Межпредметные связи и преемственность в обучении естествознанию
Начальное естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе школьных учебных предметов и «по горизонтали», и «по вертикали». Поэтому возникает необходимость рассмотреть межпредметные связи и преемственность в естественнонаучном начальном образовании.
Межпредметные связив обучении, по определению В. Н. Федоровой, представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационализируют учебный процесс в целом.
Реализации межпредметных связей способствуют синхронистические таблицы, в которых по времени расписано содержание учебного материала в разных учебных предметах.
Форма синхронистической таблицы1
Не- | Учебные предметы | Возмож- | Межпред- | Реализа- | ||||||
дели | и содержание учебного материала | ные | метные | ция | ||||||
№№ | меж- | связи, | ||||||||
1^34 | При- | Чте- | Рус- | Ма- | ИЗО | Му- | Труд | предмет- | возник- | метных |
родо- | ние | ский | те- | зы- | ные | шие спон- | связей и | |||
веде- | язык | ма- | ка | связи | танно | результат | ||||
ние | тика | |||||||||
Синхронистическая таблица наглядно покажет возможности перестановки учебного материала в плане согласованности содержания, форм и методов обучения. Разумеется, такая перестановка должна осуществляться в рамках разумного и не нарушать логики предмета.
Приведем конкретные примеры реализации межпредметных связей.
Естествознание тесно связано с образовательной областью «Родной язык». Естественнонаучный материал, в особенности материал наблюдений, может быть использован в предварительной беседе перед чтением произведений о природе, объяснением некоторых
1 Разработана на основе синхронистической таблицы, предложенной Н. М. Верзили-ным. См. в книге «Проблемы методики преподавания биологии». — М., 1947. — С. 42—45.
взаимосвязей тел и явлений природы, описываемых в художественном произведении, а также выявлении творческих приемов, применяемых автором. Например, часто в художественных произведениях описываемые объекты природы разговаривают, используя человеческую речь. Научное знание о том, что растения, животные, грибы не владеют вообще речью, позволяют сделать вывод, что это художественный (чаще сказочный) прием автора. Дальнейшая работа уже идет по выявлению сущности этого приема. Такая работа позволяет, с одной стороны, глубже понять произведение, творческий замысел его автора, а с другой — закрепить научность естествоведческого знания. Наблюдения предметов и явлений в природе, в уголке живой природы, на уроках в классе могут быть использованы как источник устных и письменных творческих работ учащихся. В свою очередь, использование художественных произведений на уроке естествознания делает учебный материал по этому предмету более эмоциональным, вызывает у учащихся стремление к более точным и глубоким наблюдениям в природе.
Не менее тесна связь естествознания с учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в природе, широко используются детьми в изобразительной деятельности, а вызванные природой эмоциональные переживания помогают пониманию музыки. В свою очередь изобразительное искусство и музыка усиливают эмоциональное восприятие природы, делают полученные в ходе наблюдений представления более полными и яркими, а, в конечном итоге, положительно влияют на качество и результативность наблюдений.
Естествознание связано с образовательной областью «Технология». В изготовлении многих поделок дети применяют образы тел природы, сам природный материал. В то же время в процессе этой деятельности уточняются фактические знания о природе, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках природоведения как наглядные пособия.
Естествознание является определенной теоретической основой для уроков сельскохозяйственного труда. Выполнение сельскохозяйственных работ требует довольно развитой наблюдательности, развитие которой составляет важнейшую задачу естествознания. С другой стороны, уроки сельскохозяйственного труда создают возможности для практикования знаний, усиливают практическую направленность обучения естествознанию.
Имеются возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни природы: количество того или иного корма, съедаемого разными
животными за определенный промежуток времени, число созрева-емых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, продуктивности домашних животных, размеры экологических бедствий, вызванных негативной деятельностью человека в природе и т. п. В свою очередь такие задачи делают знания о природе более убедительными.
Преемственность в обучении.Понятие преемственности в педагогической литературе имеет довольно разносторонний диапазон толкований, но, в основном, авторы сходятся в том, что преемственность предполагает определенную последовательность и поэтап-ность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных элемента:
— необходимая связь и соотношение между частями данной образовательной области на разных этапах обучения;
— взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;
— определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития.
Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. Преемственность обычно выясняется при сопоставлении и логическом анализе содержания, форм, методов и средств преподавания учебных предметов данной образовательной области на разных ступенях обучения.
Рассмотрим некоторые конкретные примеры реализации преемственности в естественнонаучном образовании. Начальное естествознание в последнем является определенной ступенью, продолжаясь в биологии, географии, экологии, физике и выполняя к последним пропедевтическую роль.
В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии понятий «погода» и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить материал курса биологии об органах растений. Знакомство со способами размножения растений и соответствующая практическая работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы
«Размножение растений». Велика пропедевтическая роль темы начального естествознания «Ориентирование на местности», основная задача которой формирование практических умении нахождения направлений на местности по компасу, по природным ориентирам. Без этих знаний и умений почти невозможно усвоить материал соответствующей темы в курсе физической географии. Знакомство с планом и картой, формирование умений читать план и карту готовит детей к изучению географии в старших классах, где карта наряду с учебником выступает как важнейшее учебное пособие, по которому изучается распределение на Земле географических объектов и их номенклатура. Знания о строении организма человека, об охране и укреплении здоровья готовят учащихся к изучению раздела «Человек» курса биологии.
Установлению преемственных связей и их реализации в естественнонаучном образовании помогут таблицы, составляемые по следующей форме:
Учебные предметы и развивающиеся понятия | ||||||||
№ | Естество- | Природо- | Рас- | Жи- | Чело- | Гео- | Эколо- | Физика, |
п/п | знание | ведение | тения | вот- | век | графия | гия | Химия |
(нач. школа) | ные | |||||||
§ 11. Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника
Для истории становления и развития начального естественнонаучного образования характерна борьба между сторонниками и противниками такого образования. Одним из наиболее веских аргументов сторонников естественнонаучного образования всегда служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается эта значимость?
Формируя определенную сумму естествоведческих, в том числе и экологических знаний и практических умений естественнонаучные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают определенный запас конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно реально существуют, что окружающий мир объективен.
В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усваивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высоты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от температуры; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьники накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием каких-то факторов (переход снега в воду, воды — в лед, растворимость соли, сахара, перманганата калия в воде; изменения в жизни растений и животных по временам года и т. п.). Многие вопросы рассматриваемых курсов, например необходимость определенного поведения на водоемах; роль снега в жизни растений и снегозадержание; размножение растений различными способами; зависимость трудовой деятельности человека от природных условий и т. п. лежат в основе практики и, в свою очередь, возникают из практики. Это дает начало формированию правильного взгляда на соотношение теории и практики. Следует отметить также, что, наблюдая в природе, изучая природу на уроке различными способами, ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что окружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Разумеется, никаких философских выводов в начальной школе не следует делать. На этом этапе обучения еще не могут сформироваться стойкие диа-лектико-материалистические убеждения. Многое из сказанного остается в ребенке еще на подсознательном уровне. Но этого достаточно, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.
Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставления, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Они требуют от ребенка активной аналитической
и синтезирующей работы головного мозга. Большую роль изучения природы в развитии мышления ребенка определил еще К. Д. Ушин-ский. Он убедительно показал, что логика самой природы — самая доступная и самая полезная логика для детей. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специальными терминами, специальными речевыми оборотами.
Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность —. это умение замечать в предметах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозаметные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдаемого человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Для развития наблюдательности важно активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указываются их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется методика наблюдений (см. с. 135—140 данной книги).
Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться и выражать разными способами это красивое. Рядом с эмоциональным развитием идет развитие любви к природе. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее значении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой интерес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.
Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотические чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.
В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость,
взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)
Природа — великий источник становления нравственных качеств.
Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. В самом деде, значительный объем самостоятельных наблюдений, необходимых для успешного изучения предмета, требует организации коллективного их обсуждения. Предусмотренное программой многообразие практических и лабораторных работ выполняется главным образом в групповой (совместной) деятельности. Подобные примеры можно продолжить. Работая в группе, ребенок вынужден учитывать особенности деятельности других членов группы, учится их слушать, относиться к ним внимательно, старается найти место своим мыслям, действиям в общей деятельности.
Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учебных курсов данной образовательной области в старших классах. Эта подготовка идет как по линии содержания, так и по линии развития личностных качеств и навыков учебного труда. Среди последних особо отмечаем такие специфические навыки, как умение работать с научным текстом, передавать свои научные знания в связном рассказе, самоконтроль, умение наблюдать природные объекты, выполнять практические работы и ставить опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, приборами и инструментами. Важную роль для успешного изучения в будущем естественнонаучных учебных предметов играют и в определенной степени развитые личностные качества, например мышление и специфическая речь, коммуникативные качества, наблюдательность.
Отметим и еще одну роль начального естествознания для успешного изучения этого предмета в старших классах. Ребенок приходит в школу с огромным запасом фактических сведений о природе. Но немалая часть этих знаний неверна, страдает бытовизмом, антропоморфизмом. Коррекция их в начальной школе обеспечит более высокий уровень естественнонаучных знаний у учащихся, формируемых в старших классах.
Итак, в представленном выше кратком обзоре сделана попытка показать, что естественнонаучные учебные курсы несут в себе достаточно высокий развивающий потенциал. Однако в данном параграфе дана лишь как бы общая схема этой значимости. Поскольку развитие личности идет в единстве с овладением содержания учебного предмета, применяемыми в процессе обучения методами
6 Аквилева, Методика
и формами его преподавания, то к вопросам реализации данного потенциала мы будем возвращаться при разборе каждого из названных компонентов методики.
§ 12. Экологическое образование младших школьников
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования»1. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послеву-зовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что
и является целью экологического образования. Что же такое экологическое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом сочетаются экологическое образование и экологическая культура?
Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды»1. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются2:
— интерес к природе и проблемам ее охраны;
— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
— нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
— экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
— формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
1 Экологическое образование школьников. — М: Педагогика, 1983. — С. 8.
2 Симонова Л. П. Ключи от природы. - М.: АГПР МПК, 1988. - С. 4-5.
6* |
— формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
— воспитание ценностных ориентации экологического характера;
— формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
— участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.
В современные программы включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обновление и расширение экологического содержания в программах сделало необходимым пересмотр методики работы.
Как правило, в работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников использовались такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праздники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно обогатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмотрим их.
Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы программ по природоведению, естествознанию указывают, что на любой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются задачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений.
Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда — изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: неживая природа — растения — животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния растений и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т. д. А отсюда и особенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т. д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, восхищение природой и негодование по поводу безответственного отношения к ней.
Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те предметы, которые произвели на него сильное впечатление, или сочинит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об увиденном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.
В настоящее время в методических пособиях для учителей1, на страницах журнала «Начальная школа» появились рекомендации о проведении экскурсий, содержание которых полностью подчинено решению экологических задач. Так, в III классе (I—IV) А. А. Плеша-ков рекомендует провести экскурсию на тему «изменения в природе под влиянием человека». Наблюдения детей на такой экскурсии направлены на выявление признаков объектов природы и их состояния как результата деятельности человека, т. е. на экскурсиях проводится обследование природной среды и выявление уровня воздействия на него человека, после чего делается вывод.
Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер
1 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы. - М.: Новая школа, 1994. - С. 31.
деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тропа создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.
На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Часть информации школьники «считывают», наблюдая объект с помощью плана, разработанного учителем. Часть информации они получают, слушая рассказ учителя или экскурсовода-старшеклассника, а затем устанавливают связи между объектами природы и приходят к выводу о том, что все в природе взаимосвязано и эти связи нарушать нельзя.
Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, прогнозировать последствия деятельности человека, оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.
Полевые практикумы как форма экологического образования также недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.
Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования. Другим важным условием этого является систематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению природоведения, естествознания, окружающего мира разработаны с учетом экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включается материал экологического характера. Кроме этого, в программах
предусматривается проведение уроков, посвященных охране объектов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике работы учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, практические работы, а во внеклассной работе — утренники, праздники, КВН, викторины на экологические темы.
Беседы экологического содержания имеют целью актуализировать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать ее последствия.
Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уроках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изображения объектов природы, с помощью стрелок ученик показывает связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например трофическая цепь:
|аист|. Дети показывают стрелками связи
| комары |<-| лягушки |
между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются
на доске — дети соединяют нужные объекты стрелками.
Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций также направлены на выявление экологических связей. Однако, кроме этого, их использование позволяет формировать оценочные суждения, обосновывать, доказывать их правильность. Для этого необходимо привлекать имеющиеся знания, используя их в новых ситуациях. Например, ученикам предлагается выбрать правильный тестовый ответ и обосновать свой выбор в таком вопросе: «Ребята собрались идти в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?»
а) пойду, но буду собирать очень бережно;
б) расспрошу об этом учительницу, а потом уже решу, как быть;
в) не пойду.
Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как
форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности»1.
Детские игры — отражение жизни.Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребенка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.
Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные2.
Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии. А если <