
Многие ученые считают, что это тупиковый путь для экологического нормирования, объясняя это следующими причинами:
во-первых выбросы чаще всего многокомпонентны, что в конкретной ситуации не позволяет оперировать нормативами для отдельных веществ, либо их смесей;
во- вторых формы нахождения токсикантов в природе чаще всего отличаются от форм, которые использовались в экспериментах и для которых создавались нормативы;
в-третьих, в лабораторных экспериментах (обычно краткосрочных) не учитываются адаптационные процессы и, тем более, популяционные и биоценотические эффекты, которые могут играть ключевую роль в определении судьбы экосистем;
и в - четвертых нахождение критических нагрузок для отдельных видов, пусть даже ключевых или наиболее чувствительных, очень долгий путь к определению нормативов для всей экосистемы (он требует наличия модели, в которой аргументом для экосистемных параметров выступают численности всех основных видов и определения критических нагрузок для всех этих видов).
Альтернативный подход использует гигиеническое нормирование лишь в качестве аналога решения сходной задачи.
В разных концепциях, формирующих это направление, прослеживаются существенные черты сходства. Основные положения данного подхода заключаются в следующем:
‒ ориентиром, задающим критерии для оценки экосистем служит явно декларируемый антропоцентризм (критерии оценки задает человек исходя из своих потребностей, причемпотребность в здоровой окружающей среде - одна из важнейших);
‒ при задании критериев оценки локальных экосистем необходимо учитывать их полифункциональность (важнейшие функции - обеспечение необходимого вклада в биосферные процессы, удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей общества);
‒ нормативы предельных нагрузок должны быть вариантными, т.е. различными для экосистем разного назначения (необязательно требовать выполнение всех функций одновременно и в одном месте);
‒ нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от физико-географических условий региона и типа экосистем;
‒ нормативы должны быть дифференцированы во времени:
менее жесткие для существующих технологий, более жесткие для ближайшей перспективы, еще более жесткие для проектируемых производств и новых технологий;
‒ нормировать необходимо интегральную нагрузку, которая может быть выражена в относительных единицах, а не концентрации отдельных загрязнителей;
‒ среди показателей состояния биоты для нормирования необходимо выбрать основные, отражающие важнейшие закономерности ее функционирования, предпочтение необходимо отдавать интегральным параметрам;
‒ нахождение нормативов может быть реализовано только в исследованиях реальных экосистем, находящихся в градиенте нагрузки, т.е. только на основе анализа зависимостей доза - эффект на уровне экосистем.
Экологическое нормирование устанавливается на трех уровнях:
• хозяйственного процесса (инвестиции, планирование, размещение, проектирование, эксплуатация);
• хозяйствующих субъектов (эколого-экономические и другие показатели деятельности предприятий);
• отраслей хозяйства (строительство, ТЭК и т.д.).
Необходима не только просто разработка экологических нормативов «на все случаи жизни», но качество самих нормативов, их адекватность реальному состоянию природных систем и их устойчивости.
Эффективность экологического нормирования обеспечивается:
• соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;
• объективностью и законностью;
• обязательностью исполнения всеми субъектами и
ответственностью за невыполнение.
К основным принципам экологического нормирования качества компонентов природной среды следует отнести:
• принцип цели (приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в целом над краткосрочными экономическими интересами отдельных природопользователей, региональных интересов над локальными и т.д.);
• принцип опережения (организация исследований по разработке норматива должна предшествовать началу планируемого воздействия);
• принцип порога (установление критических пороговых значений воздействия хозяйственной деятельности, не превышение которых гарантирует сначала экологическую безопасность, а затем взаимодействие общественных и экологических систем, т.е. создание нооценозов);
• принцип саморегуляции (учет в хозяйственной деятельности не только положительных, но и отрицательных обратных связей, соблюдение баланса положительного и отрицательного экологических эффектов в системах стимулирования социально-экономического развития);
• принцип «слабого звена»;
• принцип «больше не значит лучше» (переход на путь интенсификации технико-экономического развития за счет максимального качественного совершенства при минимальномколичественном росте);
• принцип «джиу-джитсу» (максимальное использование внутрисистемных сил, способных действовать в нужном для общества направлении и компенсировать отрицательное антропогенное воздействие);
• принцип снижения удельного риска (развитие только таких направлений роста материального потребления, при которых обеспечивается снижение антропогенной нагрузки на единицу площади и единицу производимой продукции)
Экологические стандарты
В Большой Советской энциклопедии под термином «стандарт» понимается (от англ. standard – норма, образец, мерило) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом
• В зависимости от сферы действия и уровня утверждения стандарты принято подразделять следующим образом:
• государственные (ГОСТ), действующие на всей территории СССР;
• отраслевые (ОСТ), утверждаемые на уровне министерства и обязательные для всех предприятий отрасли;
• стандарты предприятий и объединений (СТП), обязательные только для предприятия, утвердившего данные стандарты;
• стандарты допустимых воздействий на окружающую среду;
• стандарты технологических процессов – представляют собой спецификации экологического характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.
• стандарты качества продукции - используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаютсяправила тестирования, упаковки и маркировки продукции.
• организационно-управленческие стандарты;
• стандарты качества окружающей среды (устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах.Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод).
Кроме того, в России действуют международные стандарты. Их применение обязательно для всех предприятий, вне зависимости от их подчинения во всех отраслях народного хозяйства. Также действуют технические условия (ТУ) на конкретные типы, марки, артикулы продукции.
В ФЗ «Об охране окружающей среды» стандартизации отводится одно из ведущих мест в системе управления природоохранной деятельностью и регулировании природопользования. Действующая в настоящее время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС устанавливает:
• требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;
• порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.