Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
16. содержание знаний о неживой природе для детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры. В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
Знания о неживой природе в разных группах ДОУ
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут;). Дети продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе. Дети узнают о сезонных изменениях в природе и их причинах, о их некоторой последовательности. Происходит систематизация знаний о сезонах на основе установления временных и причинно-следственных связей.
В подготовительной группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
17. экологическое образование дошкольников за рубежом
Этот процесс за рубежом начался значительно раньше, чем в России. Значение этой проблемы для общества крайне важно, поэтому в процессе обучения на любом этапе большое внимание уделяется преподаванию наук о Земле, о жизни. В Западной Европе экологическое воспитание начинается с трех лет. Важное значение в этом процессе имеют специальные хозяйства, в которых дети могут общаться с животными, ухаживать за ними.
В разных странах существуют свои специфические условия образования и воспитания, что отражается в этом сложном процессе. В детских садах Болгарии детей знакомят с природой в процессе игр, в их трудовой деятельности на приусадебных участках.
В Норвегии работники детских садов обязаны иметь специальную подготовку. Они должны знать основы экологии и охраны природы, знать состояние природных ресурсов своей страны, владеть методиками экологического образования и воспитания. В Финляндии - систематическое экологическое дошкольное обучение начинается с 5 лет в специальных Центрах природы. Методы обучения самые разнообразные: поощряется индивидуальное творчество детей, проводятся экскурсии в природу, предусмотрены игровые моменты, помогающие воспринимать природу.
В начальных школах Англии, Швеции, Дании преподают естествознание, краеведение;. Но в любом случае в этих предметах значительное место занимают вопросы экологического образования и воспитания. В Японии - воспитание любви к природе начинается, как и в странах Западной Европы, с трехлетнего возраста. Характерна общность религиозного и экологического воспитания детей.
Таким образом, в настоящее время во многих странах ведется природоохранное обучения и воспитания, что уже дало определенные результаты. Государства осознали важность этого процесса, ушли далеко вперед во всех видах прогресса - культуры, технологии, стали прочной основой для их дальнейшего развития, направленного к ноосфере.
18. формирование системных знаний о природе у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогической основой формирования системных знаний о природе являются принципы отбора и систематизации знаний.
Рассматривая вопрос о систематизации знаний о природе для детей дошкольного возраста, П. Саморукова выделила три направления построения систем: территориальная совокупность растений и животных, распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой обитания, сезонные изменения природы. Освоение систем знаний должно отвечать психическим возможностям детей дошкольного возраста и осуществляться через непосредственное общение их с природой. При дальнейшем обучении системы знаний о природе подлежат развитию и углублению. Необходимо, чтобы все отдельные звенья системы были выстроены в соответствии с характером и логикой знаний дошкольников, они являлись «программой самого ребенка» и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его. С.Н. Николаева считала, что для того, чтобы сформировать системные знания о природе у дошкольников необходимо использовать закономерности и явления, существующие в природе
1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность.
2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.
Таким образом, экологическое образование и экологическое воспитание должны быть всеобъемлющими и многосистемными процессами.
19. характеристика раздела «природа Крыма» региональной программы межкультурного образования детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек»
В Крыму существует своя программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста - «Крымский веночек». В этой программе первый раздел посвящен природе Крыма.
Целью этого раздела является: формировать элементы экологического миропонимания, экологической воспитанности, развивать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.
Содержание раздела включает в себя: географическое положение Крыма, природные зоны, климат, объекты водной среды, дана характеристика сезонных изменений в природе, представлены сведения о растительном мире в разных природных зонах Крыма.
В разделе дана характеристика всех природных зон и наиболее известных природных объектов. В каждом районе Крыма есть свои достопримечательности: на Керченском полуострове – грязевые вулканы и цепочки курганов, в Бахчисарайском районе – пещерные города, в Ленинском районе – полуостров Казантип, в Симферопольском – Партизанское водохранилище и т.д. В первую очередь детей надо знакомить с интересными объектами ближайшего окружения.
Следуя основным дидактическим принципам и возрастным особенностям дошкольников, ознакомление детей с природой нужно начинать с той местности, в которой они проживают и в которой находится детский сад. Детей знакомят с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями своего участка, территории детского сада, близлежащего парка, рощи. Дети узнают название реки, озера, горы и других природных объектов, находящихся рядом. Также необходимо обращать внимание детей на особенности климата местности, на сезонные изменения в природе.
Постепенно, по мере усвоения знаний детьми, круг их интересов расширяется, увеличивается объем материала, его глубина, и к 6-7 годам дети должны получить целостное представление о природе Крыма.
Работа по реализации содержания данного раздела осуществляется в первую очередь в повседневной жизни детей путем наблюдений, экскурсий, практической деятельности: опытов, экспериментов, зарисовывания объектов, составления экологических карт, обустройства экологических троп, подбора коллекций, иллюстрационного материала и т.д. Полученные знания уточняются и закрепляются на занятиях, во время бесед, просмотра видеозаписей, рассматривания альбомов, чтения художественной литературы. В конце изучения определенной темы можно проводить с детьми тематические занятия, например, «Салгир-реченька», «В горах Крыма», «Осень в крымском лесу», «Моя родина – Бельбекская долина», «Крым – Родина наша» и др.
20. охарактеризовать компоненты системы экологического образования дошкольников
Система экологического образования дошкольников состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования.
1. Оценка окружающей среды. Экологический паспорт.
Большое значение в обучении ребенка имеет среда. Она должна соответствовать принципам в рамках программы и быть экологически безопасной.
Для этого необходимо оценить
- экологическую ситуацию, в которой находится детский сад
- оформление, оборудование, среду помещений с точки зрения экологической безопасности
- влияние, которое оказывает детский сад на окружающую среду.
2.Профессиональная подготовка педагогов
Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов.
Подготовка педагогов может включать следующие направления:
-научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания)
-профессионально-методическая. (Освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход)
-освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности
- умение организовывать развивающую предметную среду
-воспитание у педагогов чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды.
3.Следующим компонентом системы экологического образования является экологическое просвещение родителей.
Необходимо осуществлять экологическое образование родителей. Задачи родителей: быть во всем примером, поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду.
Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых. Например, проводить природоохранные акции, экологические конкурсы, создавать поделки из бросового материала совместно с родителями, изготавливать кормушки, и др. Родителей необходимо привлекать к оказанию помощи в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы и участка, приобретении животных в уголки природы.
4.Компонент «Сотрудничество детского сада с организациями и учреждениями»
В рамках экологического образования детский сад должен сотрудничать с несколькими организациями и учреждениями, например: школой, другим ДОУ, библиотекой и др.
5.Создание экологической развивающей среды.
Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.
Среда должна способствовать: познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения. Развивающая среда должна состоять из разнообразных элементов, например: экологическая комната – лаборатория, экологическая тропа, коридоры, рекреации, лестничные площадки с различными природными объектами, мини-музей, передвижные выставки различных природных экспонатов, огород на окне, центр воды и песка, центр науки, уголок природы в группе.
6.Экологизация различныхвидов деятельности.
Работа по экологическому образованию должна вестись в общесадовском масштабе, включать различные виды деятельности. Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии и др. Физинструктор включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно-экологических праздников. В изо деятельности: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление рекреаций и холлов коллективными коллажами и многое другое. Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.
Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты.
21. Дайте характеристику современных форм организации деятельности при ознакомлении детей с природой (экологическая тропинка, лаборатория и т.д)
Современными формами организации деятельности при ознакомлении детей с природой являются: экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропа.
Экологическая комната — новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль. Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Экологический музей - это специально отведенное место в групповой комнате, где выставлены различные экспозиции на экологическую тематику (гербарии, коллекции детей, модели, альбомы). Дети с помощью педагога готовят экскурсии по музею, приглашая на них младших дошкольников, родителей.
Лаборатория природы– это специально оборудованное помещение в ДОУ или группе д/с для самостоятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-эксперимент. -поисковую деятельность. Лаб. прир. такое место, где дети проводят самост. исследовательскую деятельность. Главная задача лаборатории – научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Отправной точкой самост. деятельн. детей в лабор. являются сведения полученные на занятиях или в совместной деятельности с о взрослыми (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Экологическая тропа на территории ДОУ – это маршрут по территории детского сада, на котором встречаются интересные природные объекты, главным образом растительные. Призвана формировать осознанное правильное отношение дошкольников к природе.