Основные мероприятия реализации проекта по созданию системы экологического менеджмента
Прежде всего, при создании системы экологического менеджмента для любого предприятия, в частности для объекта по уничтожению химического оружия города Почеп Брянской области, необходимой мерой является предварительное оценивание воздействия организации на окружающую среду.
На первом этапе реализации проекта объект предоставил исходные данные, полученные в результате экологического аудита, проведенного ранее, без наличия которых создание системы экологического менеджмента является невозможным. В качестве исходных данных были использованы результаты экологических аудитов, изложенные в соответствующих отчетах. Они оказались достаточно полными, для проведения предварительного оценивания воздействия объекта на окружающую среду.
Главной целью предварительного оценивания являлось рассмотрение всех экологических аспектов организации в качестве основы для создания СЭМ.
Необходимость предварительного оценивания воздействия объекта на окружающую среду обусловливается тем, что выполнив такую работу, объект получил полное, определенным образом систематизированное представление о характере и величине ее воздействия на окружающую среду. Зафиксированное на начальном этапе создания СЭМ исходное (базовое) экологическое состояние дало возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения. Вместе с тем это позволяет организации определить свою истинную позицию относительно окружающей среды.Наработанные при этом формы и методы анализа могут быть использованы в дальнейшем в процессе оценивания экологической результативности действующей сформированной СЭМ.
Согласно руководству по выполнению требований ИСО 14001, предварительное оценивание воздействия на окружающую среду включило в себя четыре ключевых области:
- требования законодательных экологических актов и других нормативных документов;
- идентификацию значимых экологических аспектов;
- изучение всех существующих методов и процедур экологического менеджмента;
- оценку информации, поступающей по обратной связи после изучения предшествующих событий, связанных с окружающей средой [20].
В порядок проведения предварительного оценивания состоял из следующих работ:
- создание аналитической группы для выполнения работ;
- определение перечня проблем, подлежащих изучению;
- определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем;
- составление планов работ и их выполнение;
- документированное оформление результатов предварительного оценивания;
- доведение результатов оценивания до организации, участвующей в совместных с объектом работах по созданию СЭМ.
Ответственность за выполнение работ по предварительному оцениванию была возложена на экологическую службу объекта. Ввиду сложности и большого диапазона работ по предварительному оцениванию к специалистам экологической службы были подключены специалисты из других подразделений.
Специалисты аналитической группы определили перечень проблем, подлежащих изучению, с учетом рекомендаций ИСО 14001 и практики проведения предварительного оценивания на промышленных предприятиях.
В число основных проблем были включены: ____________________
Специалистамианалитической группы были выбраны методы изучения установленных проблем: анализ и обработка (в том числе статистическая) зарегистрированных данных, анкетирование, интервью, контрольные листы, прямые измерения, экологическое картографирование.
План предварительного оценивания разрабатывался руководителем аналитической группы, в данном случае руководителем экологической службы организации и утверждался специальным представителем руководства по созданию СЭМ.
Продолжительность предварительного оценивания может составила___________.
Результаты предварительного оценивания были задокументированы в форме отчета. В заключительной части отчета приводятся основные выводы и рекомендации.
Отчет о результатах предварительного оценивания доводится до сведения руководителя объекта и членов Координационного Совета и был представлен для ознакомления внешним заинтересованным сторонам. О результатах предварительного оценивания так же был проинформирован персонал объекта по уничтожению химического оружия.
При предварительном оценивании воздействия объекта на окружающую среду особое внимание, с позиций ИСО 14001 должно быть уделено экологическим аспектам и природоохранным законодательным актам и нормативным документам.
Были идентифицированнызаконодательные акты и нормативные документы, которые распространяются на его деятельность и соблюдение которых контролируется (Приложение 1).Идентифицированные документы включены в Реестр природоохранных документов (РПД). При этом весь формируемый фонд природоохранных документов был систематизирован по определенному признаку, в данном случае по группам (видам) экологических аспектов.
В каждом из разделов РПД документы были сгруппированы в следующем порядке:
- международные договоры, конвенции, соглашения или иные правовые акты, участником (правопреемником) которых является Российская Федерация;
- федеральные законы (подзаконные акты), определяющие правовое регулирование на территории Российской Федерации;
- указы Президента России, Постановления Государственной Думы (Совета Федерации) и Правительства Российской Федерации;
- законы, постановления (распоряжения) органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- положения об органах государственного управления, регулирования и надзора;
- государственные технические регламенты, стандарты (ГОСТы) и строительные нормы и правила (СниПы);
- отраслевые стандарты (ОСТы);
- ведомственные научно-технические документы;
- льготы, разрешения (в т.ч. и лицензии) или ограничения контролирующих (надзирающих) организаций и территориальных органов власти.
РПД представляет собой перечень природоохранных документов, требования которых обязательны для выполнения, составленный по определенной, установленной форме.
По каждому документу, включенному в РПД, был составлен картотечный бланк, в котором обозначено название документа, требование, относящееся к деятельности объекта, процесс (операция), на который распространяется требование документа, ответственный за выполнение требования, подпись и дата разработчика, раздел регистрации изменений требований документа.
Разработку РПД осуществила экологическая служба объекта на основе информации, представленной юридической службой и перечня природоохранных документов местного надзорного органа (Центра обеспечения экологического контроля).
Таким образом, фонд природоохранных документов объекта по уничтожению химического оружия города Почеп Брянской областивключил в себя РПД, сами документы и картотеку. Пополнение фонда по мере появления новых документов, внесение в действующие документы соответствующих изменений и изъятие утративших силу документов выполняет инженер службы охраны окружающей среды.
Содержание требований включаемого в РПД документа (а также внесенных в документ изменений) доводятся службой охраны окружающей среды до сведения должностного лица, в чью ответственность входит выполнение этих требований. Дата доведения информации отмечается в соответствующем картотечном бланке. О принятых необходимых мерах и их характере (приказ, распоряжение, план оргтехмероприятий по обеспечению выполнения требований документа) должностное лицо информирует экологическую службу, о чем делается соответствующая отметка в картотечном бланке.