Профессиональная компетенция
ВВЕДЕНИЕ
Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.
Термин «гигиена» происходит от греческого слова hygieinos – целебный, приносящий здоровье. Происхождение его связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей.
Основной задачей гигиены является изучение влияние окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.
Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции.
Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом.
Период Средних веков (конец V–XIV вв.) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.
Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности, к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача БернардиноРамаццини «О болезнях ремесленников. Рассуждение» (1700) является первым сочинением в этой области.
Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII–XVIII столетиях, особенно в XIX в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.
Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818–1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, М. Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.
Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самостоятельным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., мощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.
Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX в. Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров (1776 – 1831) в актовой речи в Московском университете в 1820 г. сказал: «взять в свои руки и людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать, им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их».
Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно-медицинской академии в Петербурге А. П. Доброславиным (1842– 1889). В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавилФ.Ф.Эрисман (1842– 1915), который, как и А. П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены.
Гигиена состоит из множества разделов: гигиена питания, личная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, коммунальная гигиена и как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.
В гигиене различают четыре основных метода.
Эпидемиологический метод – это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды.
Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:
а)с помощью санитарно-статистических материалов.;
б)посредством медицинского обследования отдельных групп населения;
в)данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно;
г) натурный эксперимент.
Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.
Экспериментальный метод. Различают натуральный и лабораторный эксперимент.
Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
В последние годы появился новый метод в гигиене: оценка риска.
Оценка риска – это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Биосфера – это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
Факторы среды обитания – биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Общая компетенция
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Понятие адаптации
В словаре, составленном Н.Ф.Реймерсом, адаптацияопределяется с трех позиций (биологической, медицинской и экологической): «1) эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей; 2) любое приспособление органа, функции или организма (в том числе человека) к изменяющимся условиям среды; 3) совокупность реакций любой живой системы (организма, сообщества, биоценоза и т.д.), поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий среды, окружающих эту систему. Потеря свойства адаптации называют дезадаптацией. Адаптация к ранее существовавшим условиям носит название реадаптации.
Психо-социальная адаптация
Психо-социальная адаптация – это сложный многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы, это процесс согласования и изменения свойств общающихся систем. В самом широком смысле психо-социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредством общения в сфере общественных и межличностных отношений.
Некоторые исследователи полагают, что преодоление проблемных ситуаций можно считать процессом психо-социальной адаптации личности, в ходе которой она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации (т.е. общения) навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов.
Характерными чертами проблемной ситуации являются:
1. ощущение личностью наличия блокады, когда возникает препятствие перед ее целенаправленной деятельностью;
2. переживание трудности, которую предстоит преодолеть;
3. временное незнание способов, путей решения задач, выхода из ситуации, способов ее преобразования;
4. необходимость принятия какого-либо решения.
Другое направление в понимании адаптации к окружающей социальной среде представляет ее как процесс, в котором личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней.
Некоторые ученые идут дальше и замечают, что в зависимости от уровня личностного развития субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством опыт, превращается в творца этого опыта.
Содержание процесса психо-социальной адаптации будет раскрываться во взаимодействии двух тенденций: приспособления и приспосабливания, т.е. такого преобразования социально-психологических явлений в малой группе, которые необходимы для приспосабливающейся личности. Выделяют несколько форм психо-социальной адаптации:
1. незащитная (целеобразование, рационализация),
2. защитная (с помощью защитных механизмов: подавление, вытеснение, самоограничение, агрессия и др.),
3. смешанная (используются средства незащитной и защитной форм),
4. девиантная (используются необычные для общества механизмы, в результате возникают конфликтные отношения).
Формы адаптации незащитная и смешанная являются положительными, так как приводят к адаптации, а девиантная и защитная формы являются отрицательными, потому что адаптации не происходит или даже если она и происходит то в очень жесткой, конфликтной форме.
В результате взаимодействия с окружающей социальной средой может возникнуть адаптированность – такое состояние взаимоотношений с социальным окружением, когда личность продуктивно удовлетворяет свои потребности, развивает творческие способности, а требования и ожидания согласованы. Может возникнуть дезадаптированность – переживание длительных внешних и внутренних конфликтов без нахождения форм поведения, необходимых для их разрешения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие механизмы помогают человеческому организму приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды?
2. Что означает понятие «адаптация» с экологической точки зрения?
3. Изменения окружающей среды по-разному влияют на каждого человека, но ученые выделяют три основных типа реагирования. На чем основаны критерии выделения типов?
4. Как проявляются генетические и физиологические адаптации людей к географическим условиям?
5. Каким образом происходит адаптация личности к социальной среде?
Вопросы для самостоятельной работы
1. Региональные проблемы экологии человека.
2. Задачи оптимизации окружающей среды в Республике Алтай.
3. Роль экологии человека при освоении новых территорий.
4. Программа изучения конкретной территории с позиций экологии человека.
Темы для дискуссий
1. Современная наука не нашла то место, где в организме человека располагается сознание, но тем не менее, есть факты, подтверждающие действие сознания на материальные объекты, в том числе и на собственное тело. Участвует ли сознание в адаптации организма к окружающей среде? Можете ли вы обосновать свое мнение?
2. Некоторые ученые полагают, что человек меняется психически, физиологически и даже генетически в зависимости от состава и качества пищи, которую он употребляет? Могли бы вы подтвердить или опровергнуть это утверждение?
ВВЕДЕНИЕ
Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.
Термин «гигиена» происходит от греческого слова hygieinos – целебный, приносящий здоровье. Происхождение его связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей.
Основной задачей гигиены является изучение влияние окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.
Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции.
Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом.
Период Средних веков (конец V–XIV вв.) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.
Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности, к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача БернардиноРамаццини «О болезнях ремесленников. Рассуждение» (1700) является первым сочинением в этой области.
Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII–XVIII столетиях, особенно в XIX в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.
Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818–1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, М. Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.
Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самостоятельным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., мощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.
Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX в. Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров (1776 – 1831) в актовой речи в Московском университете в 1820 г. сказал: «взять в свои руки и людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать, им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их».
Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно-медицинской академии в Петербурге А. П. Доброславиным (1842– 1889). В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавилФ.Ф.Эрисман (1842– 1915), который, как и А. П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены.
Гигиена состоит из множества разделов: гигиена питания, личная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, коммунальная гигиена и как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.
В гигиене различают четыре основных метода.
Эпидемиологический метод – это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды.
Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:
а)с помощью санитарно-статистических материалов.;
б)посредством медицинского обследования отдельных групп населения;
в)данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно;
г) натурный эксперимент.
Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.
Экспериментальный метод. Различают натуральный и лабораторный эксперимент.
Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
В последние годы появился новый метод в гигиене: оценка риска.
Оценка риска – это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Биосфера – это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
Факторы среды обитания – биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Общая компетенция
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно повышать квалификацию.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональная компетенция
Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности
«Санитарно-гигиенические наблюдения, обследования и исследования среды обитания и условий проживания населения (под руководством врача по общей и коммунальной гигиене» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 1.2. Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 1.3. Участвовать в проведении санитарно-эпидемиологического обследования специализированного транспорта.
ПК 1.4. Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
ПК 1.5. Участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
ПК 1.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий.