Природные экологические аспекты патологий человека. Связь показателей здоровья с загрязненностью окружающей среды
Экологические аспекты патологии многообразны. Они могут быть разделены на аутогенные, т.е. на последствия неправильного поведения самих людей, и природные.
К аутогенным относят патологии «образа жизни»
К патологиям «образа жизни» относится большое количество заболеваний прямо или опосредованно вызванных различными отклонениями и нарушениями двигательной активности, питания, режима работы и отдыха, физическими и психоэмоциональными перегрузками, чрезмерными социальными контактами. Этими причинами обусловлены большинство психических, нервных и гармональных расстройств, многие сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, болезни крови, органов пищеварения, костно-мышечной системы, мочеполовой системы, осложнения беременности и родов и другие расстройства. Этим заболеваниям оказались подвержены сейчас не менее трети человечества.
Патологии человека, связанные с загрязнением окружающей человека среды
Загрязнение окружающей среды всегда было опасным источником различных заболеваний. Вовлекая в свое потребление и обиход намного больше разных веществ, чем нужно для еды, люди с давних пор окружали себя отбросами и нечистотой. В этой среде, более грязной, чем у дикого животного, сформировалось и биотическое окружение человека. Кроме приученных животных, стада которых увеличивали общее загрязнение, человека повсюду стали сопровождать сжившиеся с ним (синантропные организмы): разнообразные микробы, грибки, клещи, вши, клопы, тараканы, мухи, мыши, крысы, воробьи, вороны, а также множество эндопаразитов и гельминтов.
Паразитируя на человеке они питаются антропогенной органикой и многие из них способствуют включению последней в биотический круговорот, но одновременно они же являются источником инфекций. Развитие гигиены и антисанитарии, применение сильных дезинфицирующих средств, а затем и специализированных ядов – биоцидов и пестицидов постепенно привело к качественному изменению загрязнения окружающей человека среды.
В ней стало меньше биогенной органики, патогенных организмов и их переносчиков или по крайней мере снизилась частота контактов с ними, но увеличилось количество синтетических поллютантов, вредных неорганических веществ, ксенобиотиков, радионуклидов и других техногенных агентов. Одна грязь заменялась другой вряд ли менее опасной в эпидемиологическом отношении. Во всяком случае превалирование биогенных загрязнителей в прошлом было более естественным по природе антигенов и способствовало обогащению иммунитета человека. В противоположность этому по отношению к большому числу современных загрязнителей организм человека не располагает эффективной иммунной защитой, а механизмы детоксикации и выведения ядов часто уже не справляются с задачей самоочищения.
К тому же некоторые синтетические ксенобиотики являются сильными мутагенами и могут вызывать опасные модификации патогенных микробов, вирусов и других агентов, как это, в частности, показано для прионов – белков возбудителей губчатой энцефалопатии («коровье бешенство», синдром Крейцфельда-Якоба у людей). Ясно выраженные специфические симптомы острого поражения человека каким-либо индивидуальным химическим или физическим агентом относятся к токсикологии, травматологии, радиационной медицине. Они могут быть выделены в самостоятельную категорию высоких степеней риска, связанную с вооруженными конфликтами, терроризмом, техническими авариями, природными катастрофами и экологическим бедствиями.
Природные экологические аспекты патологий человека связаны в основном с географическими факторами размещения человеческих популяций и распространения болезней. В зависимости от конкретных причин они распадаются на три категории.
1. Непосредственной причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические факторы среды, присущие какой-либо природной зоне. Ясна, например, связь географического распределения обморожений, «полярной одышки», тепловых ударов, горной болезни, ползучей язвы роговицы и некоторых форм рака кожи с зональным климатом, высотой местности и интенсивностью ультрафиолетового излучения. Существуют данные о локальных геопатогенных зонах, где особые местные сочетания радиационного фона, геомагнитного поля, распространение тектонических волн и других факторов незаметно создают неблагоприятную для здоровья человека обстановку.
2. Роль географических факторов выражается также в различных нарушениях, связанных с питанием, когда в пище или питьевой воде отсутствуют или находятся в дефиците незаменимые нутриенты.
3. Происхождение и распространение многих заболеваний связаны с биотическими компонентами окружающей среды – вирусами, бактериями, простейшими, всевозможными паразитами и их переносчиками и промежуточными хозяевами – различными животными. От распространения этих агентов и география микробиальных и паразитарных инфекций. Во многих случаях экология патогенных организмов и переносчиков, среда и циклы их размножения определяют этиологию заболевания. Так, цикличность эпидемий гриппа определенным образом связана с экологией миграций азиатских уток.
Однако и здесь часто решающим становится не столько присутствие природного агента, сколько антропогенные факторы: скученность групп людей, частота физических контактов, миграции, завоз возбудителей с товарами, гигиенические условия, а также наличие или отсутствие индуцированного иммунитета к данной инфекции.
Генетический аппарат современного человека перегружен иммунологической информацией – генами, ответственными за синтез тысяч антител. Наш иммунитет все чаще не справляется с новыми вызовами окружающей среды. А ее всепроникающий микромир не перестает одаривать человека такими изобретениями как вирус иммунодефицита, лихорадка Эбола или прионовая инфекция. СПИД можно считать прицельным ударом по здоровью человека, как бы реакцией на демографический взрыв и сексуальную революцию. Ударом, поражающим главную защиту организма человека – иммунитет и наносящим глубокую психологическую травму. Это очень сильный намек на то, что природа далеко не исчерпала арсенал, который она может противопоставить «венцу творения», позволившему себе нарушить ее законы.