Тема 13. Правовое регулирование охраны окружающей среды в зарубежных странах
1. Правовые проблемы охраны окружающей природной среды в странах СНГ.
2. Правовая охрана окружающей среды в странах Европейского Союза.
3. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в США.
Литература
Нормативные правовые акты
Всеобщая хартия природы. Принята на 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. // Международное публичное право: Сборник документов. Т.2. М., 1996.
Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Принята 16 июня 1992 года. // Действующее международное право. Т.3. М., 1997.
Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 14 июня 1992 г. // Зеленый мир. – 1993. – № 3. – С. 2.
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.): ратифицирована Федеральным законом от 4 нояб. 1994 г. № 34-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 5204.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.): ратифицирован Федеральным законом от 4 нояб. 2004 г. № 128-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант-максимум».
Специальная и научная литература
Основная
**(book.ru) Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
*Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.; Высшее образование, 2008.
Дополнительная
Дудник Д.В. К вопросу о правовом регулировании использования возобновляемых источников энергии // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Материалы 1 всероссийской научно-практической конференции молодых учёных (Краснодар, 14-16 ноября 2007 г.). Краснодар, КГАУ, Краснодар, 2007.
2.3. Методические указания по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий
Общие рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар выполняет определенные функции:
1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру;
2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам.
Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.
Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:
– решение задач;
– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;
– составление документов;
– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;
– моделирование ситуаций практической действительности.
Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.
Рекомендуется:
– внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;
– изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;
– изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;
– изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям;
– изучение дополнительной литературы;
– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;
– продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы);
– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;
– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;
– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;
– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
– подбор литературы для преподавателя и студентов;
– при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка студентов и преподавателя:
– составление плана семинара из 3-4 вопросов;
– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;
– предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);
– создание набора наглядных пособий.
Ход семинарского занятия:
Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.
Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.
Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:
– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);
– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;
– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).
Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
– качество подготовки;
– степень усвоения знаний;
– -активность;
– положительные стороны в работе студентов;
– ценные и конструктивные предложения;
– недостатки в работе студентов;
– задачи и пути устранения недостатков.
Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:
– степень глубины и целостности понимания учебного материала;
– знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала;
– знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать;
– умение логически и аргументировано излагать материал;
– качественное владение терминологией;
– сформированность практических умений и навыков.
Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия:
– целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.
– планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
– организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.
– стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
– отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
– управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.
– замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.
– студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Большое значение при изучении дисциплины «Экологическое право» имеет правильно организованная самостоятельная работа студентов (СРС), которая предполагает соблюдение ряда методических правил.
СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:
– формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
– качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
– формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;
– развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;
– совершенствования речевых способностей;
– развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);
– развития научно-исследовательских навыков;
– развития навыков межличностных отношений.
Приступая к изучению темы, необходимо усвоить лекционный материал и нормативный материал по теме. Задания должны быть прочитаны внимательно с тем, чтобы ни один вопрос не остался неучтенным. Кроме того, необходимо точно представлять, что требуется от студента при подготовке к семинарским занятиям, на какие конкретно вопросы надлежит отвечать. Отвечая на поставленные вопросы, нельзя ограничиваться краткими ответами в виде дачи определений юридических понятий и перечислений видов и признаков. Ответ должен быть мотивированным, полным, по возможности содержать обоснование суждения при наличии различных точек зрения на проблему в науке трудового права. Только тогда, когда принятая точка зрения или правовая позиция обоснована студентом приведенными правовыми нормами, относительно доказана их правильность, ответ можно считать полным.
3.1. Основные виды и содержание самостоятельной работы, формы контроля
Основными видами самостоятельной работы являются:
– самостоятельная работа с литературой; самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов);
– подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам; выполнение индивидуальных заданий;
– подготовка контрольных работ;
– подготовка научных докладов для студенческих конференций, статей.
– написание эссе.
Формы контроля:
1) текущий контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе учебного процесса в форме:
– устного опроса (группового или индивидуального);
– проведения письменного и устного фронтального опроса (в том числе путем выполнения тестовых заданий);
– практического задания, решений конкретных ситуаций, в том числе из судебной практики;
– проверки выполнения самостоятельной работы;
– написания студентами докладов, рефератов, эссе.
2) промежуточный контроль – проверка усвоения учебного материала в ходе экзаменационной сессии и предусматривает дифференцированный зачет (два вопроса).
3.2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы предполагают наличие обязательной и факультативной частей.
Прежде чем приступать к выполнению самостоятельной работы, необходимо ознакомиться с учебным планом группы для того, чтобы определить, какое количество часов отведено в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (в рамках лекционных и практических (семинарских) занятий), а также на самостоятельную работу.
Учебным планом предусмотрены определенные часы на самостоятельную работу студентов по каждой теме. После лекции по соответствующей теме студенту следует начать самостоятельную работу по дисциплине и получить индивидуальные задания.
Разумно начать работу с изучения теоретического материала, а приступить затем к написанию реферата либо выполнению других письменных заданий, имея необходимые знания.
Значительное количество времени требуется уделить самоподготовке. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов могут быть общего и частного характера. Самостоятельная работа предполагает выработанные навыки самоконтроля (например, первая степень самоконтроля предусматривает выявление в лекционном, хрестоматийном, нормативном материале понятий, законодательных норм, разъяснений государственных органов, отдельных положений судебных актов и др., вторая предназначена для проверки умения устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом, третья направлена на воспроизводство ответа).
Студентам имеют доступ к лицензионным электронно-библиотечным системам (ЭБС): BOOK.ru., IPRbooks и ЭБС «ZNANIUM.COM», а также к электронным ресурсам ИВИС.
Библиотека осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и наряду с традиционным бумажным каталогом ведется электронный библиотечный каталог.
В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать тестовые задания.
Тест – это контрольное задание, отражающее степень усвоения деятельности определенного уровня в сочетании с определенной системой измерения и оценки качества усвоения.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой – с философским трактатом. Цель эссе – развитие самостоятельного творческого мышления и письменное изложение собственных мыслей. Традиционная структура эссе: вступление, тезисы, аргументы, заключение.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ