Природа как объект экологического права (понятие в широком и узком смыслах, особенности объектов природы с учетом их экономической сущности, правового режима и выполняемой роли).
Природа как объект экологического права (понятие в широком и узком смыслах, особенности объектов природы с учетом их экономической сущности, правового режима и выполняемой роли).
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом.Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.).Социально-экологическая ценность объекта проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др. Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.К числу объектов в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ); - природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.); - природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.); -озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд. К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека
Экологическая экспертиза.
Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. В соответствии с законодательством в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ. Общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Экологическое страхование.
Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов. Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы: - связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование); - связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование); - связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности). В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Такое страхование осуществляется в соответствии с законодательством РФ, например, в соответствии с ФЗ "Об использовании атомной энергии", ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Осуществляется также добровольное экологическое страхование. Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком.
Дисциплинарная и природоресурсовая ответственность за экологические правонарушения.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Основания дисциплинарной ответственности, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Она выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. По требованию представительного органа работников к дисциплинарной ответственности может быть привлечен руководитель организации, его заместители. Наложение дисциплинарного взыскания при наличии правовых оснований не исключает возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности - административной, уголовной, гражданской. За экологические правонарушения в настоящее время нередко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности - лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды. Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной, природоресурсовой ответственностью.
Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями (гражданско-правовой постулат о возмещении вреда, формы возмещения, порядок исчисления размера вреда, судьба незаконно добытой продукции).
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Гражданско-правовая, или имущественная ответственность за экологические правонарушения выражается, прежде всего, в таксовом порядке исчисления имущественного (материального) ущерба, причиненного, в частности, лесному хозяйству, охотничьему хозяйству или рыбному хозяйству. Таксы для исчисления ущерба утверждаются, как правило, Правительством РФ или соответствующими органами субъектов РФ. Данные таксы носят преимущественно штрафной характер (хотя по сути своей штрафом не являются), поскольку при их определении учитывается экологический вред, причиненный окружающей среде (климаторегулирующему, лечебно-оздоровительному факторам), затраты, связанные с ликвидацией последствий нанесенного ущерба. При отсутствие такс исчисления размера ущерба он рассчитывается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного производства и упущенной выгоды. Ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением договорных обязательств, исчисляется в соответствии с нормами гражданского законодательств. Нарушенное право собственника подлежит восстановлению в полном объеме. Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Незаконно добытая продукция по возможности изымается у правонарушителя. Кроме взыскания вреда за незаконную добычу зверей и птиц с нарушителя взыскивается стоимость продукции, если таковая не была изъята. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.
Экологическое право (законодательство) Соединенных Штатов Америки (общая характеристика, Совет по качеству окружающей среды, Агентство по охране окружающей среды).
В США природоохранительное законодательство - сравнительно новая и быстро развивающаяся отрасль, включающая нормы различных отраслей материального и процессуального права: гражданского, административного, финансового, уголовного.Природоохранительное законодательство в США имеет три цели: 1) предотвращать ущерб природе и окружающей среде; 2) обеспечивать неуклонное применение, соблюдение и исполнение правил по ее защите во всех сферах частной и производственно-хозяйственной деятельности; 3) привлекать к ответственности виновных в нарушении установленных обязательных требований в области охраны природы.Действующая система правового регулирования в области охраны природы сложилась на основе двух принципиально важных факторов: во-первых, в США действует общее право, находящееся во взаимосвязи и взаимодействии с обширным и детально разработанным массивом писаного права, и эти две составные части взаимно дополняют друг друга; во-вторых, сыграли роль особенности создания и развития США как федерального государства.Совет по качеству окружающей среды контролирует усилия исполнительной власти в деле охраны окружающей среды. Его председатель — главный консультант президента по экологическим вопросам. Он назначается президентом с согласия Сената.В функции совета входит: - содействие Президенту США в подготовке Доклада по качеству окружающей среды; - постоянный сбор авторитетной информации относительно нынешних и будущих условий и тенденций качества окружающей среды; - разработка Президенту рекомендации для национальных мероприятий, которые бы способствовали улучшению качества окружающей среды, отвечая требованиям ее сохранения, социальным, экономическим критериям здоровья; - проведение исследования, изучения, обзоров, научных экспериментов и анализа экологических систем и качества окружающей среды; - документальное фиксирование и определение изменений в природной окружающей среде, включая растительные и животные системы, накопление необходимых данных и другой информации для постоянного анализа этих изменений или тенденций и объяснения вызвавших их скрытых причин; - один раз в год отчет Президенту о состоянии условий окружающей среды. Агентство по охране окружающей среды было создано для обеспечения скоординированных и эффективных гос. мероприятий в природоохранной деятельности. Оно стремится осуществлять систематический контроль за загрязнением окружающей среды и снижение этого загрязнения при помощи исследований, мониторинга, установления и применения нормативов загрязнения. В дополнение к др. видам деятельности Агентство координирует и поддерживает научно-исследовательские работы и проводимые органами гос. власти штатов, местными властями, частными и общественными группами, отдельными лицами и образовательными учреждениями мероприятия, направленные против загрязнения окружающей среды. Агентство также активно сотрудничает с др. федеральными структурами по вопросам, касающимся влияния их деятельности на окружающую среду. Особой обязанностью Агентства является публикация заключений о несоответствии того или иного предложения интересам здравоохранения, благосостояния или охраны окружающей среды .В числе программ Агентства - программы контроля за чистотой воздуха, использованием отходов, воды, опасных материалов, а также токсичных веществ.
68. Экологическое право Европейского сообщества (общая характеристика).
В Европейском сообществе выработана единая экологическая политика, которая, в свою очередь, является основой для разработки общеевропейского законодательства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическая политика Европейского Сообщества характеризуется своим динамизмом, учетом общественных потребностей и интересов отдельных его членов. Экологическая политика ЕС связана с принятием и реализацией шести Программ действий по окружающей среде, на основе которых были подготовлены нормативные акты Европейского Сообщества по охране окружающей среды в промышленности.В них сформулированы основные принципы экологической политики:предупреждение загрязнения или иного негативного воздействия источника вместо нейтрализации последствий; необходимость учета экологических требований при планировании и принятии решений; запрет природопользования, приводящего к значительному нарушению экологического баланса; обязанность загрязнителя нести расходы по предотвращению и ликвидации вредных последствий. Для улучшения координации научных исследований участников Европейского сообщества в сфере охраны окружающей среды приняты меры по созданию единого научного пространства.Значительное внимание в Европейском сообществе уделяется правовой охране окружающей среды от отходов производства и потребления. Так, приняты Директивы о сжигании опасных отходов, об опасных веществах, об управлении отходами, об отходах промышленности, связанной с диоксидом титана.Политика ЕС направлена на то, чтобы потребление промышленными предприятиями возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов не превышало емкости экосистемы, а их использование в хозяйственной деятельности должно быть отделено от экономического роста посредством повышения эффективности использования ресурсов на предприятиях.В соответствии с Директивами об охране дикой флоры и фауны и об охране диких птиц страны ЕС обязаны обеспечить соблюдение требований по охране природы на территориях, входящих в перечень Программы Natura 2000, которая нацелена на поддержание биоразнообразия на территории ЕС посредством охраны представителей дикой флоры и фауны и мест их обитания. Если какой-либо план или проект, включая проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, может оказать существенное влияние на эти территории, страны должны обеспечить реализацию мер безопасности, необходимых с точки зрения охраны природы.В законодательстве ЕС по охране окружающей среды в промышленности зачастую законодательные и исполнительные функции сосредоточены на региональном или местном уровне власти, включая закрепление конкретных правовых требований к деятельности отдельных промышленных предприятий и организаций по охране окружающей среды, в частности касающихся технологии добычи полезных ископаемых, управления промышленными отходами и восстановительных работ.Директивой Совета Европы "О единой системе предотвращения и контроля загрязнений" предусматривается создание единой системы предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды предприятиями и организациями, а также минимизации ее загрязнения.
Природа как объект экологического права (понятие в широком и узком смыслах, особенности объектов природы с учетом их экономической сущности, правового режима и выполняемой роли).
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом.Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.).Социально-экологическая ценность объекта проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др. Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.К числу объектов в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ); - природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.); - природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.); -озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд. К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека