Методологические основы методики начального естествознания

Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому дан­ная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. Методика естествознания учи­тывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем созна­нии окружающий мир, который материален и объективен, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также объективны.

Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрыв­ном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения; в неразрывном единстве и взаимосвязи биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания (рационального и иррационального), в неразрывном единстве и взаимосвязи деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.

Методика естествознания должна относиться к процессу обуче­ния как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, един­ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соот­ветственно — к личности ученика, как к постоянно развивающей­ся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — про­цесса обучения.

Диалектический закон о переходе количества в качество постоян­но действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказатель­ству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется но­вое знание на ином качественном уровне.

Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического за­кона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности учени­ка. В определенные периоды развития общества возникают проти­воречия между требованиями общества к школе и реальным состо­янием этого процесса. Например, в 80-е годы в связи с обострением экологических проблем были выдвинуты особые требования к эко­логическому образованию школьников, в том числе и младших. Со­зданные же в конце 60-х — начале 70-х гг. учебники и методические пособия не могли удовлетворять школу по этим требованиям.

Методика естествознания не может не учитывать и следующий закон диалектики — отрицание отрицания, который также полнос­тью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простое увели­чение числа особей» к понятию «размножение как биологический процесс».

К методике преподавания естествознания полностью относится положение всеобщей методологии науки и теории познания о том, что теория и практика едины и что теория в конечном итоге явля­ется обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это практическая деятельность педагогов, их находки, догадки, нововведения и т. п. Другой источник — научные исследования, ведущиеся определенными методами и представля­ющие большую сложность,

Межнаучные связи

Рассмотрение вопроса о методике естествознания как о науке было% бы неполным, если не учитывать ее межнаучные связи, имеющие огромное значение в развитии любой науки, что отражается и в пе­дагогической работе по развитию личности школьника. Это прояв­ляется во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимопроникновении наук, что обеспечивает: корректировку содержания данной науки благодаря сведениям из других наук и прямому переносу информа­ции; интегративные научные исследования и четкое ограничение специфических особенностей и исследований, присущих только данной науке, междисциплинарные связи методики естествознания как учебного предмета в учебном заведении с другими учебными предметами. Словом, реализация межнаучных связей — один из путей важных качественных преобразований самой методики есте­ствознания.

Прежде всего методика естествознания связана с философией, которая вооружает естествознание общим методом познания.

Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономи­ей, экологией, частично с физикой, химией, медициной и другими естественными науками. Эта связь реализуется по линии методи­ческого отбора и конструирования содержания начального есте­ствознания. Содержание и структуру естествознания в начальной

школе составляют естественнонаучные знания и логика, система наук о природе. Все они требуют от исследователей проблем ме­тодики и учителей высокой эрудиции в области естественных наук, умений правильно объяснять естественнонаучные факты, законы, закономерности, уметь распознавать природные объекты. Связь методики естествознания с другими естественными науками осу­ществляется и по линии методов исследования природы, важней­шими из которых являются наблюдения, эксперимент и модели­рование. И в науке, и в процессе обучения происходят обобщение и осмысление полученного в процессе применения названных ме­тодов.

Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном ес­тествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой спе­циально обработанной (адаптированной для детей) научной инфор­мации. Методика естествознания использует эту информацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие зако­номерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидак­тикой, теорией воспитания и развития.

Методика естествознания прошла длительный и довольно инте­ресный, наполненный творческими находками путь развития. Она имеет свою историю, являющуюся частью всей истории развития образования в нашей стране. Следовательно, эта наука тесно свя­зана с историей педагогики.

Методика естествознания, конструируя школьный учебный пред­мет должна учитывать данные детской психологии о закономернос­тях и механизмах психики детей, об особенностях развития их позна­вательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.

Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укреп­ления здоровья детей.

Этика как наука о нравственности, дает материал для разработ­ки правил культурного поведения в природе, формирования ответ­ственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств.

Важно также учитывать закономерности эстетических отноше­ний человека к действительности, в том числе и к природе, разра­батываемые наукой эстетикой,

Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнауч­ных связей.

Методы исследования

Методика естествознания — наука развивающаяся. Она исследу­ет и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения, используя при этом как эмпирические, так и теорети­ческие методы исследования.

Характерной особенностью эмпирических методов исследова­ния является чувственная воспринимаемость объектов, а результа­ты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпи­рических обобщениях. Рассмотрим виды эмпирических методов.

Любое исследование в области методики преподавания естество­знания включает в себя метод ретроспективы, который позволяет изучать методическое наследие по литературным источникам, ус­танавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения.

Для установления необходимых фактов огромное значение имеет обследование реального учебного процесса. При этом применяют­ся такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервью­ирование, изучение школьной документации.

Наблюдение — это непосредственное целенаправленное восприя­тие педагогического процесса. Исследователь получает конкретный фактический материал, т. е. данные, характеризующие особен­ности конкретного учебного процесса. Чтобы внимание исследо­вателя не рассеивалось, а было ориентировано на особо интересу­емые его стороны наблюдаемого явления, заранее разрабатыва­ется программа наблюдений, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации определенных момен­тов.

Беседа применяется для получения необходимых разъяснений того, что было недостаточно ясно при наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно либо по заранее намеченному плану; она ведется без записей, в свободной форме.

Интервьюирование — это разновидность беседы. Метод перене­сен из социологии. Исследователь придерживается заранее наме­ченных вопросов в определенной последовательности.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет. Ответы на вопросы анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется с целью получения таких дан­ных, которые нельзя получить другим путем. Например, не всегда испытуемый открыто может высказать свое отношение к изучаемо­му педагогическому явлению.

Изучение школьной документации — журналов, личных дел уча­щихся, протоколов собраний, совещаний, работы методических



 


объединений и т. п. — поможет найти многие объективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности.

Изучение работ учащихся — письменных, графических, творчес­ких — поможет изучить индивидуальность каждого ученика, его от­ношение к работе, наличие тех или иных способностей и т. п.

Однако судить об эффективности педагогических воздействий, о ценности методических находок, давать новые рекомендации прак­тике позволит эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средства и т. п. с целью выявления его действенности, эффективности. Эксперимент предполагает созда­ние чего-то нового. В школе он проводится без нарушения нормаль­ного хода учебного процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Это естественный эксперимент. Он обязательно пред­полагает наличие более или менее равнозначных двух групп уча­щихся: контрольных, которые работают в обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привносится исследуемый компонент. Последний предполагает обязательную разработку экс­периментальных материалов. Это могут быть созданные исследова­телем дидактические материалы, наглядные пособия, методические рекомендации, фрагменты нового содержания или новое содержа­ние в целом и т. п.

Иногда проводится проверка какого-либо частного вопроса или особо тщательное наблюдение за отдельными учащимися, нередко с применением аппаратуры. В этом случае допускается искусствен­ная изоляция одного или нескольких учащихся в особые условия. Таков лабораторный эксперимент. В исследованиях по методике ес­тествознания он применяется крайне редко. Как и при обследовании, в ходе эксперимента применяются наблюдение, беседа, интервью­ирование, анкетирование, проводятся устные и письменные провер­ки. Только в отличие от обследования в эксперименте эти методы применяются хотя и по одинаковым материалам, но в разных усло­виях — экспериментальных и контрольных классов. В ходе обследо­вания и эксперимента исследователь получает фактический материал в виде анкет, протоколов уроков, бесед, интервью, выполненных ис­пытуемыми проверочных работ.

Понятно, что на этом эмпирическом уровне исследование не мо­жет остановиться. Исследователь теперь должен проникнуть в сущ­ность явлений, увидеть за внешним внутреннее, установить причин­но-следственные связи, выявить движущие силы процесса, обобщить и в конечном итоге сформулировать определенную теорию или от-

дельное теоретическое положение, обогащающее теорию. Все это происходит на уровне абстрактного мышления с помощью таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

На этапе осознания добытых фактов применяются теоретиче­ские методы исследования. К ним относятся сравнение, противопо­ставление, аналогия, систематизация, классификация, вскрытие при­чин, обобщение.

Теоретические методы исследования всегда следуют за эмпири­ческими, но последовательность их применения не имеет резкой грани. Они тесно связаны между собой и взаимопроникают друг в друга. С помощью теоретических методов выявляются проблема и актуальность исследования, определяются гипотеза, цели и задачи. Все это делается на основании осознания добытых фактов при изу­чении литературных источников и реального учебно-воспитатель­ного процесса (этап обследования). Применение теоретических методов к данным эксперимента позволяет исследователю сделать выводы в виде некоторых теоретических положений, которые со­держат решение поставленных задач, подтверждение или опровер­жение гипотезы. Таков заключительный этап исследования.

Третья группа методов исследования — это методы математи­ческой статистики. Они позволяют выявить количественные ха­рактеристики, аргументирующие качественные выводы. Математи­ческими методами являются следующие:

регистрация — число успевающих и неуспевающих; посещав­ших и непосещавших занятия; выполнивших работу с такой-то оценкой и т. п.;

ранжирование — расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых компонентов;

шкалирование — введение цифровых показателей в оценку от­дельных сторон педагогических явлений; обычно здесь применяют­ся тесты на выборку;

определение средних величин — среднее арифметическое.

Итак, схема исследования может быть следующей.

Первый этап — изучение психолого-педагогической и специаль­ной литературы, состояния реального учебно-воспитательного про­цесса, определение проблемы и научного аппарата исследования. На этом этапе применяются и эмпирические, и теоретические ме­тоды исследования.

Второй этап — разработка экспериментальных материалов и экс­перимент в школе. Здесь преобладают эмпирические методы ис­следования. Обработка результатов эксперимента идет с помощью теоретических и математических методов. При необходимости про-

исходит корректировка эксперимента; уточнение и формулировка теоретических положений; разработка рекомендаций практическим работникам на основе полученных теоретических выводов.

Таким образом, методика естествознания является наукой, так как имеет:

— особый объект исследования — учебно-воспитательный про­цесс ознакомления младших школьников с природой;

— определенное место и связь с другими науками;

— методологические основы;

— методы исследования, среди которых имеют место как обще­педагогические, так и специальные;

— поступательное развитие теории;

— открытые специфические закономерности: порядок ознакомле­ния младших школьников с природой, теория развития естествен­нонаучных понятий, система методов обучения, система форм орга­низации учебного процесса и т. д.;

— наличие системы определений, терминов, понятий;

— систему организации материальной базы.

Вопросы к главе I для самопроверки теоретического материала

1. Каковы причины необходимости естественнонаучного начального обра­зования?

2. Назовите цели и задачи, которые решает методика естествознания. Рас­кройте их сущность. Докажите значение каждой задачи.

3. В чем состоит методология методики естествознания? Докажите связь методологии и условий развития методики естествознания как науки.

4. С какими науками связана методика естествознания? Раскройте сущность и значение этих связей.

5. Каковы источники развития методики естествознания?

6. Дайте классификацию методов исследования и раскройте сущность каж­дого из них.

7. Назовите этапы конкретного исследования и их цели.

8. Почему научное исследование являете основным путем развития мето­дики естествознания?

9. Докажите, что методика естествознания — наука.

Глава II

Наши рекомендации