Тюменская область как туристско-рекреационный кластер
Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.
Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики.
В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» и «гостеприимство».
Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимство нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий.
Существует несколько трактовок термина «Гостеприимство»:
- Гостеприимство - это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.
Основные направления индустрии гостеприимства: общественное питание, размещение, перевозка и отдых [Прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма, URL].
Согласно толковому словарю Н. Уэбстера индустрия гостеприимства - это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям[И.Ю.Ляпина, 2009, с. 61].
Наиболее точно определение, соответствующее ВКР нам дают И.В. Зорин, В.А. Квартальнов: гостеприимство – это гармоничное сочетание производства туристских услуг, комфортности и безопасности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их физического и психологического комфорта [И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2009, с. 8].
Таким образом, индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов, заботясь об их постоянной безопасности. В рамках ВКР нас интересует вопросы экологической безопасности как гостей, так и окружающего мира, на который оказывает воздействия индустрия гостеприимства. Методология индустрии гостеприимства включает в себя предприятия размещения, общественного питания, транспортного и культурно-развлекательного сектора.
Термин «индустрия гостеприимства» положительно позиционирует данный сектор деятельности, тем самым привлекая к себе дополнительные инвестиции в развитие российского рынка.
В Тюменской области имеются все условия для успешного развития сферы гостеприимства,внутреннего и въездного туризма: богатейшее историческое, архитектурное и культурное наследие, уникальные природные ресурсы, более благоприятная экологическая составляющая, по сравнению с другими регионами России, а также интенсивно развивающийся потребительский спрос на туристические продукты региона.
Анализируя направления развития туризма в Тюменской области можно отметить, что одним из приоритетов социально-экономического развития Тюменской области является развитие туристической отрасли по направлениям въездной и внутренний туризм.
Под внутренним туризмом в Тюменской области понимается - путешествия в пределах Тюменской области лиц, постоянно проживающих в Тюменской области; под въездным - путешествия в пределах Тюменской области лиц, не проживающих постоянно в Тюменской области.[Закон Тюменской области от 28.12.2006 № 536«О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области», URL]
Для обеспечения туристического потока по данным направлениям определены следующие целевые группы туристов: жители Тюменской области, граждане России (преимущественно г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, близлежащих регионов ХМАО, ЯНАО, Свердловской области и др.), иностранные граждане.
С позиции государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области наиболее приоритетными направлениями туристской деятельности являются: деловой, оздоровительный, историко-культурный и охотничье-рыболовный виды туризма.
Таблица 1
Приоритеты развития по видам туризма в Тюменской области
№ | Степень приоритетности | Виды туризма |
1. | Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным | Деловой туризм Санаторно-курортный, оздоровительный туризм Историко-культурный туризм Охотничье-рыболовный |
2. | Виды туризма, перспективные для развития | Экологический туризм Паломнический туризм Спортивный туризм Активный индивидуальный туризм Экстремальный туризм |
Источник: данные Единого федерального реестра туроператоров
Приоритетные виды туризма имеют наиболее существенный вес в социально-экономическом развитии области, поскольку обеспечивают наибольший поток туристов[В.В. Савчук, 2013, с. 12].
Перспективные виды туризма нуждаются в проведении мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, формирование и продвижение турпродукта.
Общий туристический поток в Тюменской области рассчитывается в соответствии с методикой, определенной Приказом Федерального агентства по туризму РФ от 18.07.2007 № 69, на основе данных социологических исследований и сильно отличается от официально регистрируемого органами государственной статистики.
Общий объем туристического потока в Тюменской области в 2013 году составил 1839,1 тыс. человек (из них иностранных граждан – 31,3 тыс. человек) и превысил уровень 2012 года на 17%. В Приложении 1 можно ознакомиться со схемой распределения туристов Тюменской области по месту жительства на 2013 г.
Согласно данным социологического исследования, наибольшая часть поездок носит характер внутреннего туризма. Так, в 2013 году среди опрошенных 68,7% жители Уральского федерального округа, из них: порядка 30% являются жителями Тюменской области, 21,8% - жителями ХМАО и ЯНАО. Среди туристов, прибывающих из-за пределов Тюменской области, наибольшая доля приходится на соседние регионы Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов. В приложении 2 можно ознакомиться с диаграммой продолжительности поездок туристов в Тюменской области на 2013 г.
По итогам 2013 года 51,5% респондентовнаходилось по месту прибытия в интервале от 4 до 7 дней; 30% прибывали 1-3 дня. Таким образом, свыше 80% респондентов, совершают поездки относительно небольшой длительности (до 7 дней).
По данным Федерального органа государственной статистики в 2013 году порядка 36,2% прибыли в регион с деловой целью. В основном это связано с возросшей инвестиционной привлекательностью региона, а также его ролью одного из ведущих нефтегазовых центров России. В перспективе деловой туризм останется ведущим туристским сектором – локомотивом развития туриндустрии области.
Туризм досуга и отдыха, в том числе историко-культурный туризм, имеет также значительный вес (21,1% от всех прибывших) и перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, формированием и продвижением новых турпродкутов, развитием инфраструктуры приема туристов.
В наибольшей степени культурно-познавательный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в городах Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено в направлении Тюмень-Тобольск[Статистический сборник «Туризм в Тюменской области», 2013, с. 6].
Развитая сеть лечебно-оздоровительных организаций в совокупности с уникальными природными ресурсами региона (лечебные грязи, минеральные воды, горячие источники) позволяет привлекать значительный поток туристов (13,2% от всех прибывших) и обеспечивает широкие возможности для дальнейшего развития данного вида туризма. В приложении 3 можно ознакомиться со схемой распределения туристов по цели поездок в Тюменской области на 2013 г.
В настоящее время в Тюменской области имеется опыт функционирования туристской отрасли, достигнуты определенные результаты, на основании которых можно судить о сильных и слабых сторонах туриндустрии региона, о потенциальных возможностях и угрозах для дальнейшего развития
Среди сильных сторон туристской индустрии региона следует отметить:
1. Наличие туристических ресурсов (большое количество разнообразных культурно-познавательных объектов, богатый животный и природный мир, природные ископаемые для лечения и т.д.)
2. Наличие развитой туристской инфраструктуры (санатории, базы отдыха, гостиницы, конгресс-центры, музеи, театры, спортивные центры и т.д.).
3. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области.
4. Конкурентоспособность стоимости услуг по сравнению с другими городами УРФО.
5. Государственная поддержка развития туризма.
6. Реализация программ по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия.
7. Заложены основы информационного обеспечения туристических ресурсов Тюменской области (разработан информационный портал о туристических ресурсах Тюменской области; публикации в СМИ, выпуск буклетов, специализированных журналов и т.д.).
8. Представление и продвижение турпродукта Тюменской области на региональных, всероссийских и международных выставках и конференциях.
9. Наличие базы профессиональной подготовки кадров в области туризма.
10. Проведение ежегодных событийных туристских мероприятий (Декабристские вечера, Квасной пир – на весь мир, Августовские спасы, Абалакское поле).
11. Наличие компаний, работающих в направлении экскурсионного обслуживания.
12. Наличие большого числа ресторанов и торгово-развлекательных центров.
13. Наличие устойчивого потока прибывших с деловыми целями в область.
Возможности:
1. Наличие интереса со стороны потенциальных потребителей туристских ресурсов Тюменской области.
2. Формирование и развитие на основе природного и животного потенциала Тюменской области турпродукта в сферах охотничье-рыболовного, экологического и активного видов туризма.
3. Популяризация и повышение информационной освещенности духовных мест и святынь региона, проводимых религиозных событий, для увеличения потока паломников.
4. Проведение спортивных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровня для активизации и развития спорт-туризма.
5. Развитие международного сотрудничества, взаимодействие с международными организациями, в том числе в сфере туризма.
Материально-техническая база туризма как отрасли экономики представляет собой совокупность материальных, вещественных элементов, средств производства, которые используются и могут быть использованы в туристской деятельности.
Материально-техническая база региона включает в себя:
1) Коллективные средства размещения;
2) Транспортную инфраструктуру;
3) Предприятия сферы обслуживания;
4) Охотничье-рыболовные хозяйства;
5) Учреждения и организации культуры;
Тюменская область является важным транспортным узлом России за счет стратегически благоприятного географического положения. Через г. Тюмень проходит транссибирская железнодорожная магистраль, федеральные автомобильные дороги, соединяющие все основные транспортные коридоры: Запад-Восток, Север-Юг. При всем положительном влиянии этих фактов, вопросы экологии рекреаций обостряется в противоположную сторону.
Общая протяженность дорог Тюменской области составляет 18 тыс. км, из них 11 тыс. км с твердым покрытием. По территории региона проходят 4 автомобильные дороги федерального значения с интенсивным движением: Тюмень – Омск (5,4 тысячи автомобилей в сутки); Тюмень – Екатеринбург (4,6 тысячи); Тюмень – Ханты-Мансийск (5 тысяч); Тюмень – Курган (8,8 тысяч). Интенсивность движения, по прогнозу экспертов, в ближайшие годы будет только расти, так как в регионе появляются новые места отдыха, крупные торговые и развлекательные центры, спортивные и туристические объекты[Статистический сборник «Туризм в Тюменской области», 2013, с. 6].
Группам организованных туристов и туристам, путешествующим на личном транспорте, необходимо качественное обслуживание на протяжении всей автодороги. Туристы принципиально зависимы от услуг питания и размещения, которые предоставляют им автодорожные кемпинги и выбор безопасного, экологичного места ночлега, и, в особенности питания сводится к минимуму, что является проблемой региона, которую необходимо решать в кратчайшие сроки, посредством внедрения эко-технологий. У туристов имеется спрос, а предложение фактически отсутствует, что преуменьшает возможность внутреннего, въездного туризма Тюменской области.
На сегодняшний момент общее число предприятий придорожного сервиса на федеральных трассах Тюменской области составляет 54, при этом число способных оказывать комплексные услуги незначительно (30% от общего числа).
С целью увеличения пассажиропотока, планируется к масштабной реконструкции терминал аэропорта «Рощино», который в перспективе будет иметь пропускную способность до 1,5 миллионов пассажиров в год (в настоящий момент немногим больше 500 тыс. человек в год).
Большой популярностью у туристов пользуются автобусные экскурсионные поездки, в основном это туры выходного дня в Тобольск и Ялуторовск. На сегодняшний момент предложить в аренду туристические автобусы и одновременно предоставить услуги экскурсовода, могут несколько тюменских фирм.
Таким образом, важнейшим фактором для увеличения турпотока является увеличение количества средств транспорта в собственности турбизнеса. Здесь возникает проблема возможности загазованности местности, прямое причинение вреда окружающей среде. Внедрение инновационных эко -технологий, как эко - транспорт на био - топливе актуален и требует проработки.
Для увеличения количества туристов, путешествующих по железной дороге, а как мы знаем поезда - это одни из самых эко-безопасных транспортов, и современный турист все чаще выбирает именно его, необходимо решить вопрос организации экскурсионных поездов и вагонов из городов Тюмени, Сургута, Екатеринбурга в город Тобольск. В целях улучшения условий перевозок требуется рассмотреть вопрос создания специальных скоростных магистралей из городов Уральского региона.
Таким образом, сегодняшнее состояние транспортной инфраструктуры недостаточно для интенсификации турпотоков в регион. Отсутствуют регулярные автобусные и речные туристские маршруты, невысокая пропускная способность авиационного узла, количество транспортных средств в собственности турбизнеса незначительно, слабо развит придорожный сервис на основных туристских маршрутах, инфраструктура практически не соответствует. Вопросы экологического качества услуг транспортной инфраструктуры практически не освоены, которые на данный момент являются поглощающим сегментом спроса, турист все чаще задумывается о своем здоровье на всех этапах путешествия.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристические фирмы, организующие и обеспечивающие прием туристов.
По состоянию на 26.03.2013 в Едином федеральном реестре зарегистрировано 39 туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме в Тюменской области. Для сравнения в Челябинской области функционирует 24 туроператоров, в Свердловской -82.
Турфирмами региона разработано порядка 85 экскурсионных программ по Тюменской области. В 2011–2013 годах появилось значительное количество авторских экскурсий (концепция и программа экскурсии разработаны турфирмами самостоятельно с закреплением за ними авторских прав на ее проведение).
Созданы специальные маршруты, связанные с открытием новых объектов показа - страусиной и лосиной ферм, термальных источников[Статистический сборник «Туризм в Тюменской области», 2013, с. 6].
Европейский турист, говоря о въездном туризме, в большинстве своем посещая Тюменский регион отдаст свое предпочтение эко-туру, чему соответствует наш насыщенный рекреационный потенциал, но альтернативы предоставления данной услуги крайне ограничены и этот спрос необходимо реализовывать, задействуя все природные ресурсы с минимальным причинением вреда для окружающей среды. Вопрос внедрения и формирования органических технологий снова встает перед сферой гостеприимства в Тюменской области на первый план и это является стратегической задачей для региона, которую необходимо решить.
По многолетним статическим данным региона, деловой туризм -это ведущий туристский сектор Тюменской области - локомотив развития туриндустрии региона.
Для развития делового туризма в области можно выделить следующие предпосылки:
- возросшая инвестиционная привлекательность области;
- развитие нефтегазового сектора;
- развитие обслуживающих секторов (научно-образовательная, медицинская и рекреационная сфера).
Нефтегазовая тематика является базовой для развития делового туризма в регионе, однако потенциал региона позволяет также развивать иные направления, в т.ч. медицинская тематика и сельское хозяйство.
Область находится в группе лидерские позиции среди регионов Урала и Сибири по развитости инфраструктуры размещения и проходящему через нее турпотоку.
Именно на делового туриста, в большей степени должно быть ориентировано предложение сферы гостеприимства области. Учет всех физических и психологических аспектов также должны быть обозначены. Деловой турист, бизнесмен, клерк – это человек, проводящий большое количество времени в высокой умственной концентрации, но при это малоподвижен в силу специфики работы. Мобильный сервис услуг, здоровый сон, сбалансированное белками и углеводами питание, спектр дополнительных услуг оздоровления (тренажерный зал, услуги йоги) - это именно то, что необходимо деловому гостю. Весь вышеизложенный список необходимых потребностей непосредственно зависит от экологического менеджмента гостиницы, который обеспечивает вопросы здоровьесбережения. Из этого следует, что уровень проработки экологического менеджмента организации - это крайне важный вопрос для предприятия, заинтересованного в своем клиенте.
Переходя, к туристским культурным ресурсам Тюменской области необходимо отметить, что они включают более 1000 объектов истории, культуры и досуга: 6 музеев, 4 театра, 648 учреждений культуры и досуга, сотни археологических памятников.
В Тюменской области находится 1802 объекта культурного наследия, в их числе, 73 - федерального значения (в т.ч. 21 объект археологии), 470 - регионального значения (в т.ч. 36 объектов археологии), 1259 - выявленных объектов культурного наследия.
Открыты такие новые музейные комплексы, как Дворец Наместника, в реконструированном здании дома купца Корнилова - музей истории судебной системы Западной Сибири, музей истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича, в Больничном корпусе объекта «Тюремный замок» Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника введен в эксплуатацию музейный комплекс с воссозданным интерьером Губернской библиотеки, с книгохранилищем редкой книги, компьютеризированным читальным залом, оснащенным современными мультимедийными технологиями. В 2014 году планируется открыть музей царской семьи Романовых в Губернаторском доме в Тобольске.
Все большую популярность приобретает туркомплекс «Абалак» и проводимый на территории комплекса фестиваль «Абалакское поле». Это масштабное и зрелищное событие, посетители которого смогут увидеть турниры клубов исторической реконструкции, стать участниками конкурсов и мастер-классов, познакомиться с атмосферой средневековья.
Осуществляются плановые работы по реставрации объектов культурного наследия городов области, включаемых в экскурсионные маршруты.
Таблица 2
Посещаемость организаций культуры Тюменской области, тыс. чел.
Организация | |||||||
Театры | 253,2 | 280,7 | 302,2 | 319,5 | 335,2 | 367,6 | 412,0 |
Музеи | 748,4 | 907,5 | 531,0 | 375,2 | 406,7 | 405,1 | 403,0 |
Источник:данные статистического сборника «Туризм в Тюменской области», 2013 г.
Необходимо отметить, что ежегодно Тюменская область участвует в международных туристских выставках, где представляет туристический потенциал региона. Осуществляется регулярное распространение информационных материалов о туристском потенциале Тюменской на выставках, ярмарках, деловых мероприятиях области.
В соответствии с программными мероприятиями основными направлениями развития туристской индустрии в Тюменской области на 2014 год являются:
Стимулирование предприятий туристической отрасли к разработке новых турпродуктов, развитию туринфраструктуры, повышению качества предоставляемых услуг. Организация и проведение областного конкурса, направленного на выявление и поощрение лидеров туристской индустрии по ряду номинаций.
При этом важную роль будет играть желание и наличие возможностей для дальнейшего саморазвития субъектов туристской деятельности в направлении внедрения экологических технологий, а также создание местными администрациями благоприятных условий для функционирования сферы туризма.
В качестве мер государственного стимулирования предоставляются субсидии субъектам туристской деятельности на возмещение части затрат:
· по уплате процентов по кредитам;
· на изготовление полиграфической продукции;
· по организации рекламных туров по Тюменской области для представителей туристических компаний и СМИ;
· связанных с организацией экскурсионных программ для школьников Тюменской области;
· на проведение классификации средств размещения.
Стимулирование увеличения туристического потока в регион посредством проведения активной рекламной кампании туристического потенциала Тюменской области. Маркетинг регионального турпродукта, формирование положительного имиджа и репутации области на внутреннем и внешнем рынках. Проведение постоянно действующих рекламных акций в региональных, федеральных и зарубежных СМИ, направленной на информирование потенциальных клиентов отрасли о возможностях и особенностях регионального турпродукта. Также стоит отметить, что Образовательный центр отеля «Vostok» обеспечивает услугу повышение уровня квалификации работников индустрии гостеприимства, что является необходимой новацией на рынке Тюменской области.
Продвижение туристических продуктов Тюменской области на внутренний и внешний рынок: съемка и прокат фильма о туристических ресурсах ТО на российском телеканале о путешествиях; организация и проведение региональной выставки «Роль народных промыслов и ремесел в развитии внутреннего и въездного туризма» в г. Тюмень.
За время реализации программы сформирована комплексная система рекламно-информационного продвижения туристического продукта.
Государственная программа 2014–2016 годы в целом ориентирована на информационно-организационное обеспечение развития отрасли туризма в регионе, содействие в создании и продвижении туристических продуктов области (проведение культурно-событийных мероприятий, реклама турресурсов), стимулирование организаций туристической отрасли к созданию высококачественных турпродуктов, создание условий для привлечения инвестиций в отрасль, подготовку и организацию повышения квалификации кадров, а также акцентирует свое внимание на внедрение экоменеджмента в структуру организаций гостеприимства, в связи с расширением отрасли и воздействия на окружающую среду.
Дополнительным эффектом от реализации государственной программы является развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, рост занятости населения, повышение образовательного, культурного и духовного уровня населения, сохранение и воспроизводство для будущих поколений историко-культурного наследия, защита и внедрение систем экологического мониторинга и самосознания в отношении природных ресурсов[Статистический сборник «Туризм в Тюменской области», 2013, с. 6].
Проанализировав возможности и рекреационные ресурсы Тюменской области, можно сделать вывод, исходя из культурного наследия, и его потенциала, что Тюменская область, а именно города Тюмень и Тобольск – это достаточно старые города, которые являются отправной точкой в освоении Сибири. Наличие святынь и мест паломничества доказывает значимость региона с духовной и культурной точки зрения. Безусловно, необходимо больше внимания уделять сохранению и приумножению имеющихся культурно-исторических ценностей, защите природы, ее ресурсов и рациональному использованию, что и сможет дать прогресс туризму в комплексном развитии. Здесь нам необходим интенсивный анализ основных сфер гостеприимства в Тюменской области: размещение и питание.