Межпредметные связи и преемственность в обучении естествознанию

Начальное естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе школьных учебных предметов и «по горизонта­ли», и «по вертикали». Поэтому возникает необходимость рассмот­реть межпредметные связи и преемственность в естественнонауч­ном начальном образовании.

Межпредметные связив обучении, по определению В. Н. Федо­ровой, представляют собой отражение в содержании учебных дис­циплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познают­ся современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредмет­ные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без допол­нительных временных затрат, реализовать взаимную систематизи­рованную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационали­зируют учебный процесс в целом.

Реализации межпредметных связей способствуют синхронисти­ческие таблицы, в которых по времени расписано содержание учеб­ного материала в разных учебных предметах.

Форма синхронистической таблицы1

Не-   Учебные предметы   Возмож-   Межпред-   Реализа-  
дели   и содержание учебного материала   ные   метные   ция  
№№                               меж-   связи,      
1^34   При-   Чте-   Рус-   Ма-   ИЗО   Му-   Труд   предмет-   возник-   метных  
    родо-   ние   ский   те-       зы-       ные   шие спон-   связей и  
    веде-       язык   ма-       ка       связи   танно   результат  
    ние           тика                          
                                           

Синхронистическая таблица наглядно покажет возможности пе­рестановки учебного материала в плане согласованности содержа­ния, форм и методов обучения. Разумеется, такая перестановка должна осуществляться в рамках разумного и не нарушать логики предмета.

Приведем конкретные примеры реализации межпредметных связей.

Естествознание тесно связано с образовательной областью «Род­ной язык». Естественнонаучный материал, в особенности матери­ал наблюдений, может быть использован в предварительной бесе­де перед чтением произведений о природе, объяснением некоторых

1 Разработана на основе синхронистической таблицы, предложенной Н. М. Верзили-ным. См. в книге «Проблемы методики преподавания биологии». — М., 1947. — С. 42—45.





взаимосвязей тел и явлений природы, описываемых в художествен­ном произведении, а также выявлении творческих приемов, применя­емых автором. Например, часто в художественных произведениях описываемые объекты природы разговаривают, используя человечес­кую речь. Научное знание о том, что растения, животные, грибы не владеют вообще речью, позволяют сделать вывод, что это художе­ственный (чаще сказочный) прием автора. Дальнейшая работа уже идет по выявлению сущности этого приема. Такая работа позволя­ет, с одной стороны, глубже понять произведение, творческий замы­сел его автора, а с другой — закрепить научность естествоведческого знания. Наблюдения предметов и явлений в природе, в уголке жи­вой природы, на уроках в классе могут быть использованы как ис­точник устных и письменных творческих работ учащихся. В свою очередь, использование художественных произведений на уроке естествознания делает учебный материал по этому предмету более эмоциональным, вызывает у учащихся стремление к более точным и глубоким наблюдениям в природе.

Не менее тесна связь естествознания с учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в природе, широко используются детьми в изобразительной деятель­ности, а вызванные природой эмоциональные переживания помо­гают пониманию музыки. В свою очередь изобразительное искус­ство и музыка усиливают эмоциональное восприятие природы, делают полученные в ходе наблюдений представления более пол­ными и яркими, а, в конечном итоге, положительно влияют на ка­чество и результативность наблюдений.

Естествознание связано с образовательной областью «Техноло­гия». В изготовлении многих поделок дети применяют образы тел природы, сам природный материал. В то же время в процессе этой деятельности уточняются фактические знания о природе, развива­ется потребность в наблюдениях, некоторые из поделок использу­ются на уроках природоведения как наглядные пособия.

Естествознание является определенной теоретической основой для уроков сельскохозяйственного труда. Выполнение сельскохо­зяйственных работ требует довольно развитой наблюдательности, развитие которой составляет важнейшую задачу естествознания. С другой стороны, уроки сельскохозяйственного труда создают возможности для практикования знаний, усиливают практичес­кую направленность обучения естествознанию.

Имеются возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном ма­териале, а использовать количественные характеристики из жизни природы: количество того или иного корма, съедаемого разными

животными за определенный промежуток времени, число созрева-емых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, про­дуктивности домашних животных, размеры экологических бед­ствий, вызванных негативной деятельностью человека в природе и т. п. В свою очередь такие задачи делают знания о природе более убедительными.

Преемственность в обучении.Понятие преемственности в педа­гогической литературе имеет довольно разносторонний диапазон толкований, но, в основном, авторы сходятся в том, что преемствен­ность предполагает определенную последовательность и поэтап-ность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. В этом по­нятии выделяют три взаимосвязанных элемента:

— необходимая связь и соотношение между частями данной об­разовательной области на разных этапах обучения;

— взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;

— определенные последовательно возрастающие требования к ре­зультативности обучения, воспитания, развития.

Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять в учебном процес­се продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. Преем­ственность обычно выясняется при сопоставлении и логическом анализе содержания, форм, методов и средств преподавания учеб­ных предметов данной образовательной области на разных ступе­нях обучения.

Рассмотрим некоторые конкретные примеры реализации преем­ственности в естественнонаучном образовании. Начальное естество­знание в последнем является определенной ступенью, продолжаясь в биологии, географии, экологии, физике и выполняя к последним пропедевтическую роль.

В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии понятий «погода» и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить материал курса биологии об органах растений. Знакомство со способами размножения растений и соответствующая практичес­кая работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы

«Размножение растений». Велика пропедевтическая роль темы на­чального естествознания «Ориентирование на местности», основная задача которой формирование практических умении нахождения направлений на местности по компасу, по природным ориентирам. Без этих знаний и умений почти невозможно усвоить материал соответствующей темы в курсе физической географии. Знакомство с планом и картой, формирование умений читать план и карту го­товит детей к изучению географии в старших классах, где карта наряду с учебником выступает как важнейшее учебное пособие, по которому изучается распределение на Земле географических объек­тов и их номенклатура. Знания о строении организма человека, об охране и укреплении здоровья готовят учащихся к изучению раз­дела «Человек» курса биологии.

Установлению преемственных связей и их реализации в естествен­нонаучном образовании помогут таблицы, составляемые по следую­щей форме:

    Учебные предметы и развивающиеся понятия  
№   Естество-   Природо-   Рас-   Жи-   Чело-   Гео-   Эколо-   Физика,  
п/п   знание   ведение   тения   вот-   век   графия   гия   Химия  
    (нач. школа)           ные                  
                                   

§ 11. Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника

Для истории становления и развития начального естественнона­учного образования характерна борьба между сторонниками и про­тивниками такого образования. Одним из наиболее веских аргумен­тов сторонников естественнонаучного образования всегда служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается эта значимость?

Формируя определенную сумму естествоведческих, в том числе и экологических знаний и практических умений естественнонауч­ные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая являет­ся неотъемлемой частью общей культуры человека.

Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектиче­ский материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают опреде­ленный запас конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предме­ты и явления природы действительно реально существуют, что ок­ружающий мир объективен.

В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усва­ивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высо­ты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от тем­пературы; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьни­ки накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изме­нении веществ под действием каких-то факторов (переход снега в воду, воды — в лед, растворимость соли, сахара, перманганата калия в воде; изменения в жизни растений и животных по временам года и т. п.). Многие вопросы рассматриваемых курсов, например не­обходимость определенного поведения на водоемах; роль снега в жиз­ни растений и снегозадержание; размножение растений различными способами; зависимость трудовой деятельности человека от природ­ных условий и т. п. лежат в основе практики и, в свою очередь, воз­никают из практики. Это дает начало формированию правильного взгляда на соотношение теории и практики. Следует отметить так­же, что, наблюдая в природе, изучая природу на уроке различными способами, ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что ок­ружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Разумеется, никаких философских выводов в начальной школе не следует делать. На этом этапе обучения еще не могут сформироваться стойкие диа-лектико-материалистические убеждения. Многое из сказанного ос­тается в ребенке еще на подсознательном уровне. Но этого достаточ­но, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.

Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставле­ния, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Они требуют от ребенка активной аналитической

и синтезирующей работы головного мозга. Большую роль изучения природы в развитии мышления ребенка определил еще К. Д. Ушин-ский. Он убедительно показал, что логика самой природы — самая доступная и самая полезная логика для детей. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специаль­ными терминами, специальными речевыми оборотами.

Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюда­тельности детей. Наблюдательность —. это умение замечать в пред­метах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозамет­ные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдаемого человека всегда богат яркими впечатлениями и пред­ставлениями. Для развития наблюдательности важно активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указы­ваются их последовательность в виде конкретных заданий и фор­мы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется методика наблюдений (см. с. 135—140 данной книги).

Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться и выражать разными способами это красивое. Рядом с эмоциональным развитием идет развитие любви к природе. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее зна­чении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой инте­рес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.

Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотичес­кие чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.

В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практи­ческих умений и навыков, но и таких личностных качеств, как поло­жительное отношение к труду, уважение к людям труда и результа­там труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость,

взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)

Природа — великий источник становления нравственных качеств.

Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. В самом деде, значительный объем самостоятельных наблюдений, необходимых для успешного изучения предмета, тре­бует организации коллективного их обсуждения. Предусмотренное программой многообразие практических и лабораторных работ вы­полняется главным образом в групповой (совместной) деятельно­сти. Подобные примеры можно продолжить. Работая в группе, ре­бенок вынужден учитывать особенности деятельности других членов группы, учится их слушать, относиться к ним внимательно, старает­ся найти место своим мыслям, действиям в общей деятельности.

Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполня­ют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учеб­ных курсов данной образовательной области в старших классах. Эта подготовка идет как по линии содержания, так и по линии развития личностных качеств и навыков учебного труда. Среди последних осо­бо отмечаем такие специфические навыки, как умение работать с на­учным текстом, передавать свои научные знания в связном расска­зе, самоконтроль, умение наблюдать природные объекты, выполнять практические работы и ставить опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, приборами и инструментами. Важную роль для ус­пешного изучения в будущем естественнонаучных учебных предме­тов играют и в определенной степени развитые личностные качества, например мышление и специфическая речь, коммуникативные каче­ства, наблюдательность.

Отметим и еще одну роль начального естествознания для успеш­ного изучения этого предмета в старших классах. Ребенок прихо­дит в школу с огромным запасом фактических сведений о приро­де. Но немалая часть этих знаний неверна, страдает бытовизмом, антропоморфизмом. Коррекция их в начальной школе обеспечит более высокий уровень естественнонаучных знаний у учащихся, формируемых в старших классах.

Итак, в представленном выше кратком обзоре сделана попытка показать, что естественнонаучные учебные курсы несут в себе до­статочно высокий развивающий потенциал. Однако в данном пара­графе дана лишь как бы общая схема этой значимости. Поскольку развитие личности идет в единстве с овладением содержания учеб­ного предмета, применяемыми в процессе обучения методами

6 Аквилева, Методика

и формами его преподавания, то к вопросам реализации данного по­тенциала мы будем возвращаться при разборе каждого из назван­ных компонентов методики.

§ 12. Экологическое образование младших школьников

В настоящее время экологическое образование школьников стано­вится приоритетным направлением в педагогической теории и прак­тике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей пла­нете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жиз­ни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю па­губность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружа­ющей среды, а специальная система экологического образования»1. Важным принципом этой системы является непрерывность экологи­ческого образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: дет­ский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послеву-зовское образование. В системе непрерывного экологического обра­зования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко от­кликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопережи­вают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного фор­мирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убе­дительно доказали, что возрастные особенности младших школьни­ков способствуют формированию основ экологической культуры, что

и является целью экологического образования. Что же такое экологи­ческое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом соче­таются экологическое образование и экологическая культура?

Под экологическим образованием понимают непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценност­ных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответ­ственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование эколо­гической культуры, в основе которой лежит ответственное отноше­ние к окружающей среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и разви­тием самой природы. «Человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему не­обходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценно­стные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных ус­ловий природной среды»1. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладыва­ются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются2:

— интерес к природе и проблемам ее охраны;

— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

— нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

— экологически грамотная деятельность по отношению к природ­ной среде;

— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

— формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;

1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

1 Экологическое образование школьников. — М: Педагогика, 1983. — С. 8.

2 Симонова Л. П. Ключи от природы. - М.: АГПР МПК, 1988. - С. 4-5.


6*




— формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

— воспитание ценностных ориентации экологического характера;

— формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

— участие в активной практической деятельности по охране ок­ружающей среды.

Формирование экологически грамотного отношения к окружаю­щей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

В современные программы включено значительное число поня­тий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обнов­ление и расширение экологического содержания в программах сде­лало необходимым пересмотр методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников использовались такие формы и мето­ды, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праз­дники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта рабо­ты, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время ме­тодика экологического образования и воспитания значительно обо­гатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмот­рим их.

Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружаю­щей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-позна­вательного значения, формирование грамотного поведения в при­родной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять свя­зи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы про­грамм по природоведению, естествознанию указывают, что на лю­бой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются за­дачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и живот­ных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений.

Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда — изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: нежи­вая природа — растения — животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния расте­ний и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т. д. А отсюда и осо­бенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т. д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, вос­хищение природой и негодование по поводу безответственного от­ношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те пред­меты, которые произвели на него сильное впечатление, или сочи­нит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об уви­денном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.

В настоящее время в методических пособиях для учителей1, на страницах журнала «Начальная школа» появились рекомендации о проведении экскурсий, содержание которых полностью подчинено решению экологических задач. Так, в III классе (I—IV) А. А. Плеша-ков рекомендует провести экскурсию на тему «изменения в приро­де под влиянием человека». Наблюдения детей на такой экскурсии направлены на выявление признаков объектов природы и их состо­яния как результата деятельности человека, т. е. на экскурсиях про­водится обследование природной среды и выявление уровня воз­действия на него человека, после чего делается вывод.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер

1 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней началь­ной школы. - М.: Новая школа, 1994. - С. 31.

деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Часть информации школьники «считывают», наблюдая объект с помощью плана, разработанного учителем. Часть информации они получают, слушая рассказ учите­ля или экскурсовода-старшеклассника, а затем устанавливают связи между объектами природы и приходят к выводу о том, что все в природе взаимосвязано и эти связи нарушать нельзя.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важ­ность грамотного взаимодействия с ней.

Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологи­ческого образования. Другим важным условием этого является си­стематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению при­родоведения, естествознания, окружающего мира разработаны с уче­том экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включает­ся материал экологического характера. Кроме этого, в программах

предусматривается проведение уроков, посвященных охране объек­тов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьни­ков на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике ра­боты учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, прак­тические работы, а во внеклассной работе — утренники, праздни­ки, КВН, викторины на экологические темы.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализиро­вать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы инфор­мации о негативной и позитивной деятельности человека в приро­де способствует формированию у детей умения оценивать эту дея­тельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологичес­ких задач, разбор экологических ситуаций, моделирование эколо­гических связей. Изучение экологических связей в природе явля­ется необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уро­ках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изоб­ражения объектов природы, с помощью стрелок ученик показыва­ет связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например трофическая цепь:

|аист|. Дети показывают стрелками связи

| комары |<-| лягушки |

между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются

на доске — дети соединяют нужные объекты стрелками.

Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций также направлены на выявление экологических связей. Однако, кро­ме этого, их использование позволяет формировать оценочные суждения, обосновывать, доказывать их правильность. Для этого необходимо привлекать имеющиеся знания, используя их в новых ситуациях. Например, ученикам предлагается выбрать правильный тестовый ответ и обосновать свой выбор в таком вопросе: «Ребята собрались идти в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?»

а) пойду, но буду собирать очень бережно;

б) расспрошу об этом учительницу, а потом уже решу, как быть;

в) не пойду.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как

форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уро­вень мотивации, интереса и эмоциональной включенности»1.

Детские игры — отражение жизни.Воображаемые условия, име­ющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребен­ка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образо­вания, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные2.

Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свой­ство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи вы­ступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднаме­ренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, само­оценка. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудес­ный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например по «портрету» на карточ­ке найди растение в гербарии. А если <

Наши рекомендации