Дайте характеристику международному экологическому сотрудничеству РК в области охраны окружающей среды?
Согласно Конституции РК, наша страна может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.
Основными формами, в которых осуществляется международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, являются двусторонняя и многосторонняя деятельность на основе заключаемых договоров и соглашений. При этом общечеловеческий характер экологической проблематики резко повышает роль региональных отношений многостороннего типа как главного направления согласования и координация коллективных усилий государств в данной области. В свою очередь, содержание этой многосторонней деятельности, развитие многосторонней дипломатии под воздействием усложнения и расширения сферы международных отношений значительное увеличение продолжительности периода времени, в течении которого должно осуществляться взаимодействие государств, а также ряд других факторов, присущих такому сотрудничеству в области глобальной проблемы охраны окружающей среды, - все это неизбежно и однозначно выдвигает институционализированную и стабильную форму многосторонних отношений.
Международные конференции являются одной из традиционных форм международного сотрудничества государств и народов в достижении общих целей. Эта форма издавна используется для выработки согласованных позиций о совместной деятельности по вопросам, затрагивающим интересы всего человечества или отдельных стран и народов. В процессе подготовки и проведения конференций происходит изучение, обобщение, анализ и оценка состояния дел по избранному вопросу, выясняются заинтересованность и позиции участников, принимаются решения, определяющие направления и формы последующей совместной деятельности государств в той или иной области жизни. Решения конференций далеко не всегда являются юридически обязательными даже для самих участников. Но они почти всегда влияют на международный правопорядок, на политическую атмосферу в мире.
В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. К настоящему времени в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних универсальных (глобальных) и региональных международных конвенций и свыше 3 тысяч двусторонних договоров полностью или частично посвященных охране окружающей природной среды и регулированию использования природных ресурсов.
В последнее время возросла активность принятия международных документов носящий экологический характер – это объясняется желанием государства сотрудничать с другими странами в области охраны окружающей среды.Возрастание числа международно-правовых актов экологического направления продолжается уже вполне обоснованно поставлен вопрос об обеспечении в первую очередь выполнения требований международного экологического права. На этом вопросе все более концентрируется внимание в процессе международного сотрудничества.
К наиболее важным среди этих договоров можно отнести: Конвенцию ЮНЕСКО 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия; Конвенцию 1973 г. о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения; Конвенцию 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на ОС; Боннскую Конвенцию 1979 г. об охране мигрирующих видов диких животных; Венскую Конвенцию 1985 г. об охране озонового слоя; конвенции, касающиеся охраны морской среды, в том числе, Конвенцию ООН 1982 г. о морском праве; Базельскую Конвенцию 1989 г. о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и т.д.
Международные соглашения в области разоружения не связаны непосредственно с охраной окружающей среды, но они содействуют защите окружающей среды. Наряду с международными конвенциями, договорами и обычаями рекомендации международных организаций играют огромную роль для становления международного экологического права: Стокгольмская Декларация ООН 1972 г. об окружающей среде; Хартия 1974 г. об экономических правах и обязанностях государств; Резолюция Генеральной Ассамблеи 1980 г. об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений; Всемирная хартия природы 1982 г. и, конечно, Декларация Рио - 1992 г. об окружающей среде и развитии.
Казахстан ратифицировал Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха. Данная Конвенция и три ее протокола уже вступили в силу и действуют как эффективные инструменты для ослабления трансграничного загрязнения воздуха.
Подписание Рамочной Конвенции об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии 154 государствами является существенным шагом на пути к достижению глобального соглашения по решению экологических проблем. Она была подписана на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Целью Конвенции является стабилизация уровня выбросов парниковых газов, которая помешала бы вредному вмешательству в климатическую систему, хотя в Конвенции имеется также признание того, что некоторое изменение климата неизбежно.
Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны регулирует торговлю десятков тысяч видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Возможно это наиболее успешный из всех международных договоров по охране дикой природы, участниками которого являются 136 государств. Данная Конвенция была принята и открыта для подписания 3 марта 1973 года в Вашингтоне и вступила в силу 1 июля 1975 года.
Регулирование международной торговли видами дикой флоры и фауны осуществляется через разрешительную систему, которая основана на различии видов, перечисленных в трех Приложениях. Приложение I включает все виды, находящиеся "под угрозой исчезновения", хотя не определяет сам этот термин. Торговля такими видами может быть разрешена только в исключительных случаях не для коммерческих целей. Приложение II включает все виды, которые сейчас не находятся под угрозой исчезновения, но могут стать таковыми, если торговля ими не будет строго урегулирована.
Государство-участник может включить в Приложение III любые виды. Таким образом, обеспечивается механизм, который позволяет государствам, имеющим более строгое внутреннее законодательство в области экспорта этих видов, заручиться поддержкой других участников Конвенции при регулировании торговли данными видами.
Первостепенное значение для сохранения и защиты экосистем планеты имеет Конвенция о биоразнообразии, принятая 5 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Казахстан подписал Конвенцию 9 июня 1992 года и ратифицировал ее 19 августа 1994 года. Целью Конвенции является сохранение биоразнообразия, устойчивое использование компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. На основе положений данной Конвенции. В РК разрабатываются главные направления своей экологической политики, осуществляется международное сотрудничество в области охраны окружающей среды не только на глобальном уровне, но и внутри регионов стран СНГ и Центральной Азии, а также применяются эти положения при заключении двусторонних соглашений.
Осуществление РКмеждународных многосторонних договорно-правовых обязательств. Включение Казахстана в международное природоохранное сотрудничество является составным элементом ее политики в области охраны окружающей среды. Экологическим кодексом РК предусматривается статья 193 «Международные договоры», которая закрепляет положение о том, что «Правовой формой межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования выступают международные договоры.
Порядок заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров в области охраны окружающей среды и природопользования регулируется законодательством РК о международных договорах.
Реализация международных договоров в области охраны окружающей среды может включать:
1) разработку и утверждение плана необходимых действий по обеспечению их выполнения;
2) определение государственного органа, ответственного за обеспечение выполнения международного договора в области охраны окружающей среды;
3) проведение постоянного анализа эффективности участия РК в международных договорах в области охраны окружающей среды и природопользования».
Однако в настоящее время реализация международных экологических обязательств внутри страны по конвенциям, стороной которых является РК и к которым она планирует присоединиться, невозможна в полной мере. Переход к рыночной экономике и подлинной демократии наряду с позитивным воздействием на формирование экополитики накладывает определенные ограничения на решение экологических проблем в республике и на эффективность ее участия в международном сотрудничестве. В этой связи перед нашим государством стоит несколько проблем:
· повышение результативности участия в международном экологическом сотрудничестве и степени выполнения принятых (или предполагаемых к принятию) международных обязательств;
· вовлечение реальных природоохранных интересов в процессе развития международного экологического сотрудничества;
· сокращение и преодоление разрыва между принятием необходимых программ и их реальным выполнением и многое другое.
Как и большинство других международных правовых документов, природоохранные конвенции в целом не предусматривают для подписавших их сторон наказаний за их невыполнение. Это, с одной стороны, облегчает взятие на себя определенных обязательств, но, с другой стороны, ставит под угрозу их осуществление и соблюдение. Существенным тормозом реализации экологических конвенций может быть:
· недостаточное знание документов;
· отсутствие административной структуры для их осуществления на национальном уровне;
· необходимость в новом законодательстве;
· отсутствие поддержки экологической политики;
· высокие экономические издержки, связанные с осуществлением.
Учитывая последние обстоятельства, механизм реализации некоторых конвенций предусматривает оказание финансовой поддержки странам, испытывающим экономические трудности, в частности, механизм финансовой поддержки может включать в себя гранты Фонда глобальной окружающей среды.