Глава 2. экологические технологии иэкоменеджмент как инструментарий развития гостиничной индустрии

2.1. Система экологических технологий, экостроительства иэкоменеджмента организаций гостеприимства(на примере российских отелей)

Переходя, ко второй главе ВКР, основной исследовательской части работы, стоит обратиться, исходя из проблем, сформулированных в первой главе, к нынешним теоретикам и практикам гостиничного дела индустрии гостеприимства.

В90-х годах российские исследователи заговорили о негативном воздействии человека на экологию, что стало толчком к разработке нового направления - экологического туризма, направленного на заботу об окружающей среде и. В сознании людей эти представления быстро смешались с понятиями об «экологически чистом потреблении», то есть с заботой о человеке. Бренд - «экологический туризм» стал модным. В моду начали входить «зеленые» отели, сочетающие в себе заботу об окружающей среде и о здоровье человека. Нас интересует непосредственное влияние сопутствующих туризму организаций гостеприимства и услуг.

По мнению Ю.Е. Андриановой, доктора биологических наук, преподавателя Казанского филиала Российской международной академии туризма, продвижению экологических идей способствовали и исследования социологов, показавшие, что люди согласны доплачивать за экологическую чистоту. Так, социологический опрос, проводившийся Корнелльским университетом, в период последнего экономического кризиса, обнаружил, что, несмотря на рецессию, люди не забывают об экологических проблемах и готовы переплачивать за «зеленые» продукты и услуги.

Почти 90% опрошенных заявили, что готовы платить больше, но есть в эко-ресторане. Каждый третий из этих людей готов платить на 12% больше. Аналогичные исследования среди посетителей отелей показали, что людей (особенно тех, у кого высокий доход и уровень образования) беспокоят проблемы окружающей среды. С точки зрения маркетинга, был сделан вывод, что «зеленая» тема является выгодным способом дифференцироваться и выделиться среди конкурентов. Внедрение экологических технологий в отелях и ресторанах позволяет привлечь состоятельных клиентов, при этом дополнительные затраты, связанные с ответственным отношением к природе, компенсируются столь же ответственными гостями[Ю.Е. Адрианова, 2009, с. 87].

В США существует организация UnitedStatesGreenBuildingCouncil (USGBC-Совет по экологическому строительствуСША), которая сертифицирует «экологичность» отелей, присваивая им звездность (наиболее распространенная оценка - бронза). Наибольшее внимание американскими экспертами уделяется токсичности строительных материалов, из которых состоит здание и формируется интерьер помещения.

Направлений перехода отелей на «зеленые» стандарты очень много. Важно разумно использовать воду, регулировать процессы нагрева-охлаждения в помещениях, снижать потребление пластиковых пакетов.

Экологические инициативы приносят прибыль через улучшение имиджа гостиницы. Отели заказывают создание и продвижение сайта в Интернете, а на своем сайте формируют раздел для экологически требовательных гостей, со своими достижениями в области заботы об окружающей среде и о здоровье человека. Гостиничный бизнес вынужден становиться экологичнее как в стремлении снизить затраты, так и для привлечения гостей, ведь люди становятся все более внимательными к вопросам экологии.

В развитых странах, в основном Европы, гостиницы, вносящие вклад в сохранение и поддержание уровня защиты окружающей среды, обычно имеют эко-маркировку - знак, по которому постояльцы при выборе могут определить, является ли гостиница экологически ориентированной. В России уже около двадцати отелей стали обладателями международных экологических сертификатов TheGreenKey. Среди них отели компании Rezidor – ParkInn Прибалтийская, ParkInn Невский, ParkInn Пулковская, RadissonRoyal и RadissonSonya в Санкт-Петербурге, отель «Евразия» города Тюмени[Белкина Е., 2012, с. 30].

Вместе с тем хотелось бы отметить, что гостиничные предприятия России, в нашем случаи Тюменской области, не имеющие эко-сертификатов, также заботятся об органической составляющей потребления и пользования, руководствуясь правилось «все исключительно по правилам экологии». Этот фактор говорит о реальной экологической осознанности действий и миссии гостиниц. Таковой организацией является отель «Vostok» города Тюмени, администрация которого ежедневно заботится о здоровье своих гостей, сотрудников и рациональном природопользовании, имея постоянно развивающийся экоменеджмент.

Среди достижений отеля«Vostok» в эко-направлении - использование энергосберегающих ламп, установка аэраторов, раздельный сбор мусора и сдача его на переработку, использование специальных моющих средств с эко-маркировкой, установка аппаратуры для экономии электроэнергии. Для ресторанов отеля«Vostok» закупаются в основном продукты местного производства, не требующие длительной транспортировки, и продукты с эко-маркировкой. В приложении 4 можно ознакомиться с имеющимися в отеле визуальными оповещениями для гостей, с предложением о рациональном использовании средств гостиницы.

Обратимся к мнению А.А. Мусакина, эксперта гостиничного бизнеса, генерального директора Cronwell Management. Он считает, что экономия ресурсов и оптимизация расходов, особенно в стагнационный для отельной индустрии период, превращаются в инструменты конкурентной борьбы. Иностранные, а сейчас уже и российские, клиенты при выборе отеля в качестве одного из обязательных параметров рассматривают наличие экологической сертификации. Объекты гостеприимства, которые поддерживают «зеленое» движение, остаются в приоритете[А.А. Мусакин, 2007, с. 205].

В настоящее время обсуждается вопрос внедрения экологических мероприятий не только в уже построенных гостиницах, но закладка этих норм в самом начале при проектировании и строительстве.

Несмотря на то, что «зеленые технологии» увеличивают стоимость работ на 10-15%, экономия ресурсов при дальнейшей эксплуатации зданий может рассматриваться как ключевой критерий. Уже созданы такие организации, в частности, «Совет по экологическому строительству».

В России пока нет таких абсолютно «зеленых» гостиниц, но начало, безусловно, положено. Примеры отелей сети Rezidor и Галереи Cronwell Hotels&Resorts, должны показать российским отельерам, что поддерживать экологию не только престижно, но и выгодно, экологическое сознание – сверхзадача для деятелей сферы гостеприимства во всех отношениях.

Позиционирование отеля, как экологически сознательного требует от службы маркетинга разработки и продвижения особенностей работы предприятия. Заявлений о том, что отель эко-активный – недостаточно. Людям интересны тонкости. Им нужно что-то, что делает только этот отель, что-то, чем именно он отличается – не только от конкурентов данном направлении, но и от прочих сторонников гармонии с природой.

Необходимо показать, как именно отель помогает природе, как смягчает ущерб, который наносится его же посетителями и его же деятельностью. Например, некоторые зеленые новации могут даже причинять неудобства гостям (ограничение использования горячей воды, редкая смена белья и так далее), тем не менее, они с пониманием воспринимаются гостями. Многие гостиницы и рестораны переходят на путь экологизации, за счет оптимизации поставок, проектов, связанных с сортировкой мусора, выработкой собственной энергии и так далее. Позиционирование отеля «Vostok» г. Тюмени, в отношении вышеизложенных вопросов крайне презентабельно, а главное осознанное и имеет постоянный результат рационального природопользования и сбережения.

Стоит отметить, что в число рекомендаций Корнелльского университета входит также сотрудничество с компаниями, за которыми уже закрепилась репутация экологически-сознательных. Это позволяет отелю позиционироваться как зеленой компании, не привлекая средств и не внося изменений во внутреннюю организацию работы предприятия.

Перспективы внедрения экологических технологий за рубежом оценили значительно раньше, чем в России, так, как и «экологические катастрофы» связанные с туризмом были там нагляднее. Проект «зеленые» отели в настоящее время набирает обороты, некоторые из таких перспектив потрясают воображение.

В пример приведем HiltonWorldwide, которые сделали меры по устойчивому развитию одним из стандартов бренда и получила сертификаты качества и экологического менеджмента - ISO 9001 и 14001. Эта сертификация - одна из крупнейших наград, вручаемых коммерческим зданиям. Как часть этого стандарта, компания HiltonWorldwide взяла на себя обязательства по непрерывному улучшению ежегодных результатов устойчивого развития. В 2010 году компания сэкономила более 74 млн. долларов на коммунальных расходах благодаря сокращению энергопотребления на 6,6%; сокращению углеродных выбросов на 7,8%; сокращению отходов производства на 19%; и сокращению потребления воды на 3,8% [Белкина Е., 2012, с. 30].

Таким образом, можно говорить о стремительном развитии системы экологических проектов в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса в России, которые совмещают с одной стороны, заботу об окружающей среде и здоровье гостей-потребителей услуг, а с другой - с собственными бизнес-интересами.

Считаем целесообразным раскрыть ключевой вопросВКР:система экологических технологий в сфере гостеприимства. Здесь необходимо обозначить основные мотивы внедрения эко-технологий в данную отрасль в Тюменской области.

Экологические (природоохранные) технологии - технологии, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Среди экологических технологий различают:

§ безотходные технологии - замкнутые технологии, не вырабатывающие отходов, выходящих за их рамки;

§ малоотходные технологии - технологии, позволяющие сократить до технически возможного в настоящее время минимума получение твердых отходов, жидких сбросов, газообразных и тепловых выбросов при получении какой-либо продукции

§ рациональные технологии - технологии, направленные на создание общественно значимых продуктов с комплексом оптимизированных параметров, при заданных ограничениях;

§ ресурсосберегающие технологии - технологии, при которой потребление всех типов ресурсов сведено к рациональному (минимальному) уровню

§ реутилизационные технологии - цепочки технологических процессов, когда отходы одного производства становятся сырьем для другого;

§ энергосберегающие технологии - новые или усовершенствованные технологические процессы, характеризующиеся более высокими коэффициентами полезного использования топливно-энергетических ресурсов[Кожеваткин В.М., 2007, с. 22].

Здесь экологические технологии и экоменеджмент выступают смежным и необходимым синтезом. Экоменеджмент - это своеобразный посредник между эко-технологиями и предприятием гостеприимства (средства размещения и питания).Наиболее полное определениеэкологического менеджмента, в рамках нашей работыдает ученый Г.С.Ферару: «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация" означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды[Ферару Г.С., 2007, с. 50].

Перейдем к вопросу экологического менеджмента. В соответствии с ISO 14000 -серией международных стандартов по созданию системы экологического менеджмента, система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

· Утвержденную экологическую политику

· Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента

· Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований

· Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов

· Установленные цели и задачи по охране окружающей среды

· Сформированную экологическую программу

· Документационное обеспечение системы экологического менеджмента

· Управление операциями

· Обучение персонала

· Экологический мониторинг

· Корректирующие и предупреждающие действия

· Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита

· Анализ со стороны руководства

[Экологический менеджмент, 2013, URL].

Любая организация гостеприимства: отель, хостел, центр отдыха, ресторан, бар гостиницы и т.д., должны соответствовать данным основоположным элементам, критериям.Проводить регулярный мониторинг процессов внедрения эко-технологий, иметь четко сформулированную эко-миссию предприятия, если оно заявляет о своих намерениях, в отношении защиты природы и своем природоохранном позиционировании на рынке гостеприимства.

Каждый работник, независимо от своих функций и должности должен понимать то, за что выступает организация и поддерживать. Просвещение независимо лежит на административном блоке организации. Работники должны лично чувствовать корпоративность, общность дела, весомость абсолютной эко-миссии предприятия гостеприимства. От экологического самосознание каждого работника, в первую очередь зависит дальнейшее эко-воспитание каждого гостя, посетившего средство размещения или питания.

В данной ВКРпредлагаемпроект основоположных экологических технологий, необходимых для внедрения в сферу гостеприимства в России и, в частности Тюменской области:

1. экологический менеджмент организации гостеприимства;

2. эко-сертифицирование гостиниц;

3. экологическое строительство;

4. предложение био-питания ресторана в составе гостиницы.

Перейдем к подробному раскрытию вышеизложенной экологической системы.

В последние десять лет в мировой практике произошли качественные изменения в подходе к экологической проблеме и, в первую очередь, к проблеме, которая связана с производством товара или услуги. В течение девяностых годов, подавляющее большинство ведущих промышленных компаний продемонстрировало существенные результаты в области уменьшений отрицательных воздействий на окружающую среду при увеличении объемов производства, снижении материалов и расходов сырья, повышении качества продукции. Не смотря на эти положительные факторы внедрение системы экологического качества, в связи с принципиальным увеличением разно отраслевых предприятий, было необходимым решением.

Практическая основа системы экологического менеджмента - это деятельность предприятий, нацеленная на предотвращение воздействий на окружающую среду. Сама по себе эффективная система экологического менеджмента может быть сертифицирована и создана только при условии демонстрации и планировании конкретных результатов именно улучшающейся деятельности, нацеленной на предотвращение воздействий на окружающую среду[Гринин А.С., 2009, с. 44].

Основополагающие стандарты качества ИСО (ISO), вопрос которых мы уже затрагивали, на системы экологического менеджмента (серии 14000) были опубликованы в 1996 году. При разработке стандартов было признано, что экоменеджмент является сложным объектом и требует новаторского подхода.

Объект, на который направлены мероприятия по менеджменту в стандартах ИСО 14001 и ИСО 9001, определен следующим образом:

1. Для ИСО 14001 объектом управления являются аспекты деятельности предприятия, которые оказывают или могут оказывать воздействие с элементами окружающей среды, такими как:
- атмосферный воздух;
- почва;
- вода (как ее потребление, так и сброс).

2. Потребление ресурсов, включая невозобновимые, как прямое, например, забор воды из скважин, так и косвенное, например, такое как сжигание газа для производства электроэнергии.

3. Объектом управления ИСО 9001 является продукция и услуги предприятия, передаваемые конечному потребителю и создающие добавочную стоимость для любого предприятия и, в первую очередь, их параметры, влияющие на его удовлетворенность.

Однако в стандартах заложены общие принципы управления, включая процессы оценки текущей ситуации, постановку целей, планирование мероприятий, направленных на их достижение, выделение ресурсов, включая обеспечение квалификации персонала и так далее.

Поэтому если руководство предприятия принимает решении о приведении своей системы менеджмента в соответствие обоим стандартам начинать надо с определения области применения этих стандартов (продукция и / или услуги и процессы, направленные на их реализацию) и оценки соответствия установленным в стандартах требованиям.

Внедрение стандарта ИСО 14001 на любом предприятии включает следующие этапы:

1. Самооценка или оценка соответствия со стороны независимой организации, степени соответствия действующей системы менеджмента требованиям стандарта;

2. По результатам проведенной оценки определяются цели в области экологии и принимается решение о выделении ресурсов, необходимых для их выполнения, которые включают:
- человеческие ресурсы: время, которое должны будут потратить сотрудники предприятия или привлеченные консультанты на доработку /разработку документов, обучение персонала, мониторинг выполнения установленных практик и оценку степени соответствия, а так же разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение результативности и эффективности системы менеджмента, включая минимизацию выплат за загрязнение окружающей среды и увеличение эффективности использования ресурсов, например, электроэнергии;
- закупку необходимого оборудования и инструментария для реализации технологических и административных мер по снижению экологически воздействий, в случае необходимости и так далее.

Выполняется внедрение установленных практик в гостинице, например, назначением ответственный за обращение с отходами, проводится обучение, закупается и устанавливается пресс, для твердых отходов, который позволяет снизить объем твердых отходов и соответственно, стоимость их перевозки и т.д.

Проводится оценка результативности предпринятых мер и их соответствие поставленным целям, оценка необходимости изменений и планируется дальнейшая деятельности, включая постановку новых целей, планирование экономического эффекта, выделение ресурсов, внедрение и так далее.

Полный цикл внедрения системы, включая демонстрацию реализованных улучшений деятельности, требует не менее 9-12 месяцев.

Соответствие принципам, сформулированным в стандарте ИСО 14001 «Системы экологического менеджмента - Требования и руководство по применению», так же, как и соблюдение требований стандартов на системы менеджмента качества - ИСО 9001, безопасности пищевой продукции - ИСО22000 и многих других, является добровольным выбором предприятий, желающих подтвердить и продемонстрировать реализацию современных принципов управления и заботу о соблюдении интересов всех членов общества[ГОСТ Р ИСО 14001-2008, 2008, с. 6].

Наряду с экологической добровольной сертификацией предприятий бизнеса на рынке, как мы уже упоминали в работе, существует другой сегмент сертификации - предприятия гостеприимства, в частности особое внимание уделяется гостиничным организациям.

Стандарт ИСО 14001 - это тот минимум, которого должно придерживаться каждое предприятие гостеприимства и услуг, чтобы предотвратить вред, наносимый окружающей среде. Для получения статуса эко-отеля надо, в первую очередь подтвердить соответствие стандарту. В ряде стран в дополнение к ISO 14001 были созданы собственные стандарты, например, в Великобритании, Канаде, Европейском союзе.

Становится хорошим тоном присваивать знак качества - своеобразную экологическую награду - предприятиям, бережно относящимся к окружающей среде. Гостиницы тоже вовлечены в этот процесс, и для того чтобы развитие гостиничной инфраструктуры не повредило окружающей природной среде необходимо активно внедрять систему экологической сертификации и менеджмента учреждений гостиничного бизнеса.

В мире существует ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического сертифицирования, менеджмента именно в индустрии гостиничного размещения, которые и являются экологической технологией 21 века, мы затронем самые адаптированные, в перспективе, для Тюменской области:

1. CertificationforSustainableTourism (CST – Сертификация для устойчивого туризма) - одна из ведущих и самых успешных компаний в области внедрения практики экотуризма в западном полушарии. Ей удалось создать собственный рынок путем разработки государственной программы экологического менеджмента и ее активного распространения. Несмотря на то что она ориентирована на туристскую отрасль в целом, сертифицируются в основном гостиницы. Для того чтобы получить знак экокачества, отель должен минимизировать ущерб окружающей среде, а эксперты дают оценку социально-экономического эффекта от работы предприятия в конкретном регионе, проводят интервью с гостями и менеджментом. Каждый критерий описывает множество действий, и система в целом получается всеобъемлющей. Сертификация проводится бесплатно.

2. Активно реализуемая проект в России - это TheGreenKey, программа добровольной международной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса, принята в качестве одной из программ международной Федерации по экологическому образованию (FoundationforEnvironmentalEducation - FEE) в 2003 г. Она нацелена на уменьшение воздействия на окружающую среду, содействие реализации устойчивого управления гостиничным бизнесом, а также на повышение экологической информированности.

Реализация программы TheGreenKey в России началась в 2010 г. под руководством общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», являющейся официальным членом FEE и имеющей право на проведение всех ее программ на территории России. В феврале 2010 года был организован семинар для петербургских отельеров, на котором присутствовал международный координатор программы TheGreenKey Эрик Ван Дийк. Он рассказал о критериях, которым должна удовлетворять гостиница, чтобы удостоиться присуждения эко-сертификата TheGreenKey.

Прежде чем получить заветный знак эко-качества, гостиница должна обеспечить:

· экономичное энерго- и водопотребление,

· использование экологически безопасных средств для мытья и уборки номеров,

· внедрить систему селективного сбора некоторых видов отходов, обеспечив их дальнейшую переработку,

а также многое другое, требующее определенных усилий и инвестиций. Например, для выполнения критериев по ограничению потока воды из душа (не более 9 литров в минуту) и из крана (не более 8 литров в мин.) многим гостиницам приходится закупать и устанавливать специальные ограничители для потока воды[Экологический сертификат «TheGreenKey», URL]

Экологическая сертификация в рамках программы TheGreenKey начинается только в том случае, когда гостиница уже выполнила все требования обязательных критериев программы и уверена, что можно приступать к контрольной проверке. После получения официального документа в гостинице ежегодно проводится соответствующая проверка. Как показывает зарубежный опыт, наличие подобной эко-сертификации положительно влияет на имидж отеля, повышает его популярность на рынке и является мощным маркетинговым инструментом. Благодаря этому турфирмы и туроператоры начинают чаще выбирать такие отели для сотрудничества, что способствует получению дополнительной прибыли.

В настоящее время в реализации программы участвует около 20 гостиниц, которые, начиная с августа и до конца 2010 г. прошли сертификацию и получили TheGreenKey. Первым отелем, получившим сертификат 25 февраля 2010, стал отель «CronwellInn”. В течение года после получения эко-сертификата гостиницы будут проводить мониторинг расходов, экологичности менеджмента, участие сотрудников гостиницы в реализации программы, наглядной информации для гостей и т.п. для выяснения насколько экономие ресурсов и оптимизация расходов превращаются в инструменты конкурентной борьбы и насколько объекты гостеприимства, которые поддерживают экологически безопасные методы управления, остаются в приоритете.

3 октября 2011 года бизнес-отель «Евразия» стал первым отелем Тюмени, награжденный международным экологическим сертификатом TheGreenKey за вклад в защиту и сохранность окружающей среды. Также совместно с общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики» в отеле прошло мероприятие, посвященное ответственности гостиничного бизнеса за экологическую безопасность города.

В приложении5 можно ознакомиться с самостоятельным переводом автора ВКР, официального документа критериев сертификации TheGreenKey.

Разумеется, любая система сертификации должна быть адаптирована для конкретного региона, учитывать особенности его климата, природных ресурсов и социальной среды. Сертификация не должна быть безумно дорогой, иначе ее не смогут пройти средние и малые гостиницы. Пока лишь в нескольких странах ее полностью финансирует государство, однако такая практика, особенно в отношении небольших отелей, может принести очень хорошие дивиденды в будущем. Чем более упрощенной, в том числе финансово, будет процесс сертификации, тем больше отелей в Тюменском регионе ее пройдут. Разнообразие программ экологической сертификации гостиниц говорит о том, что охрана окружающий среды и энергосбережение волнует все больше людей. Реализация проектов по внедрению экотехнологий в гостиницы набирает обороты во всем Мире.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время обсуждается вопрос не только внедрения экологических мероприятий в уже построенных гостиницах, но и новая технология, а именно закладкаэко-норм в самом начале при проектировании и строительстве. Экономия ресурсов при дальнейшей эксплуатации зданий может рассматриваться как ключевой критерий. Уже созданы такие организации в России, в частности, «Совет по экологическому строительству».

Совет по экологическому строительству является некоммерческим партнерством, деятельность которого направлена на развитие и внедрение новейших технологий в области экологического строительства на территории России. Организация является членом Всемирного Совета по экологическому строительству - крупнейшего движения в мире для устойчивого строительства и развития.

Совет ставит перед собой следующие цели:

1. проведение образовательных программ и тренингов для представителей различных направлений архитектурно-строительной индустрии;

2. защита интересов членов Совета и их продвижение на ведущие позиции отрасли;

3. внедрение и развитие системы стандартизации экологического строительства в условиях российского рынка с помощью адаптации международных инструментов контроля качества (таких как BREEAM, LEED и DGNB) [Совет по экологическому строительству, URL].

Наши рекомендации