Интересные истории о всем известных растениях
Можжевельник
Растет Можжевельник на опушках, на острых вырубках, в поредевших сосновых лесах, полтора- два метра высотой. Ветки его покрыты хвоинками с белым восковым налетом. Осенью на некоторых кустарниках М. видны черные ягоды. Но это не ягоды, а шишечки, чешуйки которых плотно срослись. Птицы очень любят эти шишечки- они сладкие и содержат много питательных веществ.
Сравнительно недавно обнаружили, что почти все растения выделяют невидимые глазом летучие вещества- фитонциды. Они обладают свойством убивать вредные микробы (растения очищают воздух не только от углерода, но и от вредных бактерий).Можжевельник- «чемпион» по фитонцидам. За сутки один только куст выделяет больше 10 кг фитонцитов!
Иван Чай
Настоящее название растения- кипрей. Однако большинство людей знают его как иван- чай: из его листьев получается вкусный, ароматный напиток. У растения съедобны не только листья- в пищу употребляют и сердцевину растения, и корни. Иван- чай- самый лучший наш медонос: с одного гектара, засаженного растением, пчелы могут собрать 500- 600 кг нектара! Он первый появляется на лесных вырубках, на местах лесных пожаров- гарях. Что же привлекает это растение на почерневшие от золы почвы? Именно то что они черные и поэтому сильно нагреваются солнцем. Не всякое растение выдержит такую температуру. А кипрей любит тепло, поэтому жара ему нравится.
Калина
Ты ешь мармелад и не знаешь, что он хоть и называется яблочным, но без ягод калины не был бы таким вкусным. И пастила тоже. Какая же она, эта калина? Увидеть ее не трудно в любом лесу- это довольно обыкновенный кустарник. Но есть у него и необыкновенное свойство: на калине редко встретишь вредных гусениц. А объясняется это тем, что калина живет в дружбе с муравьями. Муравьи- большие лакомки и любят мармелад не меньше, чем дети. Правда, муравьиный «мармелад» не похож на тот, который продают в магазине, - это просто сок растения. Но муравьям очень нравится. Ну, а там, где муравьи, гусеницам не бывать. Вот и получается: калина кормит муравьев, а они ее охраняют.
Жимолость
Жимолость, или волчья ягода, -растение красивое, однако опасное: красные ягоды ее ядовиты. Но тот кто знает ее и любит природу, не пройдет мимо цветущей жимолости. Это растение- барометр. Оно предсказывает погоду. Если ожидается ненастье (даже когда небо совершенно безоблачно и дождь будет только через несколько часов), жимолость скажет об этом своим запахом. В сухую же погоду цветы жимолости совсем не пахнут.
Папоротник- орляк
Вы уже знаете, что жимолость, или волчьи ягоды, могут служить барометром перед ненастьем: цветки усиленно выделяют нектар и тем самым приманивают насекомых. А вот другой барометр –папоротник- орляк.
«Работает» папоротник совсем иначе. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились «стрелки» вниз –указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх- к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно все лето. Надо только разыскать в лесу папоротник. А он растет в низинах, в тенистых сырых местах.
№10 Телецкое озеро-Алтын-туу
Телецкое озеро или Алтын-кель, что мы знаем о нем и с какого времени?
Алтай – в переводе от тюркского – золотой. И, действительно, здесь, как нигде, поражает разнообразие природных ландшафтов, многообразие животного и растительного мира, богатство недр, хорошо сохранившаяся до наших дней природа. Красота в любое время года – зеленые громады с белоснежными вершинами уходят за линию горизонта. Везде, куда ни глянь, большие и малые пятна озер. Самое крупное из них – Телецкое. Живописное Телецкое озеро по алтайски называется Алтын Кель, что означает «Золотое озеро». По старой легенде… Давно это было. В неурожайный год, когда опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень, люди бродили в поисках пищи. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота величиной с лошадиную голову. Радости его не было границ. Пошел пастух по селам в надежде выменять что-нибудь съедобное, но люди жили так бедно, что ничего не могли предложить в обмен на такое богатство. Видя, что и золото бессильно помочь ему, пастух поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это никому не нужное богатство в пучину и в отчаянии бросился сам. С тех пор озеро называется золотым, и гора получила название золотой – Алтынту.
Об образовании Телецкого озера и его названии у алтайцев есть другая интересная легенда, которая гласит, что давным-давно на месте озера от гор Туалок и Алтынту до гор Карабель и Чепту была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. Эта была плодородная долина изобиловала хорошими лугами.
Во главе племени ,населявшего долину, стоял хан Теле.
Хан Теле имел бесчисленные стада и всякого добра – злата, серебра, дорогих одежд и мехов – несметное количество. Но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражений. Среди жен хана была молодая и красивая Чольчу, которая была умна и имела влияние при дворе повелителя. Хан любил ее больше других жен и даже советовался с ней.
Про богатства хана Теле услыхал его влиятельный сосед хан Богдо. Он решил силой завладеть ими и, собрав полки хорошо вооруженных воинов, напал на владения хана Теле. Узнав о нападении, хан Теле, как всегда, опоясался своим золотым мечом, собрал верную дружину и бросился навстречу врагу.
Хан Богдо не ожидал такого стремительного ответного удара. Войско его дрогнуло и обратилось в бегство. Хан Теле настиг вероломного Богдо, взял его в плен и обезоруженного, связанного по рукам и ногам доставил в свой шатер.
Взмолился хан Богдо пощадить его, стал предлагать вечную дружбу, обещал дорогие подарки победителю и его женам.
Чольчу, избалованная богатством, польстилась на обещание и уговорила мужа отпустить хана Богдо.
Прошло некоторое время, и от хана Богдо приехали послы со всевозможными дарами. После вручения подарков послы передали хану Теле приглашение прибыть в стан их повелителя со своей свитой. Приглашая хана, послы намекнули, что хан Богдо не забыл доброты и жалости к нему и сказочно одарит своего друга.
Хан Теле, посоветовавшись с Чольчу, принял приглашение.
Одарив богато послов и вручив им подарки для хана Богдо, Теле отпустил их домой. Вскоре хан Теле стал собираться в далекий путь. Когда к отъезду все было готово, он зашел в шатер к любимой жене проститься. Чольчу сняла со стенки шатра золотой меч и хотела опоясать им мужа, но хан отстранил ее и с упреком заметил: «Я еду к своему другу в гости, а не в стан врага, и меч мне не нужен, как не нужно оружие моей свите. Вместо него мы берем собой серебро и золото, дорогие меха и шелковую одежду для подтверждения наших дружеских чувств. Ждите нас через одну луну обратно с ответными дарами моего друга хана Богдо».
Чольчу знала, что свои советы повторять она не смеет. Спрятав в сердце тревогу и опасения, она повесила золотой меч на место.
Хан Теле с богатым караваном тронулся в далекий путь. Через десять дней тяжелого пути караван достиг владений хана Богдо, где был встречен сторожевыми отрядом.
Воины оказали хану Теле соответствующие знаки внимания и дали проводников. К исходу следующего дня караван достиг владений хана Богдо. Навстречу ему выехало целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему как высокому гостю почестей, но к удивлению своему принят был как пленник. Он хотел объяснить цель своего приезда. Однако в ответ на это всадники плотным кольцом окружили его и свиту и погнали к шатрам хана Богдо.
По приказу хана Богдо хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь, образовав огромную зияющую пропасть между гор.
Жена хана Теле Чольчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа, и безысходное горе овладело ею. Из ее прекрасных лучистых глаз брызнули и покатились горючие слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о каварстве хана Богдо люди не забыли, Чольчу превратилась в говорливый поток.
Легенда, как видим, объясняет, отчего произошла впадина, почему озеро не замерзает и называется золотым.
Собанский, предводитель одного из первых казачьих отрядов, проникнувших в эти места в середине 17 века, назвал озеро Телесским по наименованию алтайского племени, обитавшего тогда на его берегах. Позднее оно стало называться Телецким.
Первый поход П. Сабанского к Телецкому озеру имел целью возвращение телесов в русское подданство. Как известно, телесский князек Мандрак попытался организовать сопротивление служилым людям, но был разбит и бежал в горы, бросив жену, сына Айдара и молодую невестку, которые были приведены П. Сабанским в Томск в качестве пленников. Но Сабанскому не удалось выполнить главной задачи, которую поставили перед ним томские воеводы князь Н.И. Егупов-Черкасский (Курица), Ф.Г. Нехорошево-Шишкин и кузнецкий воевода Ф.Хонкин, - он не построил острога ни на Бие, ни на Алтын-озере. Поэтому положение русских властей в северо-восточном Алтае оставалось по-прежнему крайне непрочным: различные группы северных алтайцев "отказывали" в ясаке кузнецким ясатчикам или платили ясак не по полной норме и недоброкачественной пушниной. Те же телесы опять стали вносить ясак нерегулярно, предпочитали не доставлять его в Кузнецк сами, а присылали через челканцев. В 1635 и в 1636 годах они вообще не заплатили ясак в царскую казну. Таким образом, строительство острога в долине верхней Бии или на Телецком озере оставалось насущной задачей царских властей в этом регионе. Единственным инструментом стабилизации в деле сбора ясака оставалась периодическая посылка военных отрядов и приведения к шерти разных групп ясашного населения.
В 1642 году к Телецкому озеру снова из Томска и Кузнецка был отправлен большой отряд служилых людей-стрельцов и казаков - под командованием П. Сабанского. Перед отрядом были поставлены те же задачи, что и в первом походе: вновь привести в подданство телесов и построить на верхней Бие или на Алтын-озере острог. Маршрут второго похода П. Сабанского
Об этом, втором, походе П. Сабанского сведений у нас больше, чем о первом, причем известны они нам не в пересказе Г.Ф. Миллера или И.Э. Фишера, а непосредственно из архивного документа. Правда, документ этот сохранился лишь частично - отсутствует его начало и нет у него конца. К тому же он известен нам в виде копии, снятой по просьбе Г.Ф.Миллера для него в Томском архиве. Эту копию мы разыскали в Архиве Академии наук СССР среди других материалов, собранных Г.Ф.Миллером в Сибири.
Документ этот представляет собою отписку томских воевод, в основе которой лежит, очевидно, служебный доклад (доезд) П.Сабанского об обстоятельствах и итогах похода 1642 года.
Ввиду исключительной важности содержавшихся в отписке сведений, есть смысл более подробно изложить ее содержание. Отписка начинается с того, что П.Сабанский вышел к Телецкому озеру 16 февраля 1642 года и, к своему удивлению, застал его не замерзшим. Возможно, это удивление было вызвано не только тем, что на дворе был лютый февраль, зима была в разгаре, но и тем, что во время первого похода озеро было замерзшим, что позволяет нам еще более уверенно предполагать, что первый поход, подобно второму, был зимним - "лыжным".
На северном берегу озера телесов не оказалось, они были на другом берегу. Из-за того, что озеро не замерзло, оказалось, что напрямую: "к тем телесским людям идти немошно, а горами около озера ходить далеко". Тогда П. Сабанский приказал делать струги, чем и были заняты служилые люди всю неделю (7 дней). Телесы эту неделю использовали для активизации оборонительных работ - "учали крепить городок", надеясь, видимо, отсидеться в осаде. Когда струги были готовы, П. Сабанский отправил большую часть отряда (80 человек русских и служилых татар) под командой Петра Дорофеева и Григория Яковлева по берегу озера к "городку Мандрака", а с остальными поплыл к нему на стругах. Ко времени его отплытия П.Дорофеев и Г.Яковлев уже подошли к телесскому укреплению, по-видимому, построенному на склоне горы. Телесы вышли из городка, чтобы разбить русский отряд под его стенами. Завязался бой, в ходе которого служилые люди телесов "в городок вбили", но сходу взять телесскую крепость не смогли. Городок телесов, которым командовал сын князя Мандрака Айдар, был осажден, сам же Мандрак решил ехать за подмогой: "А Мандрачко поехал было всяких людей призывать к сыну своему Айдару на выручку", но П.Сабанский, плывучи по озеру, заметил лодку Мандрака, двинулся ему наперерез, перехватил князя и взял его в плен. Прибыв к городку, П.Сабанский направил П.Дорофеева и толмача Ваську Кыштима к Айдару и его улусным людям на переговоры - "уговаривать", чтобы они "вину свою принесли" царю, были по-прежнему "под его высокою рукою" (то есть в подданстве), исправно вносили ясак в казну. Но осажденные "учали... отказывать невежливо и государевым служилым людям учали уграживать". Тогда П.Сабанский "за это невежество и грозу" приказал штурмовать городок ("учали побивать" служилых людей). Штурм был отбит. Видя, что городок "крепок" и взять "ево никоторыми обычаи не уметь", Сабанский "отошел с служилыми людьми назад", поставив крепкие караулы, чтобы осажденные не могли уйти из городка.
Осада телесов длилась 12 дней и ночей. Айдар ждал, когда ему на помощь придут "верхние телеские люди с своими кыштимами". В первой декаде марта эта помощь пришла - верхние телесцы прибыли по озеру "в судах". Приблизившись незаметно для русских к берегу, они ночью напали на осаждавших, завязался бой. Услышав это, Айдар решил вырваться из осады и "побежал из городка напролом". Но прорыв не удался: все, кто пытался прорваться к своим из городка "на побеге", были взяты в плен, в том числе и Айдар. А верхних телесцев, "которые в судах по озеру на выручку приходили, многих побили, а иных потопили". Таким образом, бои закончились полным поражением телесов. Пленных, а также 60 кузнецких служилых людей и 18 татар П.Сабанский отправил в Кузнецкий острог во избежание голода ("для голоду") из-за недостатка продовольствия, а с остальными "переехал за озеро и поставил острог для того, чтоб ему мочно прожить до весны, до воденого пути и проведать бы ему с озера воденой ход в Обь реку". Построив временный острожек, П. Сабанский привел к шерти князя Мандрака по обычной формуле - быть в холопстве под высокой государевой рукой, ясак давать, на ясашные волости войною не ходить, с черными и с белыми калмаками войной не ходить, к "дурну" их не приставать, русским людям во всем "добра хотеть". Были в шерти и особые условия: "А только у Саян и у чорных и белых калмаков и у мугальцев и у своих людей думу какую дурную услышит", он должен тотчас послать с вестью к русским воеводам. Кроме того, Мандрак брал на себя обязательство по указу царя посылать своих людей на войну в помощь русским ратникам, дабы со служилыми людьми "умирать заодно, голов своих не щадить".
Взяв шерть с Мандрака, П. Сабанский отпустил его на 12 дней в сопровождении телесца Талтачка, оставив в закладчиках Айдара с женой и матерью. Мандрак направился к устью Челушмана, затем вверх по этой реке, в долине которой жили его кыштимы "для ясака". Уже 23 марта он возвратился, привезя весь собранный им ясак - 80 соболей, бобра и 3 лука. Таким образом, телесы были возвращены в подданство, ясак с них был собран.
Во время пребывания в острожке П.Сабанскому от ясашного Бобугачки стало известно о том, что на "Копше-реке" (Кокше-А.У.) живут два "мужика", которые не платят ясака царю. П. Сабанский послал на Кокшу на лыжах группу служилых, которые взяли с этих мужиков в ясак 20 соболей.
Хотя отряд Сабанского страдал от "голода великого" ("...и изъел их в той Телеской землице голод великой"), командир "приискивал" в окрестностях Телецкого озера место для постройки острога, но пришел в конце концов к негативному выводу: "А в Телеской землице блиско Телеского озера угожева места, чтобы ... было где острог поставить ... нигде нет", что, во всяком случае он, Петр, такого места "не нахаживал", а потому ни на Алтын-озере, ни на верхней Бии острога за остаток зимы он так и не поставил.
Дождавшись весны, П.Сабанский вышел из своего острожка: "И как де оне, Петр с остальными служилыми людьми дождався весны и полой воды да взяв с собой тово телесково князца Мандрачка з женою и з детьми и с ево племенем пошли вниз по Телескому озеру в реку Бию и из реки де Бии он, Петр, с служилыми людьми ходил вверх по Копше реке воевать Мундускую землицу". П.Сабанский "повоевал" мундусцев, взяв в плен двух "улусных мужиков".
Подходящее место для постройки острога П.Сабанский нашел уже на обратном пути в Кузнецк на притоке Бии реке Лебеди, спустившись вниз по Бии до устья Лебеди. В своем доезде он сообщал: "...блиско Телесково озера дни с 4 ходу река Лебедь есть и на той де реке вперед где острог поставить место угожее: и крепко и к ясашным людям блиско у вод и у лесу и к звериному промыслу и к рыбным ловлям и ко всякому простору есть. И вперед только тут острог будет и, государь, в ясашном зборе будет прибыль, потому что де тут ясашных людей кругом блиско есть землицы многие" - писал томский воевода в своей отписке царю.
Далее в воеводской отписке сообщается, что стеречь князца Мандрака П. Сабанский приказал некоему Ивашке Екимову, но последний не уберег князца: когда отряд вышел на Бию, Мандрак бежал, так что в Томск П. Сабанский доставил жену князца "да сына ево Большова Айдарка с женою да дочь ево Айдаркову з детьми и двух человек мундуских мужиков улусных людей", всего 7 человек. К отписке была приложена роспись пленных, в которой значились: "Телеской землицы князец Мандрачко Чагарбаев да дети ево Айдарко, Буйдрак, Увендо, Аканануй, Аргажанко да улусные люди Кожечко Чербаев, Тадек Окочешев, Медетко Чагарбаев, Абрайко Чагарбаев, табун Дайка и др. - всего 13 человек. Приложена была и роспись "Копшерской волости", но перечня людей в ней не оказалось.
№11 Фауна Алтайского заповедника
Алтайский заповедник занимает второе место среди заповедников России по видовому разнообразию. 67 видов млекопитающих, 320 видов птиц, 8 видов амфибий и рептилий, 16 видов рыб, Более 50 представителей фауны заповедника внесены в Красную книгу России и Республики Алтай. Фауна млекопитающих заповедника «Алтайский» насчитывает 67 видов, относящихся к 6 отрядам, 14 семействам. Среди них 11 видов занесены в Красные книги различного ранга: Снежный барс – ирбис, алтайский горный баран – аргали,лесной подвид северного оленя, речная выдра.Кроме того, к редким относятся все 7 видов рукокрылых отмечавшихся на территории заповедника: усатая ночница, длиннохвостая ночница, водяная ночница, бурый ушан, рыжая вечерница, северный кожанок, большой трубконос. Наиболее многочисленным по количеству видов является отряд Грызуны –23вида, Хищные – 15, Насекомоядные – 10, Парнопалые – 8, Рукокрылые – 7, Зайцеообразные –2. На всей территории заповедника встречаются: марал, кабан, лось, лисица, росомаха и оба представителя отряда Зайцеообразных – заяц – беляк и алтайская пищуха.
Прителецкая часть территории характеризуется практически полным набором промысловых млекопитающих южной тайги. Самыми массовыми видами являются соболь и марал. Эти виды встречаются повсеместно. Из других видов обитают: кабарга, кабан – обычны, лось – малочисленнен, косуля – редка. Из хищников здесь обитают: медведь, волк, барсук – обычны, росомаха, рысь и выдра – редки. Из семейства Куницеобразных кроме соболя, здесь постоянно встречаются колонок, горностай, ласка, но эти виды не многочисленны.
Аналогичная ситуация сложилась в предвоенные годы с лесным подвидом северного оленя. После организации заповедника численность северного оленя стала стремительно нарастать и к концу 40-х годов достигла максимума. Олени встречались по всей территории заповедника. С 60-х годов начался постоянный спад численности. Причину этого явления выяснить не удалось. В настоящее время северный олень очень редко встречается по Абаканскому хребту в районе верховий реки Кокши и ее притоков. Основная часть популяции северного оленя находится на хр. Бийская грива, значительно севернее территории заповедника.
В центральной части заповедника в фауне появляется сибирский горный козел местное название бун. Распространение козерога в настоящее время определяется особенностями биологии этого вида. В середине прошлого века козерог в заповеднике был довольно многочисленнен и распространен по берегам Телецкого озера до залива Камга, но в результате эпизоотии все животные обитавшие по берегам озера погибли и их территориальные группировки в эьом районе больше не восстановились.
№12 Орнитофауна Алтайского заповедника
Ворнитофауне заповедника отмечено 326 видов птиц. Почти половину этого списка (157 видов) занимают представители самого многочисленного отряда Воробьинообразных. Оставшуюся часть поделили между собой пернатые из 17 отрядов. Из них наиболее представлены отряды: Гусеобразныеили Водоплавающие (28 видов), Соколообразныеили Хищные (29) и Ржанкообразныеили Кулики и Чайки (46 видов). Такому разнообразию видов птиц заповедник обязан своим удачным географическим расположением. Он расположен на стыке монгольских горных степей и пустынь, тибетского нагорья, сибирской тайги и почти беспрепятственного транзита из европейской части континента. Немаловажную роль играет и разнообразие ландшафтов: от долинных степей Чулышмана и черневой прителецкой тайги до высокогорных тундростепей Джулукульской котловины и альпийского ландшафта многочисленных хребтов. Обилие водоемов, многие из которых населены различными беспозвоночными или зарыблены, привлекают водоплавающих и околоводных птиц. В Алтайском заповеднике местная орнитофауна нашла почти полное (94%) отражение. На его территории встречается много краснокнижных видов Российского и республиканского значения. Только в заповеднике уже много лет гнездятся большой баклан (вид из республиканской Красной книги) и орлан-белохвост (вид из Международной Красной книги). На Телецком озере вы можете встретить еще один краснокнижный вид – скопу, которая гнездится по берегам этого водоема, при чем не только на заповедной территории. На Телецком озере можно встретить также выводки кряквы, большого крохаля и гоголя или белобока. (Рассказ: Так его назвали за белые бока самцов. О гоголе хочется поговорить отдельно. Эта птица обитает на озере круглый год. Красивый наряд самцов и характерный свистящий полет этих птиц служит приятным дополнением к мозаике прителецких берегов и возвышающихся над озером хребтов. Если вспомнить историю, то в Княжеской Руси гоголиные гоны (места гнездования гоголей) считались одним из самых ценных владений князя. Гоголиный пух по своему качеству не уступает гагачему и ценился при производстве пуховых спальных принадлежностей для князей. Из-за мест гнездования возникали военные междоусобицы.)
Гагарообразные -чернозобая гагара, встречается на всей территории заповедника по крупным водоемам. Поганкообразные– красношейную поганку, гнездится в Джулукульской котловине, большая поганка(чомга) и черношейная поганка.Веслоногие – большой боклан. Эта самая высокогорная колония на территории России. Птицы гнездятся на высоте 2200 метров над уровнем моря. Аистообразные –в заповеднике встречено 5 видов.
Единственный представитель отряда Фламингообразные– розовый фламингобыл дважды встречен на Телецком озере в его верхней и центральной части.
Гусеобразные –один из самых многочисленных отрядов.Местами многочислен горбоносый турпан – вид, включенный в Красную книгу Республики Алтай. Гнездятся также лебедь – кликун, огарь и широконоска.
Из отряда Соколообразныесамым массовым видом надо назвать черного коршуна. Этого хищника вы часто можете заметить парящим над озером или медленно летящим вдоль берега. Нередок он и над поселками. По берегам Телецкого озера гнездится скопа, вид из Красной книги России. (Рассказ: Возможно, вам повезет, и вы увидите охоту скопы за рыбой. Легкое зависание, стремительный бросок в воду и… Если охота удачна, то птица с рыбой в лапах летит к гнезду или в укромное место, где можно поесть. Но, нередко, скопа без жертвы поднимается над водой и охота за рыбой продолжается. Надо заметить, что скопа питается исключительно рыбой. Многие наивно полагают, что она наносит вред рыбным запасам озера, но по сравнению с ловлей сетями несколько пар скопы даже за гнездовой период не могут составить конкуренцию людям).
Отряд Курообразныепредставлен видами из двух семейств: Тетереиные и Фазановые. Из Тетеревиных наиболее многочисленные белая куропатка и рябчик, нередок глухарь. В южном конце озера весной можно услышать токование тетерева, тундряная куропатка гнездится в высокогорье по каменистым гривам и альпийским лужайкам. Семейство Фазановых представлено одним эндемичным видом и одному представителю – Алтайский улар. Журавлеобразныегнездятся два вида – серый журавль и журавль-красавка из семейства Журавлиные и один вид – коростель из семейства Пастушковые. Оба вида занесены в Красную книгу, первый – в республиканский, второй в российскую.
Отряд Ржанкообразные– самый многочисленный из Неворобьиных.
Голубеобразные –представлены двумя семействами – собственно Голубиными и Рябковыми. Отряд Кукушкообразные –состоит всего из двух видов – обыкновенной и глухой кукушек. Первая распространена очень широко по территории заповедника от прителецких светлохвойных лесов до высокогорных каменистых тундр Джулукульской котловины. Глухая кукушка чаще встречается в темнохвойной тайге. Совы - 7 видов – филин, ушастая и болотная совы, мохноногий сыч, сплюшка, длиннохвостая и бородатая неясыти). Отряд Дятлообразные – в заповеднике гнездятся 7 видов.
Самый многочисленный отряд Воробьинообразныхили Певчих включает 20 семейств. В этом отряде собраны все лучшие пернатые певцы наших лесов: соловьи, славки, а также дрозды. (Рассказ: У певчих птиц есть и яркие представители. Достаточно вспомнить золотистую иволгу с приятным флейтовым голосом или нарядного оранжевого с голубым пестрого каменного дрозда, пурпурно-красную с жемчужными пятнами большую чечевицу или переливающегося перламутром сибирского вьюрка.О том, что воробьиные заняли почти все экологические ниши известно, вероятно, каждому. Они встречаются повсюду и рядом с жильем человека и в суровых труднодоступных скалах альпики, в жаркой пустыне и за полярным кругом. Их способность приспосабливаться поражает. Им не страшен холод, их убивает голод, искусственные подкормки в суровый период года помогают птицам преодолеть этот трудный сезон.
№13 Сказание, легенды, прошлое
Народы, населяющие Горный Алтай имеют богатый и разнообразный фольклор – это мифы и сказки, легенды и предания, героический эпос и песни. В фольклоре нашли свое отражение самые разные стороны жизни народа: далекое прошлое и настоящее, героическое и бытовое, трагическое и комическое. С.4. Алтай – колокол земли, но звон его дан не каждому услышать. Алтай – эпицентр четырех океанов, но не всяк ощутит его. Алтай – стойбище алмысов, но пройдешь мимо и не заметишь их. Алтай называют жилищем трех богов, но прием они оказывают не всем. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их. В определенное время слетает с небосвода мифический конь Аргымак и мчится огненной стрелой над священным Алтаем, но не поймаешь его, не догонишь его и не проскачешь на нем. Размышляя об истоках духовной культуры любого народа, необходимо обратиться к народной памяти и заглянуть в седую старину веков.
О сотворении земли
Раньше вся поверхность земли не имела суши, а была покрыта сплошной водой. То есть на Земле не было сухого клочка земли, было одна вода. Творец тогда послал всех рыб искать землю. Земля же была, но только на глубине моря. Услышав зов своего Творца, рыбы уплыли искать землю. Из всех рыб только щука отыскала землю. За это Кудай наделил щуку большей ловкостью, чем всех остальных рыб. Так щука стала быстре всех рыб. Создатель, взяв от щуки землю стал творить ровную, без всяких бугров, гор и ложбин, поверхность Земли. Так Творец шел и творил свое дело. Вслед за работой к нему пришла усталость и пришел сон. Творец, с чувством удовлетворения заснул, держа в руке горсть земли. К спящему Богу тихонько подошел дьявол, взял горсть земли и побежал. Дьявол бежал, а земля продолжала твориться, но творилась уже не так, как у Создателя. Дьявол прыгнет вверх – сделается гора, ногой надавит вниз – ложок образуется. Так бежал дьявол до изнеможения. Сел утомленный и смотрит на свое творение с недоумением: Творение Бога – прекрасная и ровная степь, а его – горы, бугры, ямы, да ложки и выглядят уродливо на фоне равнины. Создатель и Дьявол-Эрлик были родными братьями. Создатель сильно осердился на дьявола за то, что тот землю испортил горами да буграми, и стал своего брата гнать в преисподнюю. Тогда Эрлик стал просить у Ульгеня немного земли, хотя бы десятину. Осерчавший Ульгень не дает ему десятины. Эрлик просит еще меньше – хотя бы с сажень. И снова ему Ульгень отказывает. Наконец, он просит столько земли, сколько у творца находится под костылем. Творец подумал: что может сделать худого Эрлик из комочка земли под костылем – и дал ему просимый кусочек земли. Эрлик мгновенно залез в эту дырочку и провалился. А из дырочки той вдруг полезли: змеи, ящерицы, лягушки, черви и полетели букашки, мухи, комары и мошки, все что ненужно и вредно для человека. Вот так, гласит легенда, что все худое произошло от Эрлика.
«Когда человек был выслан из Аруунь-сюдюнь в знойную землю, Ульгень показал ему все травы и плоды, годные к употреблению, сказав: «Попробуй и ешь, что тебе нравится». Таргын-нама, отведав всякие растения, травы и плоды, нашел, что все они питательны. В продолжении лета, пока человек питался свежими плодами и растениями, был он свеж и здоров; осенью же, когда трава стала засыхать, и человек начал сохнуть, так что первую зиму провел едва живой. На другой год человек, наученный горьким опытом, стал готовить к зиме свежие плоды и зелень. Когда настала зима, к его запасам стали сходиться разные животные; человек, видя, что запасы его скоро истребятся, стал отгонять их и, не давая есть, начал бить их палками. Оюиженные звери и скоты, пригласив птиц и рыб, принесли жалобу на человека Ульгеню. Ульгень, чтобы рассудить человека с животными собрал всех к Таргын-наме и, выслушав жалобу и объяснение, сказал: «Рыбы и птицы пусть едят, что им угодно; вы, животные, ешьте траву; а ты, человек, ешь семянной хлеб и мясо животных; что потребно для животных, то не бери, а что потребно человеку, вы не берите; ты человек, убивай их, снимай с них кожи и одевайся ими, а мясо вари и ешь» по этому суду животные с боязнью отдалились от человека и стали враждовать против него.
Пока человек питался травой и плодами, он не имел нужды в огне и не знал его. После определения человеку иной пищи, Ульгень достал с неба рукой два камня, белый и черный, взял лист сухой травы и в ладонях измял его, потом, положив траву на один камень, ударил другим, отчего вылетели искры и трава загорелась. Разведши таким образом первый огонь, Ульгень, указав на него, сказал: «Бу от адамнын кучунен ташха туюш-хан от – огонь этот есть огонь, сообщившийся камню от моего отца».
Ульгень и Эрлик создали землю, создали людей. Но только человек забыл, что является такой же частичкой окружающего нас мира, как, например, камень или дерево, как вода или ветер. Для того, чтобы понять и осознать свое место в этом мире человек должен больше общаться с природой, но только так, чтобы это общение не стоило окружающему нас миру слишком дорого. Если человечество в ближайшее время не задумается об этих, в общем – то простых вещах нагрянет катастрофа. Но что мы можем сделать, скажете вы. Осознать себя частицей вселенной, вот что нужно сделать, ведь вся невообразимая вселенная, созданная Ульгенем, и состоит из таких частиц как мы.