Соотношение таксонов в составе общей и фоновой орнитофаун тундры

Отряд Число видов в авифауне Число видов в фоновой авифауне Доля в авифауне, % Доля в фоновой авифауне, %
Ржанкообразные 30,7 41,2
Гусеобразные 18,5 27,5
Воробьинообразные 30,1 17,7
Соколообразные 3,8 5,9
Курообразные 1,2 3,9
Ястребообразные 2,5 1,9
Совообразные 4,4 1,9

На основании данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Отряды гусеобразные (Anseriformes), ржанкообразные (Charadriiformes) и воробьинообразные (Passeriformes) вместе составляют почти 80% орнитофауны и 86% фоновой орнитофауны в тундрах. Стоит отметить, что существенную роль воробьинообразные играют только в южной тундре, где они представлены в основном бореальными и полизональными видами, особенности которых были упомянуты выше.

Число видов ржанкообразных и воробьинообразных в общей авифауне одинаково велико, однако по сравнению с ним среди воробьинообразных число фоновых видов резко сокращается (менее 1/5). В то же время разрыв между соответствующими значениями среди ржанкообразных гораздо меньше (около 1/2). Кроме того, если рассматривать отдельно подотряд куликов, то можно отметить общий рост количества видов и биомассы по мере продвижения к полюсу, что свидетельствует о том, что это автохтонная и наиболее типичная группа орнитофауны тундры.

Гусеобразные уступают ржанкообразным по числу видов, но соотношение между всеми отмеченными и фоновыми видами сохраняется равным 2:1. Гусеобразные также типичны для тундры и Полярного бассейна. Если сравнивать положение отрядов ржанкообразных и гусеобразных, то можно отметить, что ржанкообразные получают наибольшее распространение исключительно в тундре, в то время как гусеобразные распространены повсеместно, однако в тундре представлены другими группами. Так, например, можно отметить очень небольшое число видов уток, составляющих бо́льшую часть таксономического разнообразия бореальных гусеобразных. Наиболее распространены крупные виды – казарки, гуси, лебеди.

Отдельно стоит отметить представителей курообразных (Galliformes). Отмечено лишь 2 вида, но они оба являются важными составляющими тундровой авифауны. Тундровая (Lagopus mutus)и белая (L. Lagopus) куропатки фактически заменяют в тундре всех представителей своего отряда. Аналогичная ситуация прослеживается в отряде совообразные (Strigiformes): белая сова (Nyctea scandiaca) является единственной представительницей ночных хищников. Минимальное количество видов в экологической нише ярко демонстрирует таксономическую бедность региона. Соответствующее явление иногда называют супердоминантностью [20].

В XX веке Б.К. Штегман произвёл орнитогеографическое районирование Палеарктики и поделил её на 6 географо-генетических типов: сибирский, европейский, средиземноморский, монгольский, тибетский, китайский, а также выделил самостоятельно Арктическую область [9]. При исследовании происхождения и степени гетерогенности отдельной орнитофауны, как правило, рассматривается количественное соотношение видов в каждом из этих типов. Исследования показывают, что в Большеземельской тундре арктическая фауна составляет 47%, сибирская 12%, европейская 6% [16]. Подобное соотношение характерно и для Гыданского полуострова, и, вероятно, для других территорий равнинных тундр Евразии.

Поскольку, в силу географических особенностей, климат и условия обитания в целом суровеют не только по направлению с юга на север, но ещё и с запада на восток, прослеживается тенденция к видовому обеднению в этих направлениях. В то же время повышается уровень эндемизма, так как автохтонные виды лучше приспособлены к подобным условиям. Напротив, в более мягких условиях тундровые и арктические виды испытывают повышенное давление со стороны полизональных и бореальных видов. Например, на Кольском полуострове тайга местами доходит до Баренцева моря, а тёплое течение обеспечивает совсем небольшую площадь безлесья (тундры), поэтому обыкновенная чечётка (Acanthis flammea) здесь многочисленней тундровой (A. hornemanni) [21].

Искажение некоторых ожидаемых, казалось бы, результатов вызвано депрессией популяций в более обжитых человеком регионах. Так, например, отмечается, что у белой куропатки (Lagopus lagopus) популяция на Гыданском полуострове находится в более благополучном состоянии, чем популяция на Кольском полуострове [16].

Также можно отметить несколько группировок, существование которых обусловлено особенностями широтно-зонального распространения видов [18][22] : 1. Гемиаркты – виды, распространенные во всех подзонах тундры. 2.Эуаркты – виды, заселяющие в основном арктическиеи северные типичные тундры. 3. Гипоаркты – виды южной тундры, а также лесотундры и северной полосы тайги. Гемиаркты составляют большинство видов. Однако на долю эуарктов приходится большая часть эндемиков. В тундре отсутствуют эндемики на уровне семейств и выше, однако присутствует большое количество эндемичных родов, особенно среди эуарктических сообществ [22][23].




Наши рекомендации