Место человека в экологической системе.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Экология»
Специальность 050719 Радиотехника, электроника и телекоммуникации
Выполнил: Джарлыкапова Г. Группа . Вариант – ДЖ42.
Руководитель: к.т.н. доцент. ___________________________«___»_______________________ __2015 г.
Алматы 2015
Содержание:
Место человека в экологической системе. Основы нормирования содержания вредных выбросов в воздухе рабочей зоны, территорий предприятий, населенных пунктов в РК. Система управления природопользованием в Казахстане. Управление окружающей средой в зарубежных странах (на примере отдельного государства). Задача 1 Задача 2 Список литературы |
3Вопросы контрольной работы
3.8 Место человека в экологической системе.
3.22 Основы нормирования содержания вредных выбросов в воздухе рабочей зоны, территорий предприятий, населенных пунктов в РК.
3.57 Система управления природопользованием в Казахстане.
3.90 Управление окружающей средой в зарубежных странах (на примере отдельного государства).
Ответы контрольной работы:
Задача 1
Источник шума на предприятии, ближайший к селитебной зоне, дает уровень шума L на среднегеометрических частотах f . Определить уровень шума в селитебной зоне L на расстояниях R от источника шума. Сравнить расстояние L с нормируемым для селитебной зоны и рекомендовать меры по снижению шума /10,11, 12/. Фактор направленности звука равен 1.
Исходные параметры для решения задачи приведены в таблице 4.1.1:
а) определить массу выбрасываемого i -го вредного вещества (т/год) по формуле:
Мi = mi ti ni Ri 10-6, (4.2.1)
где mi - удельный выброс вредных веществ, г/км;
ti - пробег автомобиля за расчетный период, км;
ni - коэффициент влияния среднего возраста парка на выбросы автомобиля;
Ri- коэффициент влияния технического состояния автомобиля;
Таблица 4.2.1
Группа автомобилей | Удельный выброс вредных веществ | Коэффициент влияния | |||
CO | NOx | CH | ni | Ri | |
Грузовые с бензиновым ДВС | 1,33 | 1,8 | |||
Автобусы с бензиновым ДВС | 7,2 | 1,30 | 1,6 | ||
Легковые служебные и специальные | 2,4 | 1,27 | 1,7 |
Таблица 4.2.2
Пара-метры | 2 (Б,Щ,О) | 5( Д,Ц,Х) | 7(Ж,Я,М) | |
Виды ав-томоби-лей, коли-чество, штук: | ||||
По первой букве фамилии | Грузовые, | |||
Легковые служебные и специ-альные | ||||
Автобусы | ||||
По второй букве фамилии | Пробег единицы транспорта, t , тыс.км | |||
Грузовые, | ||||
Легковые служебные и специальные | ||||
Автобусы | ||||
По послед- ней цифре зачетки | Нормативные выбросы, mHi тыс.т: | |||
СО | 0,52 | 0,64 | 0,68 | |
NOx | 0,04 | 0,05 | 0,07 | |
СН | 0,05 | 0,06 | 0,06 |
1) Грузовые с бензиновым ДВС
определить массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:
CO:МСО = mCO tCO nCO RCO 10-6=60*28*1.33* 1.8*10-6= 4022*10-6(т/год)
NO: МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=14*28*1.33* 1.8*10-6= 938*10-6(т/год)
CH: МCH = mCH tCH nCH RCH10-6=8*28*1.33*1.8*10-6= 536,25*10-6(т/год)
2) Автобусы с бензиновым ДВС
определим массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:
CO:МСО = mCO tCO nCO RCO 10-6=55*11*1.3* 1.6*10-6= 1258,4*10-6(т/год)
NO:МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=10*11*1.3* 1.6*10-6= 185,9*10-6(т/год)
CH:МCH =mCH tCH nCH RCH10-6=7.2*11*1.3* 1.6*10-6= 164,74*10-6 (т/год)
3) Легковые служебные и специальные
определим массу выбрасываемого i вредного вещества (т/год) по формуле 4.2.1:
CO: МСО = mCO tCO nCO RCO10-6=22*8*1.27*1.7*10-6= 379,98*10-6(т/год)
NO: МNО = mNO tNO nNO RNO 10-6=2*8*1.27* 1.7*10-6= 34,54*10-6 (т/год)
CH: МCH =mCH tCH nCH RCH 10-6=2.4*8*1.27* 1.7*10-6= 41,45*10-6 (т/год)
б) определить приведенный годовой нормативный объем выбросов, усл.т
MHi= mhi ki, (4.2.2)
где mhi- норматив i-го загрязняющего вещества в натуральном выражении, т;
ki- коэффициент приведения определяется по формуле
ki= , (4.2.3)
где ПДКi– предельно допустимая концентрация, мг/м ;
ПДКCO - 5 мг/м , ПДКNO- 0,085 мг/м , ПДКCH - 3 мг/м ;
Вычислим ki по формуле (4.2.3)
kСО= =0,2
kNО= =11,76
kСH= =0,33
Определим приведенный годовой нормативный объем выбросов по формуле (4.2.2), усл.т;
CO: MHСO= mhCO kCO=0,75*0,2=0,15 усл.т
NO: MHNO= mhNO kNO=0,09*11,76=1,056 усл.т
CH: MHCH= mhCH kCH =0,08*0,33= 0,026 усл.т
в) рассчитать размер платежей за фактические выбросы, тенге
ПN= Р МHi , (4.2.4)
где Р – региональный норматив платы за выбросы, тенге/усл.т, Р=0,4;
CO: ПN= Р МHCO=0,4*0,15=0,06 тенге
NO: ПN= Р МHNO=0,4*1,056=0,42 тенге
CH: ПN= Р МHCH=0,4*0,026=0,01 тенге
г) рассчитать размер платежей за фактические выбросы, тенге
Таблица 4.1.1
Параметры | 2 (Б,Щ,О) | 4(Г,Ю,П) | 5( Д,Ц,Х) | 7(Ж,Я,М) | |
По первой Букве фамилии | L, дБ | ||||
По второй букве фамилии | R, м | ||||
По последней цифре зачетки | f , Гц | ||||
По предпоследней цифре зачетки | βα | 0,7 | 1,5 | ||
σ | 4π | 2π | 4π | π |
Пf= Р Мf, (4.2.5)
где Мf= Мi кi;
Рассчитаем размер платежей за фактические выбросыпо формуле (4.2.5), тенге
1) Грузовые с бензиновым ДВС
CO: МСО = 4022*10-6(т/год)
МfCO= МCO kCO=4022*10-6*0,2=804,4*10-6
ПfCO=РМfCO=0,4*804,4*10-6=321,76*106 тенге
NO: МNО = 938*10-6(т/год)
МfNO= МNO kNO=938*10-6*11,76=11031*10-6
ПfNO=РМfNO=0,4*11031*10-6=4412,4*106тенге
CH: МCH = 536,25*10-6(т/год)
МfCH= МCH kCH=536,25*10-6*0,33= 176,96*10-6
ПfCH=РМfCH=0,4*176,96*10-6=70,784*106тенге
2) Автобусы с бензиновым ДВС
CO:МСО = 1258,4*10-6(т/год)
МfCO= МCO kCO=1258*10-6*0,2=251,6 *10-6
ПfCO=РМfCO=0,4*251,6*10-6=100,64*106 тенге
NO:МNО = 185,9*10-6(т/год)
МfNO= МNO kNO=185,9*10-6*11,76=2186,2 *10-6
ПfNO=РМfNO=0,4*2186,2*10-6=874,5*106тенге
CH:МCH = 164,74*10-6 (т/год)
МfCH= МCH kCH=164,74*10-6*0,33= 54,36*10-6
ПfCH=РМfCH=0,4*54,36*10-6=21,744*106тенге
3) Легковые служебные и специальные
CO: МСО = 379,98*10-6(т/год)
МfCO= МCO kCO=379,98*10-6*0,2=75,996 *10-6
ПfCO=РМfCO=0,4*75,996*10-6=30,4*106 тенге
NO: МNО = 34,54*10-6 (т/год)
МfNO= МNO kNO=34,54*10-6*11,76=406,19*10-6
ПfNO=РМfNO=0,4*406,19*10-6=162,5*106тенге
CH: МCH = 41,45*10-6 (т/год)
МfCH= МCH kCH=41,45*10-6*0,33=13,68*10-6
ПfCH=РМfCH=0,4*13,68*10-6=5,472*106тенге
д) определить отклонение от норматива
ОN = Мf- МHi; (4.2.6)
1) Грузовые с бензиновым ДВС
CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO=804,4*10-6
ОN(CO) = МfCO- МHCO=804,4*10-6 – 0,15 = - 0,1491956
NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 11031*10-6
ОN(NO) = МfNO- МHNO=11031*10-6 – 1,056 =-1,044969
CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 176,96*10-6
ОN(CH) = МfCH- МHCH=176,96*10-6 – 0,026 = - 0,02582304
2) Автобусы с бензиновым ДВС
CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO=251,6 *10-6
ОN(CO) = МfCO- МHCO=251,6*10-6 – 0,15 = -0,1497484
NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 2186,2 *10-6
ОN(NO) = МfNO- МHNO=2186,2*10-6 – 1,056 = -1,0538138
CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 54,36*10-6
ОN(CH) = МfCH- МHCH=54,36*10-6 – 0,026 = -0,02594564
3) Легковые служебные и специальные
CO: MHСO=0,15 усл.т МfCO= 75,996 *10-6
ОN(CO) = МfCO- МHCO=75,996*10-6 – 0,15 = -0,149924004
NO: MHNO= 1,056 усл.т МfNO= 406,19*10-6
ОN(NO) = МfNO- МHNO=406,19*10-6 – 1,056 = -1,05559381
CH: MHCH= 0,026 усл.т МfCH= 13,68*10-6
ОN(CH) = МfCH- МHCH=13,68*10-6 – 0,026 = -0,02598632
е) рассчитать сверхнормативные платежи, если ОN> 0
П = ОР γ, (4.2.7)
где γ - коэффициент кратности превышения, определяется из
таблицы 4.1.2
Таблица 4.1.2
Мi /МHi | до 1 | 1-1,5 | 1,51-2,0 | 2,01-2,5 | 2,51-3,0 | 3,01-3,5 | 3,51-4,0 | 4,01-4,5 | 4,51-5 | >5 |
γ | 1.0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 |
Т.к. Мi /МHi равняется числу равному до 1, то γ= 1 и тогда формула 4.2.7 примет следующий вид:
П = ОР (4.2.8)
1) Грузовые с бензиновым ДВС
CO: MHСO=0,15 усл.т МCO=4022*10-6 ОN(CO) = - 0,1491956
П=ОN(CO)Р=-0,1491956*0,4=-0.05967824
NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 938*10-6 ОN(NO) = -1,044969
П=ОN(NO)Р=-1,044969*0,4=-0.4179876
CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 536,25*10-6 ОN(CH) =-0,02582304
П=ОN(СH)Р=-0,02582304*0,4=-0,010329216
2) Автобусы с бензиновым ДВС
CO: MHСO=0,15 усл.т МCO=1258,4*10-6 ОN(CO) = -0,1497484
П=ОN(CO)Р=-0,1497484*0,4=-0.05989936
NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 185,9*10-6 ОN(NO) = -1,0538138
П=ОN(NO)Р=-1,0538138*0,4=-0.4215255
CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 164,74*10-6 ОN(CH) = -0,02594564
П=ОN(СH)Р=-0,02594564*0,4=-0,010378256
3) Легковые служебные и специальные
CO: MHСO=0,15 усл.т МCO= 379,98*10-6 ОN(CO) = -0,149924004
П=ОN(CO)Р=-0,149924004*0,4=-0.05989936
NO: MHNO= 1,056 усл.т МNO= 34,54*10-6 ОN(NO) = -1,05559381
П=ОN(NO)Р=-1,05559381*0,4=-0.42152552
CH: MHCH= 0,026 усл.т МCH= 41,45*10-6 ОN(CH) = -0,02598632
П=ОN(СH)Р=-0,02598632*0,4=-0,010378256
Задача 3
Определить уровень электромагнитных излучений от источника мощностью Р, рабочей частотой, коэффициент усиления, расстояние от источника излучения до жилой зоны. Сравнить полученные значения с нормируемыми уровнями для жилой зоны, в случае несоответствия им рекомендовать меры защиты /10,14 /.
Исходные параметры для решения задачи приведены в таблице 4.3.1:
а) определить напряженность электромагнитного поля в дальней зoне по формулам
Е = , В/м , (4.3.1)
где Р – мощность источника, Вт;
- коэффициент усиления;
R – расстояние от источника излучения до жилой застройки.
H = , А/м; (4.3.2)
Определим напряженность электромагнитного поля в дальней зoне по формуле (4.3.1):
Е = = = =1,5 , В/м
H = = = =0,72*10-3 , А/м
б) рекомендовать меры защиты от воздействия электромагнитных излучений, если значения Е и Н будут превышать допустимые для жилой зоны, в том числе использовать и рассчитать экранирование источника излучения.
Защита организма человека от действия электромагнитных излучений предполагает снижение их интенсивности до уровней, не превышающих предельно допустимые.
Защита временем – сокращение времени нахождения около работающих электроприборов, вблизи высоковольтных линий и т.д.;
Защита расстоянием – предусматривает отдаление от работающих приборов, неработающие приборы ещё долгое время излучают ЭМИ, поэтому установка кровати у стены, где в другой комнате стоит телевизор (стена не преграда для ЭМИ), не принесёт полноценного отдыха.
Не сосредотачивайте несколько приборов в одном месте, перекрывающиеся электромагнитные поля – намного опаснее. Поле создаваемое прибором наиболее интенсивно в пределах 50-70 см, безопасным считается расстояние 1,5 м.
Наибольшее излучение исходит от боковых и задней стенок телевизора (монитора), задней стенки холодильника, микроволновой печи, ручки утюга (чайника), от аккумулятора мобильного телефона (и аккумулятора вообще), не располагайте рабочее место вблизи электропроводки. При работе на ноутбуке не надо класть его на колени – это вредно для половой функции.
При покупке электроприборов, проверяйте их соответствие установленным стандартам экологическим стандартам (ТСО-О3,05,06, ISO).
О вреде мобильных телефонов можно говорить отдельно и долго, пока это не получило научных доказательств, но, как нам кажется, только потому что в этом заинтересованы влиятельные компании – независимые исследования, утверждают о многократном превышении (до 30 раз) установленных уровней ЭМИ, причём это не подпольные, а вполне легальные товары мировых производителей.
Таблица 4.3.1
Параметры | 2 (Б,Щ,О) | 4(Г,Ю,П) | 5( Д,Ц,Х) | 7(Ж,Я,М) | |
По первой букве фамилии | Частота f, МГц | ||||
По второй букве фамилии | Мощность Р, Вт | ||||
По последней цифре зачетки | Коэффициент усиления | ||||
По предослед-ней цифре зачетки | Расстояние R, м |
Список литературы:
1. Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования: Учебник. –
Алматы: Экономика, 2003.
2. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарёв Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность
жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (ОТ), 2003.
3. Хван Т.А. Промышленная экология /Серия «Учебники, учебные
пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4. Илларионов А.И. Экологические основы природопользования.
Экология и жизнь, 2002.
5. Челноков А.А., Ющенко Л.В. Основы промышленной экологии. Мн.,
2001.
6. Охрана окружающей среды. Под ред. С.В.Белова – М.: Высшая школа,
2005.
7. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учебник для
вузов / Под ред. И.И. Мазура. – М.:Высшая школа, 1997.
8. Баклашов Н.И., Китаева Н.Ж., Терехов Б.Д. Охрана труда на
предприятиях связи и охрана окружающей среды. –М.: Радио и связь, 1989.
9. ФС РК 10352-1910-У-е 001-2002 Работы учебные. Общие требования к
оформлению текстового и графического материала.
10. Безопасность жизнедеятельности. Защита от производственного шума. Методические указания к выполнению дипломного проекта. - Алматы, 1995.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Экология»
Специальность 050719 Радиотехника, электроника и телекоммуникации
Выполнил: Джарлыкапова Г. Группа . Вариант – ДЖ42.
Руководитель: к.т.н. доцент. ___________________________«___»_______________________ __2015 г.
Алматы 2015
Содержание:
Место человека в экологической системе. Основы нормирования содержания вредных выбросов в воздухе рабочей зоны, территорий предприятий, населенных пунктов в РК. Система управления природопользованием в Казахстане. Управление окружающей средой в зарубежных странах (на примере отдельного государства). Задача 1 Задача 2 Список литературы |
3Вопросы контрольной работы
3.8 Место человека в экологической системе.
3.22 Основы нормирования содержания вредных выбросов в воздухе рабочей зоны, территорий предприятий, населенных пунктов в РК.
3.57 Система управления природопользованием в Казахстане.
3.90 Управление окружающей средой в зарубежных странах (на примере отдельного государства).
Ответы контрольной работы:
Место человека в экологической системе.
Экология человека тесно связана с большинством общественных наук.
Экология человека и демография. Обе дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии понятия – рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст – одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности того или иного региона.
Экология человека и социология. Социология изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей. Ряд социологических проблем может рассматриваться и в рамках экологии человека. К их числу относятся социальные группы и коллективы, этнические общности, экологические общности, профессиональные общности, социология народонаселения, социология образа и качества жизни, социология медицины и здравоохранения.
Экология человека и история. Из числа исторических наук для экологии человека наибольший интерес представляет археология регионов, палеоэкология и палеопатология, этнография отдельных стран и народов, этническая экология, этническая антропология.
Экология человека связана с гуманитарными науками. Гуманитарные науки занимаются изучением человека, как существа, обладающего душой и разумом.
Экология человека и психология. Экологию человека интересуют знания о душе человека. Знания о мотивах поведения людей помогают понять глубинные причины взаимодействия людей между собой и окружающей средой. Знания об особенностях психической организации людей помогают выявлять характер взаимодействия с внешней средой и устранять факторы, негативно действующие на психофизиологическое состояние человека.
Экология человека и биология. Биология является очень важной составной частью экологии человека, т.к. знания особенностей биологического уровня организации человека и взаимодействия человека с окружающей средой посредством тела помогают находить источники нарушений в человеческом существе, предсказывать последствия действия различных факторов окружающей среды на организм и исправлять нарушения, вызванные действием негативно влияющий на тело человека факторов. В экологии человека используются информация из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.
Экология человека и медицина. Экология человека тесно связана с медициной, особенно, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиеническая наука призвана изыскивать пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факторов среды путем научно обоснованного гигиенического нормирования содержания вредных веществ в окружающей среде. Изучение взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без использования информации и методов исследования некоторых наук о Земле – географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии и др.
Экология человека неразрывно связана с экономическими науками.
Экология человека и экономика. Наиболее тесно связана экология человека с тематикой следующих направлений: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика окружающей среды, рекреационная экономика.
Экология человека и гражданское строительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы градостроительства и районной планировки: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий и др. К числу особых проблем относятся реконструкция и восстановление городов и населенных мест, благоустройство населенных мест. Некоторые исследователи даже ставят знак равенства между экологией человека и гражданским строительством.