Предмет методики естествознания, ее задачи

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естествен­ные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению ма­териальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит влияют на развитие экономики. Естественные науки стре­мятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распростра­нения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призва­ны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы оз­накомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.

1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обу­чения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизио­логических особенностей учащихся. Выдвинутые цели обучения определяют его задачи, что также является предметом исследова­ния методики естествознания.

2. Чему учить младших школьников в курсе естествознания? Отве­чая на этот вопрос, методика естествознания определяет содержание учебного предмета, систему и структуру его изложения. Источником содержания начального естествознания являются естественные на­уки — экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.

Однако содержание школьного предмета не может быть тожде­ственным науке. Поэтому методика естествознания трансформиру­ет научные знания в школьный учебный предмет, который отлича­ется от науки и по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация. Спорные сведения не вводятся в учебный предмет или вводятся в исключи­тельных случаях и с определенной целевой установкой (например, показать различные точки зрения или ход исследования проблемы).

Трансформация научного знания идет также с учетом данных пе­дагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях уча­щихся, об особенностях их познавательной деятельности, а также с учетом положений дидактики о деятельностном и гуманистическом подходах в обучении. Содержание школьного учебного предмета от­личается и по результатам исследования. Исследуя какой-либо про­цесс, ученый делает открытия для науки и тем самым ее дополняет, развивает. Ученик в своем исследовании не делает открытий для науки, ибо все его «открытия» нужны ему для себя, для своих целей.

3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естество­знания? Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания. Однако само по себе содер­жание не может ответить на поставленный вопрос. Чтобы этот пред­мет был в максимально возможной степени воспитывающим и раз­вивающим, его методика должна исследовать способы управления учебным процессом. Результатом, продуктом исследования являют­ся методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содер­жания естествознания вначальной школе. Важнейшая особенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая при­рода. Эта особенность требует применения соответствующих мето­дов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и вне­урочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия).

Методика естествознания прошла более чем двухсотлетний путь развития. За это время она определила общие цели и задачи на­чального естественнонаучного образования, которые на каждом этапе развития общества корректируются в соответствии с со­циальным заказом общества. Методика выявила специфические принципы отбора и структурирования естествоведческого содер­жания и накопила в этом определенный опыт. Кроме того, она разработала ряд важнейших методических положений, составив­ших основу ее теории. Подробнее об этом будет сказано в после­дующих главах.


 

Наши рекомендации